БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381тему каналов, идущих от Сены и её притоков, П. связан с pp. Рейн, Рона, Луара, а также с Сев. пром. р-ном. Грузооборот речного порта 24 млн. т (1972). Осн. грузы: стройматериалы, нефтепродукты, уголь, металлы. Гл. порт - Женвилье. П.- крупный узел междунар. возд. линий. Гл. аэропорты - Орли, Ле-Бурже и "Шарль де Голль" (общий пассажирооборот всех аэропортов 16,1 млн. чел. в 1972). В П. разветвлённая сеть линий метрополитена, автобусных сообщений; парк легковых автомобилей достигает 2,8 млн. шт. (1972). Движение автотранспорта затруднено; в часы "пик" поток автомобилей с трудом пропускают даже самые широкие улицы, не хватает места для стоянки машин. Гор. власти пытаются решить проблему транспорта с помощью постройки скоростных линий метрополитена (часть первой такой линии Восток - Запад уже пущена в эксплуатацию) и подземных гаражей, сооружения радиальных и кольцевых скоростных автодорог.

В Парижском р-не ухудшается состояние природной среды, воды р. Сена отравляются и засоряются гор. отходами, воздух загрязняют отработанные газы автомобилей и пром. предприятий. В П. сравнительно мало зелёных насаждений (8м2 на 1 жит.; в Лондоне - 9, в Вене - 25, в Москве - 38). А. Е. Слука.

Архитектура. П.- один из наиболее своеобразных, неповторимых городов мира, где обширные торжеств. ансамбли, здания в стилях ренессанса и классицизма, парки и скульптура, парадные площади, эспланады, бульвары и проспекты соседствуют с уютными, живописными набережными, скверами, уличками, восходящими к ср. векам, а теперь и со скоростными автомагистралями, районами новых зданий и небоскрёбов. Архит. облик П. складывался на протяжении многих веков, сочетая в себе черты разных стилей, но сохраняя художеств. цельность (гл. обр. за счёт единства высоты застройки и соразмерности пространств. структур). П. имеет радиально-кольцевую структуру планировки, сложившуюся ещё в средневековье. Её основу составляют улицы, пересекающие П. с С. на Ю. через о. Сите (линия бульваров Себастополь, Страсбур и Сен-Мишель) и с В. на 3. (улицы Сент-Антуан и Сент-Оноре), проходящие параллельно Сене, берега к-рой в Большом П. соединяет св. 60 мостов. Радиальные магистрали пересекаются широкими кольцами бульваров, проложенных на месте бывших крепостных стен. От галло-рим. периода сохранились руины амфитеатра 1 в. и терм 2-3 вв. Исторически в П. сложились три центра, вокруг к-рых разрастался и группировался город. Первые два располагались соответственно на о. Сите (с 3 в.), где позже сосредоточилась гос. и религ. власть П., и на левом берегу Сены, где в 12-13 вв. сложился университетский центр. В 5-13 вв. велось церк. стр-во, образовалось кольцо гор. укреплений; кроме того, город обрастал монастырями, вокруг к-рых развивались новые поселения. Культурный и экономич. рост П. связан с расцветом романского (11-12 вв.) и готич. (сер. 12 - нач. 16 вв.) стилей (башни: Иоанна Бесстрашного, кон. 14 в.; Сен-Жак, нач. 16 в.; церкви: Парижской богоматери собор; Сен-Жермен-де-Пре, 11 - 17 вв.; Сен-Мартен-де-Шан, 12-13 вв.; Сен-Пьер-де-Монмартр, сохранились части 12 в.; Сен-Жюльен-ле-Повр, 12-17 вв.; Сен-Жермен-л'Оксерруа, сохранились части 13-15 вв.; Сен-Северен, 13-16 вв.). В это время определился третий ист. гор. центр - расположенные на правом берегу Сены торг. и ремесл. р-ны. После Столетней войны 1337-1453 в П. сооружаются здания гл. обр. частного характера: отель Клюни (ныне музей; начат в 1485), отель де Сане (начат в 1474). Стр-во с прежней силой возобновляется в 16-17 вв., когда в хаотическую ср.-век. застройку вносится элемент рационального и регулярного планирования. В этот период складывались главнейшие классицистические ансамбли П. (площади: Вогезов, 1606-12, арх. Н. де

Шатийон, илл. см. т. 7, стр. 210; Вандомская, 1685-1701, илл. см. т. 7, табл. XIII, стр. 208-209, и Побед, 1685- 1686, обе арх. Ж. Ардуэн-Мансар), строились важные в градостроит. отношении объекты (мост Пон-Нёф, 1578- 1606, арх. Ж. Б. Дюсерсо; "Фонтан невинных", 1547-49, скульптор Ж. Гужон; ворота Сен-Дени, 1672, арх. Ф. Блондель, илл. см. т. 3, стр. 428), дворцы (Лувр, илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257, т. 14, стр. 287 и 355; Тюильри, начат в 1564, арх. Ф. Делорм, не сохранился, с павильоном Флоры, 1600-08, арх. Ж. II А. Дюсерсо; Люксембург, 1615-20, арх. С. де Брос; Пале-Руаяль, 1629-36, арх. Ж. Лемерсье), обществ. здания (Сорбонна, начата в 1629, с церковью, 1635-54,- все арх. Ж. Лемерсье; Коллеж четырёх наций, ныне Ин-т Франции, начат в 1661, арх. Л. Лево), особняки-отели (Карнавале, ныне музей, начат в 1544, арх. П. Леско, скульптор Ж. Гужон, 1660-61, арх. Ф. Мансар; Сюлли, ок. 1624, арх. Жан А. Дюсерсо), монастыри (Валь-де-Грас, 1645-1710, арх. Ф. Мансар, Ж. Лемерсье, Г. Ледюк), церкви (Сен-Рош, с 1653- арх. Ж. Лемерсье, с 1705 арх. Ж. Ардуэн-Мансар, окончена в 1735, арх. Р. де Кот), разбивались бульвары (Большие, 1670-е гг.). Гл. градостроит. работы 18 - нач. 19 вв.- создание площадей Людовика XV (ныне Согласия; 1753-75, арх. Ж. А. Габриель) и Каррузель с триумфальной аркой (1806, арх. Ш. Персье и П. Фонтен), стр-во застав (1784-89, арх. К. Н. Леду, илл. см. т. 12, табл. XXVI, стр. 336-337). Реконструктивные градостроит. мероприятия получили широкий размах в 1853-96, во многом благодаря деятельности Ж. Э. Османа, префекта деп. Сены. Были проложены важнейшие трансп. артерии (напр., улица Риволи, ось, составленная бульварами Страсбур, Себастополь и Сен-Мишель), созданы площади с прямыми радиально расходящимися улицами (площадь Республики, 1854-62, и улицы, на неё выходящие), разбиты скверы и лесопарки (Булонский, 1852-58, и Венсеннский, 1859-60, леса). В богатых бурж. жилых кварталах, находящихся в зап. части П., где были также проведены крупные работы по благоустройству (асфальтирование улиц, газовое освещение и т. д.), имеются исключительные по ширине, озеленению и респектабельности зданий улицы. В вост. и сев. кварталах, населённых рабочими, ремесленниками и мелкими служащими, - большая скученность населения, много старых зданий, лишённых коммунальных удобств, жилые дома чередуются с пром. предприятиями. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. стр-во велось в духе эклектики (театр "Гранд-Опера", илл. см. т. 6, стр. 130; базилика Сакре-Кёр, начата в 1875, арх. П. Абади, освящена в 1919) и стиля "модерн" (входы в метрополитен, ок. 1900, Э. Гимар, илл. см. т. 16, стр. 402; театр Елисейских полей, 1911-13, арх. О. и Г. Перре). В нач. 20 в. интенсивно росли жилые кварталы на окраинах города, строились мн. магазины, вокзалы, выставочные здания. В 1920-30-х гг. стр-во перешло в пригороды (жилые комплексы: Ле-Пре-Сен-Жерве, 1929; Пантен, 1930-33; Дранси, 1934). После 2-й мировой войны 1939-45, особенно в 1950-е гг., в пригородах П. строятся крупные жилые массивы (Бобиньи, Баньё, Масси-Антони, Сарсель, Баньоле и др.). Всё же гигантское скопление населения на небольшой терр. порождает множество сложнейших внутригородских проблем, в т. ч. острый жилищный кризис. Решению жилищной проблемы мешают ограниченность муниципальных кредитов на жилищное стр-во, частная собственность на землю, спекуляция земельными участками, а также сильная изношенность значит. части жилого фонда. В 60-х - нач. 70-х гг. ведётся дальнейшее интенсивное стр-во жилых ансамблей на периферии П. (Кретей, Нантерр), обновляются центр. р-ны П. путём вкрапления в существующую застройку единичных зданий (здание ЮНЕСКО, 1953-57, арх. М. Л. Брёйер, Б. Зерфюсс, инж. П. Л. Нерви; дом Радио, 1959-63, арх. А. Бернар; здание ЦК Франц. компартии, 1966-71, браз. арх. О. Нимейер), комплексно решаются градостроительные проблемы (расположенные за адм. границей П. Нац. центр пром-сти и техники, 1958, арх. Б. Зерфюсс, Р. Камело, Ж. де Майи, илл. см. т. 9, стр. 527, и новый общественно-деловой центр у пл. Дефанс, включающий 20 небоскрёбов, начат в 1964; илл. см. т. 7, табл. XIII, стр. 208-209). Вне связи с окружающей застройкой создаются высотный деловой центр Мен-Монпарнас (с 1964, арх. Э. Бодуэн, Ж. Дюбюиссон, Р. Лопез и др.), жилой и общественный комплекс "Фронт Сены" (с 1965, арх. Р. Лопез, А. Потье, М. Олле, М. Пру). В результате этого архит. облик города частично утрачивает присущую ему цельность и органичность. Гл. проблема - сохранение неповторимости П. и ограничение роста города - решается путём постройки городов-спутников и постепенной его децентрализации.

Мост Понт-о- Шанж (1853) и Дворец Правосудия (14 -18 вв.; дворец Консьержери, начат в 14 в., Часовая башня - 1370).

Площадь Вогезов. 1606-12. Архитектор Н. де Шатийон.

Монастырь Валь-де-Грас. 1645-1710.

Архитекторы Ф. Мансар, Ж. Лемерсье, Г. Ледюк.

Главные ансамбли П. На острове Сите - Дворец Правосудия (1783- 1786, арх. П. Демезон, Ж. Д. Антуан), построенный на месте королевского замка и включающий дворец Консьержери (восходит к 14 в.), Часовую башню (1370, оформление часов - ок. 1585, скульптор Ж. Пилон) и часовню Сент-Тапель (1243-48, витражи 13-15 вв.), собор Парижской богоматери (1163-1257; илл. см. т. 7, табл. IX, стр. 208).

На левом берегу Сены - Дом инвалидов (1671-1676, арх. Л. Брюан) с Собором инвалидов (1680-1706, арх. Ж. Ардуэн-Мансар), открытый на Эспланаду инвалидов с мостом Александра III (1896-1900), к-рый выходит на правом берегу к выставочным зданиям Большого (арх. А. Деглан и др.; илл. см. т. 5, табл. XXVIII, стр. 544-545) и Малого (арх. Ш. Жиро) дворцов (оба - 1900). Близ Дома инвалидов начинается др. ось: Воен. школа (1751-75, арх. Ж. А. Габриель), идущее к Йенскому мосту (1809- 1813) Марсово поле (совр. планировка - 1908-28) с Эйфелевой башней (1889; илл. см. т. 3, стр. 68); на правом берегу эту ось завершает дворец Шайо (1936, арх. Л. Азема и др.). Среди левобережных ансамблей - Пантеон (1758-90, арх. Ж. Ж. Суфло), библиотека Сент-Женевьев (1843-50, арх. А. Лабруст) и церковь Сент-Этьенн-дю-Мон (перестроена в 1492-1626).

Двор Сорбонны. Начат в 1629. Архитектор Ж. Лемерсье.

Собор инвалидов. 1680-1706. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар.

Гл. центр ансамблей правого берега Сены - скрещение на пл. Согласия двух осей. Лувр (1546- сер. 19 в.) с садом Тюильри (17 в., арх. А. Ленотр, илл. см. т. 14, стр. 330), пл. Согласия, Елисейские поля (17 в., арх. А. Ленотр, застроены гл. обр. в 19 в.) и пл. де Голля (б. пл. Звезды) с триумфальной аркой (1806-37; илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529; т. 7, табл. XIII, стр. 208-209) образуют гл. цепь архит. ансамблей центра города, представляющую в пространств. отношении анфиладу площадей. Этой оси перпендикулярна ось, образуемая улицей Руаяль (1732), к-рая ведёт от пл. Согласия на С. к пл. Мадлен с церковью Ла-Мадлен (начата в 1806, арх. П. Виньон, освящена в 1842); на Ю. за Сеной ось завершается Бурбонским дворцом (Палата депутатов, начата в 1722, фасад 1804-1807, арх. Б. Пуайе).

Среди важнейших памятников П.- Вандомская колонна (1806-10, арх. Ж. Б. Лепер, Ж. Гондуэн), рельеф "Марсельеза" на триумфальной арке (1833-36, скульптор Ф. Рюд), Стена коммунаров на кладбище Пер-Лашез (1909, скульптор П. Моро-Вотье), могила Неизвестного солдата под аркой Звезды (1921), Мемориал Мучеников Сопротивления на холме Мон-Валерьен (1960-61), Мемориал Погибших в фаш. концлагерях (на о. Сите; 1961, арх. А. Пенгюссон; илл. см. т. 16, табл. VII, стр. 64-65).

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В П. находятся Парижский университет, Коллеж де Франс, Высшая практич. школа, Нац. политехнич. ин-т, Высшая нормальная школа, Высшая нац. школа технич. образования, Католич. ин-т П., св. 40 т. н. независимых ин-тов, 2 консерватории (драматич. искусства и музыки), школа Лувра, Нац. высшая школа изящных иск-в и др.; Институт Франции в составе 5 академий, Франц. с.-х. академия, Академия архитектуры, Академия хирургии, Морская академия, Академия латинского мира, Нац. академия медицины, Франц. вет. академия, Нац. центр науч. исследований и др. н.-и. ин-ты и науч. об-ва по всем отраслям науч. знаний; крупнейшие библиотеки Франции - Нац. архивы и Национальная библиотека, а также ок. 50 библиотек академий, университетов, н.-и. ин-тов и науч. об-в; один из крупнейших музеев мира - музей Лувра, Музей Карнавале (история Парижа), Музей совр. иск-ва, Музей Родена, Музей армии, Музей Гиме (история культуры ряда стран Азии), Нац. музей естеств. истории, Нац. музей Ордена Почётного легиона, мемориальные музеи Бальзака, Гюго, Квартира-музей В. И. Ленина и др.

П.- один из крупнейших театр. центров; здесь работают св. 60 театров. Ведущие из них (1974): "Гранд-Опера", "Комеди Франсез", "Театр де л'эст паризьен", субсидируемые пр-вом. Большая группа театров расположена на т. н. Больших бульварах: "Эберто", "Ренессанс", "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Мишодьер", "Матюрен", "Комеди-Комартен" и др. Сцены "Театра Наций", театров "Шатле", "Одеон" предоставляются обычно различным гастролирующим труппам. Популярностью пользуются театры предместий - демократич. крыло франц. театр. иск-ва: "Театр де ла Коммюн" (Обервилье), "Театр Жерара Филипа" (Сен-Дени), "Театр дез амандье" (Нантер), "Театр дю солей" (Венсенн). Имеются многочисл. кафе-театры, сценические площадки, где выступают шансонье. Среди концертных залов-"Плейель", "Пале дю спор", "Олимпия", "Бобино". Подготовкой актёрских кадров занимается Нац. консерватория драматич. иск-ва, музыкантов - Парижская консерватория, кинодеятелей - Институт высшего кинообразования.

Лит.: Barroux R., Paris des origines a nos joursetson role dans l'histoire de la civilisation, P., 1951; Boudet J., Histoire de Paris et des parisiens, P., 1957; Wilhelm J., Paris au cours des siecles, [P., 1961]; Pieg1er G., Paris et ses revolutions, P,, 1970; Измайлова Р., Париж, М., 1954; В и т вер И. А. и С л у к а А. Е., Франция, М.. 1958; БирюковВ. П., Париж, М., 1968; Сытин В. А., Париж - город разный. Очерки, М., 1973; Аркин Д., Париж. Архитектурные ансамбли города, [М.], 1937; Калитина И. Н., Музеи Парижа, Л. -М., 1967; Пи илявский В. И., Лейбошиц Н. Я., Париж, Л., 1968; Париж, [пер. с франц.], М., 1970 (Города и музеи мира); Hoffbauer F., Paris a travers les ages_. 2 ed.. P., 1885; Соntet F., Les vieux hotels de Paris, v. 1 - 21, P., 1908 - 34; Моrizet A., Du vieux Paris au Paris moderne, P., 1932; Воinet A., Les eglises parisiennes. Moyen age et Renaissance, P., 1958; Christ Y., Paris, P., 1961; nauteсоeur L., Paris, v. 1-2, P., 1972.

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1789-94, орган парижского гор. самоуправления в период Великой франц. революции. 13 июля 1789 выборщики Парижа от третьего сословия организовали в ратуше Постоянный комитет как орган муниципальной власти, заменённый 25 июля выборной П. к. 21 мая - 27 июня 1790 был принят новый закон, согласно к-рому П. к. избиралась "активными" гражданами 48 секций, на к-рые этим законом был разделён Париж; принадлежность к "активным" гражданам определялась имуществ. и возрастным цензами. В июле 1789 - сент. 1791 в П. к. преобладали представители конституционно-монархич. буржуазии - фельяны (мэр Ж. С. Байи и др.), в последующий период (до свержения монархии) - бурж. республиканцы - жирондисты (мэр Ж. П. Петион и др.). В кон. июля 1792 в секциях Парижа развернулось движение за низложение короля и за отмену различия между "активными" и "пассивными" гражданами. С нач. авг. 1792 парижские секции стали готовиться к восстанию. В ночь на 10 авг. прежняя П. к. была заменена новой, повстанческой П. к., большинство в к-рой принадлежало якобинцам. Она сыграла крупную роль в свержении монархии, в организации обороны Парижа и всей Франции от наступления иностр. интервентов. В 1793-94 П. к. (выборы в к-рую были проведены в нояб. 1792) являлась важным органом революц. власти (во главе с П. Г. Шометтом, Ж. Р. Эбером и др.). В результате контрреволюц. термидорианского переворота (9-10 июля 1794) П. к. была упразднена, большинство её членов казнено. Взамен П. к. в Париже были созданы 12 не связанных между собой районных муниципальных советов. А. В. Адо.

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871, первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса, просуществовавшее в Париже 72 дня (18 марта - 28 мая). Возникновение П. К. было закономерным историческим явлением, вызванным глубокими социальными противоречиями внутри французского общества, обострившимися к концу 60-х гг. в связи с завершением промышленного переворота, ростом численности и организованности пролетариата, повышением его классовой сознательности; вместе с тем П. К. явилась результатом борьбы французского и международного рабочего класса против капиталистической эксплуатации и политич. господства буржуазии. Во Франции первой попыткой свергнуть бурж. строй было Июньское восстание 1848. К кон. 60-х гг. мысль о революции, к-рая приведёт к уничтожению капиталистич. строя, всё более овладевала умами передовой части франц. пролетариата. Этому способствовала успешная борьба К. Маркса и его сторонников с мелкобуржуазными течениями в 1-м Интернационале.

Франко-прусская война 1870-71 обострила классовые противоречия во Франции. Поражения франц. войск вскрыли гнилость бонапартистского режима и разоблачили предательство нац. интересов страны её правящими кругами. 4 сент. 1870 в Париже началась революция, и империя пала. Франция снова стала республикой (см. Третья республика). Однако новое пр-во, провозгласившее себя "пр-вом нац. обороны", продолжало антинар. политику Наполеона III. Оно отказалось удовлетворить демократич. и патриотич. требования нар. масс и встало на путь саботирования обороны Парижа, осаждённого нем. войсками. Капитулянтская политика пр-ва вызвала возмущение трудящихся Парижа; 31 октября 1870 и 22 янв. 1871 вспыхнули восстания с требованиями провозглашения Коммуны; оба восстания были подавлены. 28 янв. 1871 между Францией и Пруссией было заключено перемирие. Сформированное в феврале новое пр-во А. Тъера (ставленник крупной буржуазии) приняло тяжёлые для Франции условия, подписав 26 февр. Версальский прелиминарный договор о мире. Важным шагом на пути сплочения демократия, сил для борьбы с реакц. политикой пр-ва было создание Респ. федерации Нац. гвардии, к-рая была возглавлена Центр. к-том Нац. гвардии. В Париже и нек-рых крупных провинц. городах (Лионе, Бордо, Марселе) сложилась революц. ситуация. Попытка пр-ва Тьера обезоружить пролет. р-ны (округа) столицы и арестовать членов ЦК Нац. гвардии, предпринятая в ночь на 18 марта, провалилась. Солдаты отказались стрелять в народ, нац. гвардейцы дали отпор правительств. войскам и, перейдя в наступление, заняли правительств. учреждения. Пр-во Тьера бежало в Версаль. Над ратушей Парижа 18 марта 1871 было поднято красное знамя пролет. революции. Врем. пр-вом П. К. стал ЦК Нац. гвардии. В 20-х числах марта под влиянием революции 18 марта в Париже были провозглашены революц. коммуны в ряде провинц. городов (Лионе, Марселе, Тулузе и др.), продержавшиеся по неск. дней (дольше других, 10 дней, просуществовала Марсельская коммуна); гл. причиной их быстрого падения было то, что ведущую роль в них играли мелкобурж. демократы и бурж. радикалы, проявившие нерешительность в борьбе с контрреволюцией.

Провозглашение Коммуны перед Ратушей. Рис. Э. Л. Лами. Журнал "Le monde illustre".

26 марта состоялись выборы, 28 марта она была провозглашена. Из выбранных 86 чел. к середине апреля из неё вышло более 20 представителей крупной и средней буржуазии, 16 апр. были проведены дополнит. выборы. В состав П. К. входило св. 30 рабочих, более 30 интеллигентов (журналисты, врачи, педагоги, адвокаты и др.). Коммуна представляла собой блок пролет. и мелкобурж. революционеров. Ведущую роль в ней играли социалисты, члены 1-го Интернационала (ок. 40); среди них были бланкисты, прудонисты, бакунисты. В составе Коммуны было неск. марксистов или людей, близких к марксизму. Членами П. К. являлись многие видные деятели рабочего движения: Л. Э. Варлен, Э. В. Дюваль, Ж. П. Жоаннар, О. Д. Серрайе, венг. рабочий Л. Франкелъ и др.; в неё входили замечательные представители творческой интеллигенции: врач и инженер Э. М. Вайян, художник Г. Курбе, писатели Ж. Валлес, Э. Потъе, публицисты О. Ж. М. Верморелъ, Э. М. Г. Тридои и др. С пестротой состава П. К. были связаны разногласия по ряду вопросов теории и практики, что привело к образованию двух фракций - "большинства", состоявшего в основном из неоякобинцев (разделяли программу якобинцев 1793-94) и бланкистов, и "меньшинства", ядро к-рого составляли прудонисты.

Историч. значение П. К. состоит в том, что она сломала бурж. полицейско-бюрократич. гос. аппарат и создала гос-во нового типа, представлявшее собой первую в истории форму диктатуры пролетариата. П. К. упразднила постоянную армию, заменив её вооружённым народом (Национальная гвардия) (декрет 29 марта); установила максимум жалованья гос. служащим, равный зарплате квалифицированного рабочего (декрет 1 апр.); отделила церковь от гос-ва (декрет 2 апр.). Несколько позднее была ликвидирована префектура полиции; обязанность обеспечения порядка и безопасности граждан возлагалась на резервные батальоны Нац. гвардии. Новый аппарат власти строился на демократич. принципах: выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна порвала с бурж. парламентаризмом и с бурж. принципом разделения властей. Она была одновременно законодат. и исполнит. органом. 29 марта были созданы 10 комиссий из членов Коммуны: Исполнит. комиссия для общего руководства делами и 9 спец. комиссий: военная; продовольствия; финансов; юстиции; обществ. безопасности; труда, промышленности и обмена; обществ. служб; внеш. сношений; просвещения. 1 мая Исполнит. комиссию заменил К-т обществ. спасения (из 5 чл. Коммуны), наделённый широкими правами в отношении всех комиссий.

Коммуна провела ряд мер для улучшения материального положения широких слоев населения: отмена задолженности по квартплате, безвозмездное возвращение вкладчикам заложенных в ломбард вещей на сумму до 20 франков, рассрочка на 3 года (с 15 июля 1871) для погашения коммерческих векселей. В интересах трудящихся Коммуна приняла решение возложить уплату 5 млрд. воен. контрибуции Германии на виновников войны - б. депутатов Законодат. корпуса, сенаторов и министров Второй империи. Существенными реформами в области со-циально-экономич. политики являлись: отмена ночного труда в пекарнях, запрещение произвольных штрафов и незаконных вычетов из зарплаты рабочих и служащих, введение обязательного минимума зарплаты, организация рабочего контроля над произ-вом на нек-рых крупных предприятиях, открытие обществ. мастерских для безработных и т. п. Серьёзным шагом на пути социалистич. преобразований являлся декрет о передаче предприятий, брошенных бежавшими из Парижа хозяевами, в руки рабочих кооп. ассоциаций, но довести до конца это дело Коммуна не успела.

Одной из крупных ошибок П. К. в области социально-экономич. политики была позиция, занятая ею по отношению к Франц. банку: Коммуна не решилась занять банк и конфисковать хранившиеся в нём крупные ценности (на общую сумму почти в 3 млрд. франков), тем самым она обрекла себя на огромные финанс. и политич. трудности. В значит. мере ответственны за эту ошибку прудонисты. В области школьной и культ.-просвет. политики П. К. проявила большую активность: она развернула борьбу за освобождение школы от влияния церкви, за введение обязательного и бесплатного обучения, за сочетание изучения в школе основ наук с практич. обучением ремеслу; провела ряд мер по реорганизации музеев и библиотек, приняла декрет о передаче театров в руки коллективов артистов, стремясь приобщить к культуре широкие нар. массы.

Во внеш. политике П. К. руководствовалась стремлением к братству трудящихся всех стран, к миру и дружбе между народами. В соответствии с декретом (12 апр.) в мае 1871 была разрушена Вандомская колонна как символ милитаризма и завоеват. войн.

В своей деятельности Коммуна опиралась на обществ. орг-ции - политич. клубы, профсоюзы, к-ты бдительности, секции 1-го Интернационала, женские и др. революц. ассоциации. В борьбе за Коммуну участвовали многие революционеры других стран (среди них польские революционеры Я. Домбровский, братья А., Э. и Ф. Околовичи, итальянец А. Чиприани, русские социалисты - А. В. Корвин-Круковская, Е. Л. Дмитриева, П. Л. Лавров и др.).

Тесную связь с П. К. поддерживал К. Маркс. Ему удавалось передавать в Париж руководителям Коммуны практич. советы, касавшиеся их экономич., политич., воен. деятельности. Он критиковал тактич. ошибки коммунаров (особенно их пассивную позицию в первые две недели после восстания 18 марта), предостерегал их от влияния мелкобурж. элементов.

Первые схватки между коммунарами и версалъцами начались в кон. марта. Помощь пр-ву Тьера оказало командование нем. оккупац. войск: 60 тыс. франц. солдат было отпущено из плена для пополнения версальской армии. 2 апр. версальцы начали наступление на Париж. 3 апр. отряды Нац. гвардии двинулись на Версаль. Поход коммунаров был плохо организован; 4 апр. наступавшие колонны были отброшены назад с большими потерями. Эта неудача не обескуражила защитников революц. Парижа. Несмотря на все трудности (недостаточная оснащённость артиллерией, неудовлетворительная работа интендантства, нехватка опытных и квалифицированных командиров), коммунары оказывали врагу стойкое сопротивление и нередко сами переходили в наступление. Однако воен. руководство, во главе к-рого долгое время стоял Г. П. Клюзере, придерживалось ошибочной тактики пассивной обороны. Клюзере был смещён (30 апр.), его заменил Л. Россель, затем (с 10 мая) Л. Ш. Делеклюз. Крайне отрицательно сказывался на ходе борьбы коммунаров с версаль