БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381блюстителя патриаршего престола, а с 1721 ликвидировал звание П. Руководство церк. делами стал осуществлять Синод. Титул П. был восстановлен на соборе рус. православной церкви 1917-18. Помимо русской, имеются П. константинопольской, александрийской, антиохийской, грузинской (католикос-П.), сербской, болгарской и румынской церквей (см. Православная церковь). П. наз. и главы нек-рых епархий в католич. церкви.

Патриархи в России: Иов (1589-1605); Игнатий (1605-06); Гермоген (1606-12); Филарет (1619-33); Иоасаф I (1634-40); Иосиф (1642-52); Никон (1652-67); Иоасаф II (1667-72); Питирим(1672-73); Иоаким (1674-90); Адриан (1690 -1700); Стефан Яворский (1700-21-местоблюститель); Тихон (1917-25); Сергий (1925-27 - заместитель, в 1927-43 -местоблюститель, 1943-44 - патриарх); Алексий (1945-70); Пимен (с 1971).

В. И. Буганов.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ, см. в ст. Семья.

ПАТРИАРХАЛЬНОЕ РАБСТВО, см. в ст. Рабство.

ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, примитивное земледельческое или кочевое скотоводческое х-во. Возникло в период разложения первобытнообщинного строя в результате выделения больших патриархальных семей, обособившихся в качестве самостоятельных хоз. единиц. П. х. имеет натуральный характер, т. е. производит продукцию для непосредственного потребления (см. Натуральное хозяйство).

ПАТРИАРХАТ (от греч. pater - отец и archo - управляю, властвую; букв.-отцевластие), наиболее распространённая форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществен семье. Переход к П. совершался в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного х-ва: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного произ-ва и ограничение её труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейностъ), утеря хоз. единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокалъный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имуществ. дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.

Вопрос о месте П. в истории общества в течение мн. веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в антич. время были Платон и Аристотель, в ср. века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в осн. чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством сов. учёных. Но и в 20 в. значит. часть бурж. этнографов придерживается теории исконности П.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, [пер. с англ.], Л., 1934; Косвен М. О., Перзход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972. Л. А. Файнберг.

ПАТРИАРШЕСТВО, церковный округ, находящийся в ведении патриарха.

ПАТРИК (Patrick, Patricus) (кон. 4 - сер. 5 вв.), основатель ирландской католич. церкви и её первый епископ. Многие сведения о жизни П. носят легендарный характер; неоднократно оспаривалась историчность самого П. Согласно сведениям, содержащимся в сочинениях, приписываемых П., он родился в Британии, духовный сан принял в Галлии, в 30-е гг. 5 в. начал проповедовать христианство в Ирландии. Причислен католич. церковью к лику святых (17 марта - день св. Патрика, считающегося апостолом и патроном Ирландии, ирландский национальный праздник).

Лит.: The life and legend of St. Patrick, Dublin, 1949; Сarnу J., The problem of St. Patrick, Dublin, 1961.

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. pater-отец и linea-линия), счёт происхождения, родства и наследования по отцовской линии. П. является одним из признаков отцовского рода. Исторически П. следует за матрилинейностъю или же за билинейностью как формой перехода от матрилинейности к П. и сохраняется до наших дней.

ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ БРАК (от лат. pater - отец и locus - место), установившееся в этнографии наименование формы брачного поселения, при к-рой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа. Более точное название такого брака - вирилокальный (от лат. vir -муж). П. б. обычно возникал при переходе от материнского рода к отцовскому роду. Местами практиковался врем. П. б., при к-ром супруги лишь определённое время после брака, часто до рождения ребёнка, жили с родителями мужа, а затем возвращались в селение жены (напр., у туарегов Сахары).

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes-соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - "...одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).

Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы.

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо "...выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся..." (там же, т. 36, с. 328-29). Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. "О национальной гордости великороссов", написанной в годы 1-й мировой войны 1914-18, В. И. Ленин отмечал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости" Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл. содержанием этого понятия становится социализм - объект нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом. По словам Ленина, "без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Наиболее яркое проявление социалистич. П. нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. В условиях консолидации и развития новой историч. общности людей - сов. народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенациональная гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы "...патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Лит.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974; Рогачев П. М., Свердлин, Патриотизм и общественный прогресс, М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм, Национальный вопрос.

М. М. Скибицкий.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АНТИГИТЛЕРОВСКИЙ ФРОНТ (ПАФ), объединение патриотич. сил румынского народа, созд. в июне 1943 по инициативе Коммунистич. партии Румынии (КПР). В ПАФ входили КПР и др. демократич. организации: Фронт земледельцев, осн. в 1933; Союз патриотов, основан в 1942; МАДОС (организация венг. трудящихся в Румынии), осн. в 1934. Лидеры рум. бурж. партий (национал-царанистской и национал-либеральной) отказались присоединиться к ПАФ. Программа ПАФ предусматривала организацию активной, в т. ч. вооружённой, борьбы за свержение воен.-фаш. режима, выход Румынии из войны на стороне фаш. держав и присоединение Румынии к антифаш. коалиции, немедленное прекращение поставок прод. и воен. товаров фаш. Германии, наказание воен. преступников и др. Создание ПАФ явилось важной вехой в ходе подготовки Народного вооружённого восстания в Румынии 1944. В окт. 1944 все входившие в ПАФ орг-ции вместе с профсоюзами образовали Нац.-демократич. фронт, приступивший к осуществлению программы демократич. преобразований в стране. А. А. Язькова.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ ЛАОСА (ПФЛ; Нео Лао Хаксат), массовая политич. орг-ция, объединяющая прогрессивно настроенных лиц и ряд демократич. орг-ций: Союз молодёжи Лао Хаксат, Ассоциацию лаосских женщин, Федерацию патриотич. профсоюзов, Ассоциацию лаосских студентов и др. В тесном контакте с ПФЛ действует Союз патриотич. нейтралистских сил (СПНС). ПФЛ создан на базе Единого нац. фронта Лаоса (Нео Лао Итсала; 1950-56), 1-й съезд ПФЛ (учредительный) состоялся в янв. 1956. В принятой программе осн. цель ПФЛ определялась как "построение мирного, независимого, нейтрального, демократического, единого и процветающего Лаоса". В 1957-58 ПФЛ принял участие в первом коалиционном пр-ве Лаоса, работа к-рого была подорвана реакц. силами. С 1960 ПФЛ выступает в союзе с нейтралистскими силами в борьбе против внутр. реакции. Благодаря усилиям ПФЛ, получившим поддержку прогрессивных сил мира, в Лаосе было достигнуто политическое урегулирование (1962-63). В условиях, когда правые лаосские силы при поддержке США взяли курс на саботаж Женевских соглашений 1962 и сорвали работу нового коалиционного пр-ва, 2-й съезд ПФЛ (6-10 апр. 1964) в т. н. программе действия выдвинул задачи мобилизации лаосского народа на борьбу против империалистич. вмешательства, за полное выполнение соглашений, на превращение освобождённых р-нов Лаоса в прочную политич. и социально-экономич, базу борьбы за осуществление программы фронта. Для защиты освобождённых р-нов было решено создать нац. армию (с 1965 - Народно-ссвободительная армия Лаоса). 3-й съезд ПФЛ (окт. 1968) принял новую политич. программу, в к-рой подчёркивается необходимость всемерного укрепления и расширения объединённого фронта лаосского народа в борьбе против империалистич. агрессии и местной реакции с целью построения мирного, независимого и нейтрального Лаоса. В программе намечаются пути политич. урегулирования в стране на основе создания пр-ва нац. союза и проведения демократич. выборов в Нац. собрание. Были сформулированы в развёрнутом виде положения общедемократич. характера (равенство национальностей, обеспечение демократич. свобод, охрана интересов трудящихся и др.). Последовательные усилия ПФЛ, а также подписание 27 янв. 1973 в Париже Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, существенно улучшившего условия для политич. урегулирования в Лаосе, привели к подписанию с Пи p-вом Суванна Фумы Соглашения о восстановлении мира и достижении нац. согласия в Лаосе (21 февр. 1973) и протокола к нему (14 сент. 1973). ПФЛ развивает связи со мн. междунар. и нац. общественно-политич. орг-циями. Делегации ПФЛ неоднократно посещали СССР и др. социалистич. страны. Пред. ЦК ПФЛ - принц Суфанувонг, ген. секретарь - Фуми Вонгвичит. Печатный орган ЦК ПФЛ - газ. "Лао Хаксат" ("Lao Hak Sat"). к. Юрьев.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (Towarzystwo Patriotyczne), 1) польская тайная орг-ция в 1821-26; осн. группой дворянских революционеров, гл. обр. офицеров, во главе с В. Лукасиньским с целью восстановления нац. независимости Польши. После ареста Лукасиньского и др. радикальных членов П. о. (1822) - сторонников социальных реформ к руководству орг-цией пришли умеренные представители шляхты, что обусловило неудачу переговоров П. о. с декабристами. В 1826 царские власти, арестовав членов П. о., предали их суду польск. сейма, к-рый отказался расценить деятельность П. о. как гос. измену и вынес обвиняемым демонстративно мягкий приговор (1828). 2) Легальная орг-ция ("Патриотич. клуб") в дек. 1830 - авг. 1831; осн. в Варшаве после начала Польского восстания 1830-31; объединяла радикальную интеллигенцию и пользовалась поддержкой средних слоев и гор. низов Варшавы. Председателем П. о. был И. Лелевель, зам. пред.- К. Брониковский и М. Мохнацкий. В дек. 1830 диктатор ген. Ю. Хлопицкий запретил П. о., критиковавшее политику консервативного руководства восстанием. После падения диктатуры (янв. 1831) деятельность П. о. возобновилась: 25 янв. 1831 организованная им в память декабристов демонстрация вынудила сейм провозгласить низложение Николая I. Левое крыло П. о. (Т. Кремповецкий, Я. Чиньский и др.) требовало провозглашения республики, наделения крестьян землёй. Деятельность П. о., оказывавшая революционизирующее воздействие на ход восстания, дала толчок к мощному выступлению нар. масс Варшавы (15 авг. 1831). 17 авг. 1831 получивший диктаторские полномочия ген. Я. Круковецкий запретил П. о.

Лит.: Ольшанский П., Декабристы и польское национально-освободительное движение, М., 1959; Оррmаn e., Warszawskie "Towarzystwo Patriotyczne". 1830-1831, Warsz., 1937; Baumgarten L., Dekabrysci a Polska, Warsz., 1952.

"ПАТРИОТЫ РОДИНЫ", подпольная антифаш. орг-ция, действовавшая в оккупированном нем.-фаш. войсками г. Николаеве на судостроит. з-дах и в c. Гороховке (ныне Октябрьского р-на Николаевской обл.) с нояб. 1942 по март 1944. Руководителем и организатором "П. Р." был мастер Черноморского судостроит. з-да И. В. Козодеров. В июне 1942 он вместе с мастерами этого з-да Е. П. Лубенецким и А. Я. Приходченко составил инициативную группу орг-ции. На подпольном собрании 16 нояб. орг-ция была названа "П. Р.", избрано бюро во главе с Козодеровым; к нач. 1943 насчитывала 97 чел. (3 коммуниста, 7 комсомольцев, остальные беспартийные рабочие и служащие). Члены "П. Р." занимались гл. обр. пропагандистской работой (писали и распространяли антифаш. листовки - отпечатано ок. 4 тыс. экз. на рус. и нем. яз.), а также совершали диверсии на линиях связи, вели разведку, организовали побег сов. военнопленных из фаш. лагерей, спасли в с. Гороховке 500 сов. граждан от угона в Германию. "П. Р." действовали совместно с орг-цией "Николаевский подпольный центр". Благодаря хорошей конспирации "П. Р." не имела провалов, вела борьбу с оккупантами до освобождения города сов. войсками.

Лит. Николаевщина в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Документы и материалы, Од., 1964. Савченко.

ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. мыслителей 2-8 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса поздне-антич. рабовладельч. общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиц. языч. мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич. идеализмом (см. Неоплатонизм).

Первый период П. (2-3 вв.) представлен деятельностью т. н. апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христ. религии целостную филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4-5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич. умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка "каппадокийцев" (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в. появляются Ареопагитики - попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для ср.-век. эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистич. диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.-1-я пол. 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики. В дальнейшем осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-европ. и визант. схоластикой.

Источн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, senesGraeca, t. 1 - 166, P.. 1857 - 66, series Latina, t. 1 - 221, P., 1844 -1864; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latin norum, v. 1-, Vindobonae - Lipsiae, 1867 -(серия не закончена).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-4, СПБ, 1907 -18; Г а р н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский А. А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 - Тринитарный вопрос, 2 изд., Сергиев Посад, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1-3, Utrecht - Brux., 1950-60; A1taner В., Stuiber A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvater, 7 Aufl., Freiburg -Basel -W., 1966. С. С. Аверинцев.

ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco, - февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Служил в венецианском флоте. Учился в Падуе. Преподавал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В осн. соч. "Новая философия универсума" (1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и "родственности" всех вещей - свет, излучаемый божеств, всеединством и пронизывающий весь мир. В "Поэтике" (1582) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость "божественным безумием"-вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

Соч.: L'amorosa filosofia, Firenze, 1963; Delia poetica, v. 1-2, Firenze, 1969.

Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-ХVI вв., М., 1963; Аrсаri Р, Пи pensiero politico di F. Patrizio da Cherso, Roma, 1935; Сrespi L. A., La vita e le opere di F. Patricio, Milano, 1941; Saitta A.,_ Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950; p. 521-67; Кristeller P. O., Eight philosophers of the Italian renaissance, Stanford (Calif.), 1964. Н. В. Котрелев.

ПАТРИЦИАТ, 1) родовая аристократия в Др. Риме (см. Патриции). 2) Высший, наиболее богатый слой населения ср.-век. городов Зап. Европы, закрепивший за собой особые права и привилегии в гор. общине. Экономич. могущество П. основывалось на крупной торговле, ростовщичестве, собственности на гор. земли и т. д. В большинстве случаев П. захватывал власть в городах после приобретения ими прав самоуправления, присваивал себе право избрания гор. совета и замещения гор. магистратур и использовал эту власть в своих интересах: для введения выгодной ему системы налогов, приобретения прибыльных откупов, прямого расхищения гор. средств. Олигархич. правление П. вызывало недовольство широких масс гор. населения, приводившее к восстаниям, в к-рых обычно руководящую роль играли цехи и к-рые оканчивались чаще всего компромиссом П. с цеховой верхушкой. Во мн. городах, особенно больших торг. центрах, П. полностью сохранял свою власть. Положение П. в феод. обществе было противоречивым. С одной стороны, он вырастал на базе гор. товарного х-ва, а с зарождением элементов капитализма нек-рые слои его иногда оказывались связанными с раннекапиталистическими отношениями. С другой стороны, П. обнаруживал тенденцию к сближению с классом феодалов: гор. патриции приобретали вне города зем. владения (с сеньориальными правами), подобно феодалам, стремились обособиться от трудящихся масс в качестве наследств. привилегированного сословия, перенимали образ жизни феодалов и т. д. Ю. А. Корхов.

ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater -отец), в Др. Риме пер'воначально, по-видимому, всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Ouiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей - родовая аристократия. С кон. 6 в. до н. э.. в период формирования классового общества и гос-ва, П. превратились в господствующий класс-сословие Римской республики; экономич. основой их могущества было исключит. право на пользование обществ. землёй (ager publicus). После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с П. (к нач. 3 в. до н. э.) верхушка П., или патрициата, и плебса, слившись, образовали нобилитет. В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегиров. часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций.

Лит. см. при ст. Плебеи.

ПАТРОКЛ, в др.-греч. мифологии один из участников Троянской войны, друг Ахилла. Когда троянцы ворвались в греч. лагерь, стремясь поджечь греч. корабли, П. упросил Ахилла (отказавшегося участвовать в битве из-за ссоры с Агамемноном) отпустить его в бой. Надев доспехи Ахилла, П. отогнал троянцев от кораблей, но сам пал от руки Гектора. Предание о П. содержится в "Илиаде".

ПАТРОЛОГИЯ (от греч. pater, лат. pater - отец и ...логия), раздел христ. богословия, посв. биографиям отцов церкви и истолкованию их произв. П. называются также своды соч. отцов церкви (важные источники по истории церкви). Наиболее обширное изд. такого рода (содержащее также и др. материалы) принадлежит Ж. П. Миню. См. также Патристика,

ПАТРОН (франц. patron, нем. Patrone) (воен.), соединённые посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой (боевой) заряд, капсюль или капсюльная втулка. П. служит для стрельбы из стрелкового оружия и некоторых арт. орудий. Первые П., появившиеся в 17 в., имели бумажную гильзу, в к-рой помещались пороховой заряд и пуля. В 60-х гг. 19 в. появились бум. унитарные П., заключавшие в гильзе пороховой заряд, пулю и капсюль. Вскоре бумажные П. были заменены металлич. унитарными. Применение П., особенно металлических, ускорило заряжание (перезаряжание) оружия и значительно повысило его скорострельность. Совр. П. в зависимости от видов оружия бывают: пистолетные, винтовочные, орудийные, П. охотничьих ружей и др. П. делятся на боевые, вспомогательные (холостые) и учебные (см. также Артиллерийский выстрел).
1923.htm
"ПЕГАЯ ОРДА", русское назв. племенного объединения нарымских селькупов в кон. 16 в. Возможно, возникло в связи с тем, что селькупы носили пёструю одежду из шкурок мелких зверей и птиц. Во главе "П. О." стоял князь Воня. Он имел до 400 воинов, был в союзе с сибирским ханом Кучумом. Оказывал упорное сопротивление рус. воеводам. Лишь после основания Нарыма (1596) "П. О." вошла в состав Рус. гос-ва.

ПЕГЕЛЬМАН, Пээгельманн Ханс Густавович (лит. псевд.- x. pооская) [18(30).12.1875-3.12.1941], участник революционного движения в России, публицист и поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. в Айдуской волости, ныне сельсовет Пайсту Вильяндиского р-на Эст. ССР, в семье крестьянина. Работал учителем, почтовым служащим, с 1899 журналист. В 1903-05 учился в коммерческом ин-те в Лейпциге. С 1905 вёл парт. работу в Ревеле (Таллин); в 1907 руководил конференцией эст. орг-ций РСДРП в Териоках (Финляндия). В 1909 арестован, сослан в Сибирь; в 1911 бежал и эмигрировал в США, где был редактором эст. с.-д. газ. "Уус ильм" ("Новый мир"). В 1917 в Ревеле чл. ред. большевистской газ. "Кийр" ("Луч"), редактор газ. "Тээлине" ("Рабочий") и "Маатамеэс" ("Безземельный"), чл. исполкома Совета рабочих и воинских депутатов Эстонии. В 1918-19 зав. Эст. отделом Наркомнаца в Москве, чл. Центр. бюро ЦК РКП(б) оккупированных областей, чл. пр-ва Эст. трудовой коммуны. С 1919 на журналистской и преподавательской работе в РСФСР; с 1928 проф. Коммунистич. ун-та нац. меньшинств Запада им. Ю. Мархлевского, с 1929 - Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена. П.- поэт революции. Перевёл на эст. яз. "Интернационал", "Марсельезу". В сб. сатирич. стихов "Грубые наброски" (1910) едко высмеивал бурж. строй. Пафос революц. борьбы пронизывает сб. стихов "Весенние ветры" (1926) и сб. поэм "Тем, кто пал в борьбе за братьев" (1936). В 1933 опубл. сб. лит.-критич. статей "С литературного фронта". Чл. ЦК КП Эстонии с 1920. Делегат 1-6-го конгрессов Коминтерна, чл. ИККИ.

Соч.: Luuletused, Tallinn, 1957.