БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть школ учебниками и уч. пособиями, а учителей - рекомендациями по организации и методике обучения (Ф. И. Янкович де Мириево).

До 60-х гг. 19 в. прогрессивные пед. идеи в России развивались преимущественно в русле революционно-демократич. обществ. мысли и составляли её органич. часть (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, А. Н. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Внимание революционеров-демократов привлекали вопросы, связанные с выяснением сущности, цели и задач воспитания, с содержанием и методами воспитания и образования и т. д. Целью воспитания они считали подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистич. мировоззрением, непримиримого борца с обществ. злом, широко образованного и трудолюбивого.

Общий подъём освободит. движения, начавшийся с сер. 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-пед. движение, к-рое носило антикрепостнич. характер. В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы принимали участие видные учёные, писатели, деятели нар. образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. X. Вессель и др.). В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. п. Развернулась борьба против некритич. использования зарубежных пед. теорий и воспитательных систем, началось движение за создание нац. системы воспитания. Всё это способствовало выделению П. в самостоят. отрасль науч. деятельности, разработке её на проф. уровне. Становление П. как науки в России связано с именем К. Д. Ушинского, к-рый, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто П. и психологией к сер. 19 в., создал стройную психолого-пед. концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Ушинский подошёл к пониманию детерминированности воспитания социально-экономич. условиями жизни людей; различение социального формирования человеческой личности и воспитания как целенаправленной деятельности по социальному воспроизводству человека ("воспитание в широком и тесном смысле слова", по терминологии Ушинского) позволило ему вычленить предмет П. как науки. Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы пед. антропологии, к-рая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, т. е. собственно П. Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для серьёзно обоснованной теории образования и обучения, на основе к-рой были созданы лучшие из дореволюц. учебников для нар. школы и разрабатывались методы учебно-воспитат. работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в конце 19 - нач. 20 вв. начинают широко разрабатываться как общие проблемы педагогики и дидактика (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отд. учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семёнов и др.).

Пед. идеи Ушинского оказали влияние на развитие пед. мысли др. народов России (Я. С. Гогебашвили, И. Я. Яковлев, Г. Агаян, И. Алтынсарин, Р. Эфендиев и др.).

Поворотным пунктом в становлении и развитии подлинно научной П. явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом в сер. 19 в. теории диалектик, и историч. материализма. Сформулированное основоположниками научного коммунизма положение о том, что сущность человека - это совокупность общественных отношений, которые он "переносит" на себя в процессе общественно-практической деятельности , что люди, активно воздействуя на окружающую природу и общественную среду, изменяют тем самым и свою собственную природу, выявило пути и факторы социального формирования личности. В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнич. образования; формы и методы соединения обучения с производит. трудом; соотношение между семейным и обществ. воспитанием и др. Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистического воспитания нового человека. Они показали, что реализация этой теории возможна только после установления власти рабочего класса.

Осн. положения марксистского учения о воспитании были развиты и конкретизированы В. И. Лениным: в социалистич. обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение, выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества. Средствами для достижения этой цели являются широкое науч. образование на политехнич. основе, связь обучения с производит. трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Учение Ленина о социалистич. культуре, просвещении и коммунистич. воспитании стало основой сов. П.

Педагогическая наука в СССР. Великая окт. социалистич. революция создала необходимые предпосылки для претворения в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Сов. пед. наука, руководствуясь учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, гл. внимание уделила разработке принципов построения единой трудовой политехнич. школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, А. С. Макаренко и др.).

Разработка теоретич. проблем сов. П., связанных с выяснением взаимоотношений с др. науками, с определением её предмета, задач и методов и т. п., вызвала необходимость критич. пересмотра пед. концепций и теорий прошлого.

Уже в 20-е гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве н.-и. ин-ты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), науч. педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Ин-т научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Ин-т политехнич. образования (в 1937 преобразован в Ин-т ср. школы). В 1938 все н.-и. ин-ты пед. профиля были объединены в Ин-т школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й пол. 20-х гг. пед. н.-и. учреждения были открыты на Украине (1926), в Белоруссии (1928), в Грузии (1929), в Азербайджане (1931), в 40-50-е гг.- в др. союзных республиках (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В 1943 с целью консолидации н.-и. работы в области П. учреждена Академия пед. наук РСФСР, преобразованная в 1966 в Академию педагогических наук СССР.

Становление и развитие сов. П. связано с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский, И. Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Э. И. Моносзон, Н. И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. 3. Смирнов, Ф. Ф. Королёв, Д. О. Лордкипанидзе, И. К. Кадыров, М. М. Мехти-заде, А. А. Курбанов, С. X. Чавдаров, А. Э. Измайлов, С. Р. Раджабов (история педагогики) и др. За годы Сов. власти подготовлены науч. издания пед. сочинений мн. выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента пед. науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критич. анализу были подвергнуты осн. течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).

Обобщению и систематизации достижений сов. П. способствовала подготовка учебников и уч. пособий по П. и истории, а также подготовка справочно-энциклопедич. изданий ("Педагогическая энциклопедия", т. 1-3, 1927-29; "Педагогический словарь", т. 1-2, 1960; "Педагогическая энциклопедия", т. 1-4, 1964-68).

Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет гл. направление совр. исследований в марксистской пед. науке. П. обосновывает пути развития содержания образования, приведения его в соответствие с потребностями социалистич. экономики, культуры и науки. Для эпохи научно-технич. революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма науч. образования, к-рое должно давать школа при почти не изменяющихся возможностях её самой и уч-ся (продолжительность срока обучения, длительность уч. дня, физич. силы и утомляемость уч-ся и т. п.). П. разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора науч. материала, подлежащего изучению в школе, и т. п.

Направление исследований в области организации уч. работы связано с поисками путей активизации уч-ся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, имеющие целью модернизацию классич. формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы уч-ся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у уч-ся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в П. является разработка вопросов, связанных с идейно-политич. и нравств. воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистич. мировоззрения (содержание и закономерности процесса формирования коммунистич. взглядов и убеждений, действенные пед. средства, обеспечивающие выработку у молодёжи единства коммунистич. сознания и поведения). Дальнейший прогресс П. как науки в значит. степени зависит от разработки теоретич. проблем, связанных с уточнением её предмета, категорий, терминологич. аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с др. науками.

Большую актуальность имеют также пед. исследования, посв. истории отдельных пед. проблем и их решений, генезису различных пед. концепций, теорий, методов, понятий и т. д. Такой подход превращает историю педагогики в подлинную историю науки о воспитании, придаёт историко-пед. исследованиям прогностич. значимость.

В др. социалистических странах разработке проблем П. также уделяется большое внимание; созданы пед. н.-и. ин-ты (в ГДР -Академия пед. наук). В европ. социалистич. странах сформировалось поколение педагогов-марксистов, к-рые вносят существенный вклад в разработку теории и практики коммунистич. воспитания (Г. Нойнер, К. X. Гюнтер, Э. Дрефенштедт, X. Штольц, Г. Франкевич и др.- ГДР; М. Ципро, Б. Куял.С. Маржан, Э. Страчар, Г. Павлович, О. Павлик, Л. Бакош и др.- Чехословакия; В. Оконь, И. Куписевич, К. Сосницкий и др.- Польша; Н. Чакаров, Д. Цветков, Ж. Атанасов и др.- Болгария; И. Сарка, Ш. Надь, Е. Фельдеш и др.- Венгрия и т. д.).

Современная буржуазная педагогика. Разработку пед. проблем в крупнейших капиталистич. странах осуществляют: в США - Амер. ассоциация исследований, Нац. ассоциация образования, общество "Фи Дельта Каппа", Бюро пед. тестирования, кафедры и др. подразделения Колумбийского, Гарвардского, Принстонского, Чикагского и др. ун-тов; в Великобритании - Нац. ин-т пед. исследований, Ин-т педагогики Лондонского ун-та; во Франции - Нац. ин-т пед. исследований и пед. документации, нек-рые региональные пед. центры; в ФРГ- Нем. ин-т науч. педагогики, ин-ты Коменского, междунар. пед. исследований и др.

В совр. бурж. П. отсутствует единство в подходах к основным проблемам воспитания, что является следствием её зависимости от различных школ идеалистич. философии, от тех или иных религиозных учений и находит отражение в названиях самих течений, выделяемых в рамках П.: П. неопозитивизма (Б. Рассел, Т. П. Нанн), П. экзистенциализма (Ж. П. Сартр, О. Ф. Больнов), католич. П., или П. неотомизма (Ж. Маритен, Ф. К. Эггерсдорфер), евангелич. П. (М. Штальман, К. Шаллер) и т. д. По существу это не собственно пед. течения, а точки зрения на воспитание представителей соответствующих философских или религ. учений. Наблюдается тенденция к раздроблению П. на частные дисциплины, к-рым нередко придаётся самодовлеющее значение: сравнительная П. (Д. Бередей, У. Брикмен, Дж. Лоурайс, Ф. Хилькер, Л. Фрезе), кибернетич. П. (Ф. фон Кубе, Г. Франк), групповая П. (М. Кельбер, Э. Гофман) и т. д.

Наибольшее место в совр. бурж. П. отводится разработке проблем дидактики, особенно раскрытию психология, механизмов обучения и учения (Дж. Бруннер, Ж. Пиаже, Г. Рот) и их максимальной индивидуализации, граничащей с индивидуальным обучением. Применительно к этим целям разрабатывается методика использования в обучении аудиовизуальных средств. Популярное в 50-60-х гг. программированное обучение не оправдало возлагавшихся на него надежд: спец. исследования, проводившиеся в США в конце 60-х гг., показали неэффективность 70% обучающих программ. Во мн. странах, прежде всего в США, большое внимание уделяется проблемам модернизации содержания образования. Усилилась разработка вопросов нравственного воспитания, к-рые трактуются, как правило, в духе религиозной морали, индивидуализма и абстрактного гуманизма. Зависимость от идеалистич. философии и социально-политич. идеалов империалистич. кругов определяет осн. направленность изысканий в области воспитания, к-рое используется для внедрения в сознание молодёжи "моральных ценностей" бурж. общества, идей "социального партнёрства", конвергенции и т. д. Невозможность решить насущные проблемы обучения и воспитания в условиях капитализма способствует распространению убеждения, что школа вообще изжила себя и что общество будущего сможет обходиться без неё. В большинстве случаев в работах буржуазных педагогов по вопросам воспитания явно или скрыто проповедуется антикоммунизм. значит. противодействие распространению бурж. концепций воспитания в капиталистических странах оказывают педагоги-марксисты, пропагандирующие достижения социалистич. педагогики и подвергающие критике антидемократизм и антинаучность теории и практики воспитания в бурж. мире.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Блонский П., Педагогика, 8 изд., М., 1924; Пи истрак, Педагогика, М., 1936; Медынский e. n., История русской педагогики, 2 изд., М., 1938; Педагогика. Под ред. П. Н. Груздева, М., 1940; Педагогика. Под ред. И. А. Каирова, 2 изд., М., 1948; Шимбирев П. Н., Огородников И. Т., Педагогика, М., 1954; Педагогика. Под ред. И. А. Каирова, М., 1956; Королев ф. ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958; Королев ф. ф., Равкин З. И., Корнейчик Т. Д., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 - 1931, М., 1961; Общие основы педагогики. Под ред. ф. ф. Королева, В. Е. Гмурмана, М., 1967; Педагогика, М., 1968; Огородников И. Т., Педагогика, М., 1968; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1969; Константинов n. a., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 4 изд., М., 1974; Чакъров Н., Съвременната буржоазна педагогика София, 1964; Вramеld Т., Philosophies of education in cultural perspective, N. Y. 1955; Ga1 R., Ou en est la pedagogic. P., 1961; Сhmaj L., Prady i kierunki w pedagogice XX wieku, Warsz., 1963; Wilhelm Th., Padagogik der Gegewart, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Ваllauf Т h., Systematische Padagogik, 2 Aufl., Hdlb., 1966; Roth H., Padagogische Anthropologie, Bd 1 - 2, Hannover, 1966-71; Hlstona wychowania. Pod red. L. Kurdybachy, t. 1 - 2, Warsz., 1967 - 68; Ballauf Th., Schaller K., Padagogik, eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 1-3, Freiburg-Munch., 1969-73.

См. также статьи Педагогические журналы, Педагогические энциклопедии.

А. И. Пискунов.

"ПЕДАГОГИКА", научно-педагогическое издательство Академии пед. наук СССР и Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Осн. в 1945 как изд-во Академии пед. наук РСФСР, в 1963-69 входило в состав изд-ва "Просвещение", с 1969 - изд-во "П.". Выпускает собрания сочинений и избр. труды крупнейших представителей пед. науки, труды научно-исследоват. ин-тов АПН СССР, научно-популярную литературу для учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания, "Детскую энциклопедию", 15 научно-педагогич. и методич. журналов - "Советская педагогика", "Вопросы психологии", "Народное образование", "Воспитание школьников", "Школа и производство", "Вечерняя средняя школа", "Дефектология", "Преподавание истории в школе" и др., а также массовый научно-популярный журнал "Семья и школа". Объём работы издательства в 1973: 204 названия, тираж 33,3 млн. экз., 347,4 млн. печатных листов-оттисков. Н. А. Максимов.

ПЕДАГОГИУМ (лат. paedagogium, от греч. paidagogeion - училище, школа), с конца средних веков в странах Зап. и Центр. Европы - школа для подготовки к поступлению в ун-т, а затем - назв. ср. школы с интернатом. В нек-рых странах - уч. заведения для подготовки учителей нач. школы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, высшие пед. курсы в дореволюц. России, учреждённые Лигой просвещения в Петербурге. Открыты в 1908 (устав утверждён Мин-вом нар. просвещения в 1907) с целью подготовки высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам нар. образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей уч. заведений, школьных врачей. Слушатели - лица, имеющие высшее образование. Уч. курс (2 г.) включал цикл пед. дисциплин (педагогика, история педагогики, пед. психология, методики преподавания уч. предметов в ср. школе, школоведение и др.), психологию, анатомию и физиологию человека, историю философии, историю иск-в, историю лит-ры и др. Среди преподавателей П. а. были известные учёные и педагоги И. П. Павлов, А. П. Нечаев, Г. А. Фальборк, И. И. Кареев, Д. П. Овсянико-Куликовский, М. М. Ковалевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Вагнер, С. И. Шохор-Троцкий, А. В. Васильев. П. а. издавала серию книг "Педагогическая академия в очерках и монографиях" (т. 1 -15, 1909-14). Прекратила деятельность в 1915 из-за недостатка средств (существовала на частные пожертвования).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая психич. явления, возникающие в условиях целенаправленного пед. процесса; разрабатывает психологич. основы обучения и воспитания. П. п. тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой. Наиболее типичным методом исследования для П. п. является метод "преобразующего эксперимента" (обучающего или воспитывающего), т. е. изучение тех изменений, к-рые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного пед. процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из мн. факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, к-рые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.

П. п. как самостоят. отрасль психологич. науки оформилась на рубеже 19-20 вв. (в 1906-16 проведено 5 всеросс. съездов по проблемам П. п.), хотя попытки применять данные психологии к пед. практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали мн. крупнейшие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии пед. теорией и практикой, развитием самой психологич. науки, определили выделение П. п. как самостоят. отрасли психологии.

П. п. включает два раздела - психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания: разработка психологич. основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологич. качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутр. мира, развития индивидуальных способностей); установление психологич. предпосылок пед. организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения уч-ся знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности; роль практич. деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование науч. мировоззрения.

Исследования по П. п. имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания уч. программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер пед. воздействия, а также для развития самой психологич. теории.

Лит.: Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.- Л., 1950; Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской, 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972; Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7-9.

Л. И. Божович.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, периодич. издания по вопросам воспитания, обучения и образования. Первые П. ж. появились в нач. 18 в. Вначале преобладали П. ж. общего характера, в дальнейшем дифференцировались по отраслям пед. науки, формам и ступеням воспитания и образования, типам уч. заведений, возрастным категориям уч-ся, уч. предметам, региональному географич. охвату, языкам.

В числе первых П. ж., возникших в Англии, были еженедельник Дж. Аддисона и Р. Стила "Tatler" (L., 1709-11), "Spectator" (L., 1711-12, 1714), "Guardian" (L., 1713); во Франции-"Journal de famille ou Livre des enfants" (P., 1789); в США - "Juvenile mirror or Educational magazine" (N. Y., 1812), "American journatof education" (Boston, 1826-1839).

В России основание первых П. ж. относится к концу 18 - нач. 19 вв. В издававшемся Н. И. Новиковым "Прибавлении к "Московским ведомостям"" (1783-84) и в журнале В. Измайлова "Патриот" (М., 1804) имелись пед. отделы. Официальными П. ж. были "Периодическое сочинение об успехах народного просвещения" (СПБ, 1803-19), "Журнал Департамента народного просвещения" (СПБ, 1821-24), "Журнал Министерства народного просвещения" (СПБ, 1834-1917). Первый научный П. ж.- "Педагогический журнал" - основан Е. Гугелем, П. Гурьевым и А. Ободовским (СПБ, 1833-34). Издание П. ж. было связано с деятельностью обществ. отд. групп педагогов и деятелей культуры. До 1917 издавалось более 300 П. ж. в 50 городах (из них половина в Петербурге и Москве). Наиболее известны П. ж.: "Русский педагогический вестник" (СПБ, 1857-61), "Учитель" (СПБ, 1861-70), "Ясная Поляна" (1862, журнал Л. Н. Толстого), "Народная школа" (СПБ, 1869-89), первый журнал по дошкольному воспитанию "Детский сад" (СПБ, 1866-76; в 1877-1917 "Воспитание и обучение"), "Педагогический сборник" (СПБ, 1864-1918), "Семья и школа" (СПБ, 1871-88), "Педагогический листок" (СПБ, 1871-85, 1892-94; М., 1894-1918), первый критико-библиографический педагогический журнал "Педагогический музей" (СПБ, 1875- 1880), "Педагогическая летопись" (СПБ, 1876-77), "Женское образование" (СПБ, 1876-91), "Вестник воспитания" (М., 1890-1917), "Русская школа" (СПБ, 1890-1917), "Техническое образование" (П., 1892-1907; в 1908-17 "Техническое и коммерческое образование"), "Свободное воспитание" (М., 1907-18), "Для народного учителя" (М., 1907-17), "Педагогическое обозрение" (М., 1912-15), "Профессиональное образование" (П., 1915-17). Среди П. ж., появившихся в период Революции 1905-07, первый легальный большевистский журнал "Молодость" (СПБ, 1906, № 1), резко критиковавший гос. систему нар. образования.

В СССР П. ж. стали издаваться не только в Москве и Ленинграде, но и в союзных (автономных) республиках на нац. языках. Целью П. ж. стала разработка проблем коммунистич. воспитания, нар. образования, развития пед. науки.

В первые годы Сов. власти основными П. ж. были: органы НКП РСФСР "Коммунистическое просвещение" (М., 1920, 1922-30) и "Народное просвещение" (М., 1918-21), "На путях к новой школе" (М., 1922-33). С 1918 начато, а в 30-х гг. расширено и реорганизовано по единой системе издание П. ж. по методике преподавания учебных предметов и по отд. отраслям пед. науки. В 1937 основан журнал "Советская педагогика".

В связи с решением задач всеобщего образования и повышением роли школы в коммунистич. строительстве в 40-50-е гг. был основан ряд новых П. ж. общепед., а также методич. характера. С 50-х гг. получили развитие "Труды", "Учёные записки" и т. п. пед. вузов и н.-и. ин-тов, ун-тов и др. В 1974 в СССР издавалось ок. 50 П. ж.

Центральные П. ж.: "Биология в школе", М., 1957 (ведёт своё основан