БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381), Узб. ССР (на 3.) и Туркм. ССР (на Ю.-З.). Состоит из трёх осн. частей: Гиссаро-А лая, Таджикской депрессии и Памира.

ПАМИРО-ФЕРГАНСКАЯ РАСА, раса среднеазиатского Междуречья, одна из малых рас, входящих в большую европеоидную расу. Отличается относительно тёмной пигментацией, узким, сильно выступающим носом, довольно сильным развитием третичного волосяного покрова, брахикефалией. К П.-ф. р. относятся в основном таджики (в особенности горные) и узбеки.

ПАМИРСКИЕ ЯЗЫКИ, группа родственных языков, относящаяся к иранской ветви индоевропейской семьи языков. К П. я. относятся: шугнано-рушанская языковая группа (включает близкие подгруппы - шугнано-баджувскую, рушано-хуфскую, бартангско-орошорскую и сарыкольскую), язгулямский, ишкашимский и ваханский языки. Нек-рые учёные относят к П. я. мунджанский язык. П. я., за исключением язгулямского и мунджанского, распространены как в СССР (Горно-Бадахшанская АО Тадж. ССР), так и в сопредельных р-нах Афганистана, Пакистана и КНР. Язгулямский яз. распространён только в СССР, а мунджанский - в Афганистане и Пакистане. Число говорящих на языках шугнано-рушанской группы ок. 40 тыс. чел., на ваханском яз.- ок. 20 тыс. чел. Все П. я. бесписьменные. Язык письменности сов. памирцев - таджикский, афганских - фарси-дари, пакистанских - урду, китайских - уйгурский. Взаимопонимание носителей П. я. невозможно. П. я. объединяют черты, благодаря к-рым они противостоят др. языкам иран. группы. Фонетич. особенности: наличие т. н. межзубных v и б и заднеязычных щелевых х и у (кроме ишкашимского и мунджанского языков). Морфологич. сходство - в системе местоимений и глагола. Много общих черт в лексике. Среди П. я. наиболее специфичен ваханский яз.: особый тип отражения др.-иран. гласных заднего ряда и, и дифтонга аu, а также гласных переднего ряда и дифтонга ai; более последовательное сохранение др.-иран. глухих смычных р, t, k, групп согласных tr, dr, rt, rd, rs, rz, особое отражение др.-иран. группы sp и др.; в морфологии - наличие индоарийских местоименных форм.

Лит.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966; Соколова В. С., Генетические отношения язгулямского языка и шугнанской языковой группы, Л., 1967; её же, Генетические отношения мунджанского языка и шугнано-язгулямской языковой группы. Л., 1973: Пахал и на Т. Н., Памирские языки, М., 1969; Tomaschek W., Centralasiatische Studien, t. 2 -Die Pamir-Dialekte, W., 1880; G e i g e r W., Die Pamir-Dialekte, в кн.: Grundriss der iranischen Philologie, Bd 1, Abt. 2, Stras., 1901; Morgenstierne G., Indo-iranian frontier languages, v. 2, Oslo, 1938.

Т. Н. Пахалина.

ПAMПА, пампасы (исп. pampa, мн. ч. pampas, заимствовано из языка индейцев кечуа), 1) название нек-рых равнинных терр. с преобладанием травянистой растительности в Юж. Америке. Собственно П. наз. природная область в Аргентине между 29-39° ю. ш. до гор Сьеррас-де-Кордова на 3. Поверхность на В. низмен-

ная (30-150 м) с плоскими западинами и древними долинами. На 3. встречаются дюны; на Ю.-В.- горные массивы Сьерра-дель-Тандиль и Сьерра-де-ла-Вентана (выс. до 1250 м). Климат субтропический с усилением континентальности к 3. Ср. темп-ры янв. от 19 до 24° С, июля ог 6 до 10 °С. Осадки на В. выпадают равномерно, в ср. 800-950 мм в год, на 3. - 300-500 мм (выпадают летом). Характерны сильные юж. ветры памперос. Гл. реки - Парана с притоками Каркаранья и Рио-Саладо. На востоке П. заболочена и прорезана мелиоративными каналами, на западе лишена поверхностных вод, используются подземные. На востоке была покрыта разнотравно-злаковой растительностью на красновато-чёрных почвах (аналог прерий в Сев. Америке), на западе сухая кустарниковая степь с се-рокоричневыми почвами. В наст. время П. распахана (посевы пшеницы и кукурузы) или используется под пастбища. П. - гл. экономический р-н Аргентины. 2) Субтропич. степная растительность, занимающая равнинные пространства на Ю. Юж. Америки и состоящая из злаков и разнотравья. Из злаков наиболее типичны мятлик, ковыль, аристида, перловник, костёр, трясунка, овсяница, келерия; из других семейств обычны смолёвка, песчанка, люпин, горошек, красная вербена; из сложноцветных - крестовник; много касатиковых, миртовых, паслёновых. Представители животного мира П.- белохвостый олень, пума, пампасская кошка, броненосцы, вискача.

ПАМПАНГАНЫ, народность Филиппин. Численность ок. 1 млн. чел. (1970, оценка). Живут на 3. о. Лусон. Говорят на языке индонез. группы малайско-полинезийской семьи языков. По религии П. - католики. Осн. занятие - земледелие и переработка с.-х. культур.

ПАМПАСНАЯ ТРАВА, многолетнее травянистое растение из рода кортадерия сем. злаков.

ПАМПАСОВЫЕ ОЛЕНИ (Odocoileus), род парнокопытных животных сем. оленей. Дл. тела 1,5-2 м, высота 0,8-1,1л, хвост до 28 см; весят до 145 кг. 2 вида: белохвостый, или виргинский, олень (О. virginianus) и олень-мул (О. hemionus); распространены в Америке. У самцов ветвистые рога, самки безрогие. Живут в различных местообитаниях группами по 2-4 особи. Питаются растит. пищей. Объект охоты (используются мясо, шкура и рога).

ПАМПЕРО (исп. pampero), холодный штормовой ветер юж. направлений в Аргентине и Уругвае; иногда с дождями и грозами. Связан с прохождениями холодных фронтов и вторжениями антарктич. воздуха.

ПАМПЛОНА (Pamplona), город на С. Испании, в Пиренеях, в долине р. Арга, притока Арагона. Адм. центр пров. и обл. Наварра. 147,2 тыс. жит. (1971). Предприятия хим., маш.-строит., целлюлозно-бум., пищ. пром-сти. Ун-т. Туристич. центр.

ПАМФИЛИЯ (греч. Pamphylia), древняя область на юге М. Азии между Ликией и Киликией. По антич. традиции, была заселена в глубокой древности выходцами из Греции, смешавшимися с местным населением. С 6 в. до н. э. П. входила в состав перс. царства Ахеменидов, во 2-й пол. 4 в. до н. э. завоёвана Александром Македонским. В 3-2 вв. до н. э. входила в состав гос-в Птолемеев, Селевкидов, Пергама, вместе с к-рым после 133 до н. э. стала владением Рима. В 43 н. э. из Ликии и П. была образована одна рим. провинция. П. являлась областью развитого с. х-ва.

ПАМФИЛОВ Константин Дмитриевич (25.5.1901, с. Мамоново Смоленской губ.,-2.5.1943, Москва), советский гос. и хоз. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в семье служащего. В годы Гражд. войны 1918-20 на воен., сов. и парт. работе. Участник подавления Кронштадтского мятежа 1921. В 1924-27 учился в Моск. ун-те на ф-те сов. права, затем на ответств. работе в Моссовете. В 1937 нач. Гл. управления жил. х-ва Наркомхоза РСФСР, с 1938 нарком коммунального х-ва РСФСР. В 1940-42 зам. пред. СНК РСФСР. В начале Великой Отечеств. войны 1941-45 выполнял ответств. задания по перебазированию пром-сти и эвакуации населения в вост. р-ны страны. С мая 1942 исполнял обязанности пред. СНК РСФСР. Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го созыва. Имя П. присвоено Академии коммунального х-ва в Москве. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), публицистическое произв., непосредственная цель и пафос к-рого - конкретное, гражданское. преим. социально-политич. обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- "эпиграмматическое произведение" (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на обществ. мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония, сгущённая до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем.

П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистич. произв. создавались ещё в эпоху античности, напр. "Лжец..." Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политич. направленности религ. коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисл. образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта, В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политич. оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой франц. революции (знаменитый П. "Что такое третье сословие" Сьейеса). Среди многочисл. образцов П. 19-20 вв. можно назвать "Памфлет о памфлетах" (1824) П. Л. Курье, "Менцель-французоед" (1837) Л. Берне, "Современные памфлеты" (1850) Т. Карлейля, "Наполеон Малый" (1852) В. Гюго, "Я обвиняю" (1898) Э. Золя, антифаш. памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, "Левацкий шик" (1971) Т. Уолфа и др.

В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отд. главы "Путешествия из Петербурга в Москву", 1790), В. Г. Белинский ("Письмо к Н. В. Гоголю", 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой ("Не могу молчать"). Образцы П., обличающих противников социалистич. идеологии, создали К. Маркс ("Господин Фогт"), В. И. Ленин ("Памяти графа Гейдена"), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький. Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирич., разоблачит. художественных произведений, к-рые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политич. установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличит. заданию всю образную структуру произв. (в таких случаях приняты обозначения "роман-П.", "пьеса-П.", "П.-очерк" и т. д.). Таковы мн. утопич. (начиная с "Утопии" Т. Мора) и антиутопич. романы (в т. ч. "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Прекрасный новый мир" О. Л. Хаксли), "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина, "Карьера Артуро Уи" Б. Брехта, "Трест Д. Е." И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского "Моё открытие Америки" и его стихи о "советских помпадурах", роман "У нас это невозможно" (1935) С. Льюиса.

Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh, The pamphlet library, v. 1 - 4, L., 1897-98. В.А. Калашников.

ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА, см. в ст. Память.

ПАМЯТИ 13 БОРЦОВ, посёлок гор. типа в Емельяновском р-не Красноярского края РСФСР. Расположен в 20 км к С. от ж.-д. станции Кача и в 45 км к С.-З. от Красноярска. Стекольный з-д. Посёлок назван в память 13 рабочих-революционеров, расстрелянных в 1919 колчаковцами.

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА, см. в ст. Акт дипломатический.

ПАМЯТНИК, 1) в широком смысле - объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологич. признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального иск-ва. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познават. или историко-художеств. значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегос. значения и представляет собой существ. часть идеологич. воспитания.

2) В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного обществ. воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значит. числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства - необходимая черта художеств. П. независимо от его типа.

Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ - мегалиты и курганы, а также обелиски, пирамиды и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произв., в к-рых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

В античности были созданы основные композиц. типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегорич. илипортретные статуи и скульпт. группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; илл. см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288-289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на пл. Капитолия в Риме; илл. см. т. 1, стр. 73), стелы, арки триумфальные, триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, арх. Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульпт. П., прославляющих определ. человеческую личность, начинается в Др. Греции; в иск-ве эллинизма и Др. Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Антич. П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.- в центрах гор. жизни (напр., на агорах). П. Др. Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространств. композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в ср.-век. Европе - кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преим. на 3.) скульпт. изображения донаторов в церквах. Традицией мн. стран (в т. ч. допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

Итал. мастера кватроченто, опираясь на др.-рим. наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда - свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло, илл. см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512-513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. маньеризма, усиливаются в эпоху барокко и классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в гор. застройке (П. Петру I, "Медный всадник", в Петербурге, бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе).

В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архит. монументы, обычно посвящённые воен. победам (арка на пл. де Голля в Париже, 1806-37, арх. Ж. Ф. Шальгрен, илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й пол. 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся обществ. деятелям и творч. личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт, илл. см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. лит. героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно гос. учреждения (в России - Мин-во двора), то в 19 в. отд. П. создаются на средства, собранные различными обществ. к-тами и комиссиями (напр., памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, арх. П. С. Богомолов; илл. см. т. 17, табл. I, стр. 16).

Нарастание психологич. конкретности образа в скульпт. П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в кон. 19 - нач. 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901- 1906, скульптор X. Ледерер). Усиление общественно-политич. роли пролетариата отражается в П., славящих труд ("Памятник труду" в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульпт. мемориальных сооружений, как правило, посвящённых памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагич. события и героич. свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистич. консерватизм мн. П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфич. насыщенностью образов [П. "Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы ("Варшавская Нике") в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразит. П., лишённого аллегорич. или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939-45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

С первых лет Сов. власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революц. идей и передающих пафос социалистич. переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач иск-ва (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920-30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в гор. ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, арх. С. Е. Чернышёв), многофигурные композиции, поясняющие осн. мысль П. с помощью дополнит. образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Г. Лангбард; илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289). Особенно широка программа сооружения П., посвящённых подвигу сов. народа в Великой Отечеств. войне 1941-45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, арт. орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотич. воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Сов. Союза и дважды Героев Социалистич. Труда. В 1960- 1970-е гг. возросшие масштабы гор. пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульпт. П., иногда - использование символич. неизобразит. форм. Необычайно многообразна тематика сов. П.: посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950-70-х гг. - пам. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; илл. см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, арх. Р. А. Бегунц и др.; илл. см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, арх. С. Б. Сперанский; илл. см. т. 13, табл. XIX, стр. 368-369), В. И. Ленину на пл. Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Чеканаускас; илл. см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, арх. Й. Нетер). К

Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960-1970, Сб. ст.], М., 1973; Еllеnius, Den offentliga konsten och ideologierna, Stockh., 1971; Ке11ег U., Reitermonumente absolutistische Fursten, Munch.-Z., 1971.

А. В. Иконников.

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ, см. Археологические памятники.

"ПАМЯТНИКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ РОССИИ С ДЕРЖАВАМИ ИНОСТРАННЫМИ", собрание документов по истории внеш. политики Рус. гос-ва 15-17 вв. (т. 1-10, СПБ, 1851-71). Включены документы о сношениях России с Рим. империей, папским двором и нек-рыми итал. гос-вами (Венеция, Тоскана). В серию вошли архивные материалы фонда Посольского приказа. Материалы "Памятников" - ценный источник для изучения внеш. политики России.

"ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ИСКУССТВА", серийное издание Об-ва любителей древней письменности и иск-ва (возникло в 1877). С 1878 по 1925 (СПБ - Л.) было издано 190 выпусков. В "Памятниках" печатались материалы и исследования по истории др.-рус. лит-ры, обществ. мысли и иск-ва. Среди материалов соч. Кирилла Туровского, "Житие Сергия Радонежского", "Повесть о взятии Царьграда", "Слово похвальное инока Фомы о великом князе Борисе Александровиче" и др. В "Памятниках" опубликованы также описания некоторых рукописных собраний.

"ПАМЯТНИКИ, ИЗДАННЫЕ ВРЕМЕННОЮ КОМИССИЕЮ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ", высочайше учреждённой при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе", собрание документов по истории Украины, Белоруссии и частично Литвы (т. 1-4, К., 1845-59). Документы издания были извлечены из монастырских и церк. архивов, Литовской метрики, т. н. "гродских" и актовых книг 16 в., а также из частных собраний (Славутского архива кн. Сангушков, библиотеки рукописей Хребтовичей, собраний Мациевича и Свидзиньского и др.). Материалы "Памятников" распределены по 3 отделам. В 1-м отделе помещены документы церк. организаций (Луцкого крестовоздвиженского, Киевского Богоявленского, Львовского и Старосольского братств, Дерманского, Почаевского и др. монастырей). Во 2-й отдел вошли документы о феод. землевладении и х-ве (частные акты "Устав о людях похожих в воеводствах Полоцком и Витебском" и прибавочные статьи к нему, "Почтовый устав", описи имений и инвентари различных владений, описи замков Кременца, Владимира и Луцка). 3-й отдел составили документы по истории освободит. войны укр. и белорус. народов сер. 17 в. и рус.-польск. войны 1654-67. При повторном издании тт. 1-3 (К., 1897-98) были исправлены тексты нек-рых актов, а 3-й т. был пополнен новыми документами. Материалы издания являются важным источником для изучения вопросов социально-экономич. развития, классовой и нац.-освободит. борьбы, культуры Украины и Белоруссии кон. 15-18 вв.

В. Д. Назаров.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, отдельные природные объекты, охраняемые или заслуживающие охраны по своему науч., учебно-просветит., историко-мемориальному или культурно-эстетическому значению (напр., водопад, пещера, живописный утёс, вулканич. или метеоритный кратер, уникальное геологич. обнажение, примечательный валун, редкое или интересное в исгорич. отношении дерево и т. п.). В СССР широкой известностью пользуются Кунгурская пещера, Капова пещера, водопад Кивач и др. П. п. Для большинства П. п. установлен режим заказников, а для особо ценных природных объектов - режим заповедников. Иногда к П. п. относят отд. охраняемые терр. значит. размеров (леса, участки долин, побережий, горных хребтов), к-рые точнее называть охраняемыми ландшафтами или урочищами.

ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Память в нейрофизиологии. П. свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём П., длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток (нейронов) мозга и усложнения его структуры. Физиол. исследования П. обнаруживают 2 осн. этапа её формирования, к-рым соответствуют два вида П.: кратковременная и долговременная. Кратковременная П. характеризуется временем хранения информации от секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и др.). Долговременная П., время хранения информации в к-рой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную П. Переход от первого вида П. ко второму постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная П. основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определённых нейронных систем. При переходе к долговременной П. связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отд. клетках. Опыты с иссечением участков коры больших полушарий головного мозга и электрофизиологич. исследования показывают, что "запись" каждого события распределена по б. или м. обширным зонам мозга. Это позволяет думать, что информация о разных событиях отражается не в возбуждении разных нейронов, а в различных комбинациях совозбуждённых участков и клеток мозга. Нервные клетки не делятся в течение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Новые нейронные системы фиксируются за счёт изменений в межнейронных контактах - синапсах, в к-рых нервный импульс вызывает выделение спец. химич. вещества- медиатора, способного облегчить или затормозить генерацию импульса следующим нейроном. Долговременные изменения эффективности синапсов могут быть обусловлены изменениями в биосинтезе белков, от к-рых зависит чувствительность синаптической мембраны к медиатору. Установлено, что биосинтез белков активируется при возбуждении нейронов на разных уровнях организации ЦНС, а блокада синтеза нуклеиновых кислот или белков затрудняет или исключает формирование долговременной П. Очевидно, что одна из функций активации синтеза при возбуждении - структурная фиксация нейронных систем, что и лежит в основе долговременной П. Имеющиеся экспериментальные данные не позволяют пока решить, происходит ли проторение путей распространения возбуждения за счёт увеличения проводимости имеющихся синапсов или в результате возникновения дополнит. межнейронных связей. Оба возможных механизма н