БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381я в качестве временной формы П. о. были созданы женские пед. уч. заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в пед. ин-ты и уч-ща). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное образование). Для совершенствования системы П. о. большое значение имели постановления ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране" (1966), "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране" (1972), "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основными типами совр. системы пед. уч. заведений являются педагогические училища (в т. ч. муз.-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в т. ч. иностранных языков), а также ун-ты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят пед. училища (на пед. работу в школу направляется также часть выпускников других ср. спец. уч. заведений). В уч. план подготовки учителей в пед. уч-щах включаются общеобразовательные дисциплины, изучаемые в ср. школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная пед. практика. Учителей для ср. школы готовят пед. ин-ты и ун-ты. В пед. ин-тах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: рус. яз. и лит-pa, родной яз. и лит-pa, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физич. воспитание, музыка и пение, педагогика и методика нач. обучения. По двухпрофильным специальностям (напр., биология и химия, география и биология) и иностр. яз. установлен 5-летний срок обучения. В уч. планы всех специальностей пед. ин-тов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политич. экономия, науч. коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы науч. атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физич. воспитание. Ведущее место в уч. плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности. Отличительной чертой университетского П. о. является более широкая научно-теоретич. подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, напр. Историческое образование, Механико-математическое образование и др.) Пед. уч. заведения и ун-ты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974/75 уч. г. подготовку учителей осуществляли св. 400 пед. уч-щ (ок. 300 тыс. уч-ся), 199 пед. ин-тов, 63 ун-та (см. табл.). В 1974 в общеобразоват. школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских ин-та, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для ср. школы готовят также нек-рые искусств институты, физической культуры институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение (Народное образование) в статьях об отдельных странах. Н. В. Александров.

Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 окт. 1974, тыс. чел.)
Специальность

Приём

Контингент

Выпуск
пед. ин-ты

ун-ты

пед. ин-ты

ун-ты

пед. ин-ты

ун-ты
Русский язык и лит-ра

30,9

8,6

153,9

44,3

26,4

6,2
Родной язык и лит-pa народов СССР

7,9

4,5

42,8

25,5

8,1

3,8
Романо-германские языки и лит-ра



5,1



26,8



3,9
Иностранные языки

18,1



87,4



16,6


Математика

27,8

9,4

125,9

40,8

22,4

4,9
Физика

9,9

7,8

41,5

34,8

8,9

5,3
Биология

11,6

6,7

69,3

35,6

13,2

5,7
Химия

1,7

5,4

7,0

26,1

0,7

4,7
География

7,1

3,8

37,5

20,0

6,2

3,1
История

11,7

8,6

60,6

48,6

10,2

7,0
Черчение и рисование

2,8



11,8



1,6


Педагогика н психология (дошкольная)

5,1



25,0



4,6


Дефектология

2,1



9,7



2,0


Физическое воспитание

10,9



45,6



8,7


Музыка и пение

2,8



11,3



2,2


Общетехнические дисциплины

4,8



17,0



1,4


Педагогика Пи методика начального обучения

12, 4



56,4



10,3


Итого

227,5



1105,2



188,1



ПЕДАНТ (франц. pedant, от итал. pеdante, первонач. - учитель, педагог), человек, отличающийся чрезмерной, преувеличенной точностью, мелочностью, формализмом, буквоедством.

ПЕДЕРАСТИЯ (греч. paiderastia, от pais - мальчик и еrао - люблю), в узком смысле - мужеложество с мальчиками, в более широком - мужской гомосексуализм. Подробнее см. Половые извращения.

ПЕДЕРСЕН (Pedersen) Кристьерн (ок. 1480 - 16.1.1554), датский писатель-гуманист. Деятель Реформации. Образование получил в Париже. С 1505 каноник в Лунде, в 1522 секретарь дат. короля Кристиана II. После того как король был свергнут, П. отправился с ним в изгнание, в 1526-32 жил в Нидерландах, в 1532-33 был книгопечатником в Мальме. В 1541 поселился в Копенгагене. Перевёл "Датскую хронику" Саксона Грамматика (1514) и нар. кн. о Хольгере-Датчанине (изд. после 1532) и др. Переводы П. части Нового завета (1529) и Псалмов Давида (1531) на дат. яз. оказали большое влияние на дат. лит-ру. Перевёл Библию (т. н. Библия короля Кристиана III, 1550). Издал книги для нар. чтения. Автор соч. "Описание жизни Эзопа и его басни" (1556).

Соч.: Danske skrifter, bd 1 - 5, Kbh., 1850-55.

Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Jensenius К., Dansk litteraturhistorie, 2 utg., Kbh., 1955; Norrild S v., Dansk litteraturhistorie, Kbh., 1956. Л. Ю. Брауде.

ПЕДЕРСЕН (Pedersen) Хольгер (7.4. 1867, Гельбалле, близ Коллинга, Ютландия,- 25.10.1953, Копенгаген), датский языковед. Окончил Копенгагенский ун-т (1890), с 1903 проф., в 1914-37 зав. кафедрой сравнит. грамматики там же. Специалист в области индоевропеистики и сравнительно-историч. языкознания, сравнит. фонологии и морфологии индоевропейских (кельтских, хетто-лувийских, алб., арм., тохарских, славянских и др.), а также семитских и финно-угорских языков. Разрабатывал теорию ностратического родства языков, доказательством которого П. считал значительные совпадения в области консонантизма. Автор книги о развитии компаративистики 19 в.

Соч.: Vergleicher de Grammatik der keltischen Sprachen, v. 1 - 2, Gott., 1909 - 13; Sprogvidenskaben, Kbh., 1924; Linguistic science, Camb., 1931; Hittitisch und die anderen indoeuropaischen Sprachen, 2 Aufl., Kbh., 1938.

Лит.: Melanges linguistique offerts a Holger Pedersen..., Kbh., 1937; Sоmmerfelt A., Holger Pedersen, "Orbis", 1954, v. 3, № 1.

ПЕДЖЕНТ (англ, pageant, от лат. pagina - пластина, плита), передвижная сцена в ср.-век. театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий и др. Представлял собой большую повозку, на к-рой устраивался двухъярусный балаган; в нижнем ярусе переодевались актёры, а в верхнем, имевшем занавес, примитивную декорацию, показывалось представление (сцена или акт многоактной пьесы); затем П. переезжал на новое место и играл эту же сцену перед др. зрителями, а его место занимал следующий П., на к-ром продолжалось развитие действия. Сцены исполнялись в строгом соответствии с сюжетом. Распространение получил в Англии; применялся и в др. европ. странах. В нач. 20 в. П. называли театр. представления с применением передвижной сценич. площадки (устраивались в Великобритании, США).

Лит.: Гвоздев А., Пиотровский А., История европейского театра, М.- Л., 1931, с. 415 - 62; Parker a., Pageants: their presentation and production, L., 1954.

ПЕДИ, бапеди, сев. басуто, народ в Юж. Африке. Большая часть П. живёт в ЮАР (к С. от г. Претория) и частично в сопредельных районах Республики Ботсвана и Юж. Родезии. Общая числ. ок. 1,5 млн. чел. (1970, оценка). Язык П.- се-педи - относится к семье языков банту. Сохраняются традиц. религ. верования (культы предков, сил природы), часть П.- христиане. П. занимаются земледелием (кукуруза, сорго, бобовые) и разводят кр. рог. скот. Многие работают на рудниках и на пром. предприятиях.

ПЕДИАТРИИ ИНСТИТУТ Академии медицинских наук СССР, н.-и. учреждение, ведущее разработку осн. проблем физиологии и патологии детского возраста. Находится в Москве. Осн. в 1922 под назв. Гос. ин-т охраны материнства и младенчества; в 1945 под совр. назв. вошёл в систему АМН СССР. В составе ин-та (1974): 10 клинич. отделений, 9 лабораторий, поликлиника, отделения функциональной диагностики, физ. методов лечения, рентгенологич., научно-организационный отдел. Осн. научная тематика: разработка научно-организационных основ леч.-профилактич. помощи детям, физиол. особенности роста и развития детей, физиология и патология новорождённого ребёнка, хронич. заболевания органов дыхания, болезни сердечно-сосудистой системы и крови, аллергич. заболевания, инфекционная патология, заболевания почек, органов пищеварения у детей. П. и.- научно-методич. центр, направляющий и координирующий научную деятельность республиканских н.-и. ин-тов педиатрии и педиатрич. кафедр мед. ин-тов. П. и. имеет клинич. ординатуру и аспирантуру; ему предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Периодически издаёт труды науч. сессий и конференций.

В ин-те работали известные педиатры: Г. Н. Сперанский, О. Д. Соколова-Пономарёва, А. И. Доброхотова, Н. М. Щелованов. Награждён орденом Ленина (1973) и орденом Трудового Красного Знамени (1947). М. Я. Студеникин.

ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais, род. падеж paidos - ребёнок, дитя и iatreia - лечение), мед. дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику. Изучением гигиенических условий жизни, обеспечивающих гармонич. умственное и физич. развитие детей, занимается гигиена детей и подростков.

Как самостоят. клинич. дисциплина П. сформировалась во 2-й пол. 19 в., хотя отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению нек-рых детских болезней встречаются ещё в древних источниках (работы Гиппократа, Сорана Эфесского, Галена, Чжан Чжун-цзина, Ибн Сыны). В 15-17 вв. в Европе появились первые спец. книги, посвящённые детской патологии; большой вклад в развитие П. внесли в 18 в. англ. врачи У. Кадоган, Г. Армстронг, М. Ундервуд, Э. Дженнер и др. В нач. 19 в. были организованы первые детские больницы, появились спец. детские врачи. До кон. 19 в. Парижская школа педиатров (Н. Жадло, Л. Герсан, М. Бийяр и др.) была центром подготовки детских врачей для всей Европы. С нач. 20 в. педиатрич. школы формируются и в др. странах: в Австрии - венская школа В. Маутнера и Ф. Майра, в Германии - В. Камерера и др., а затем в скандинавских странах, Италии, США, Канаде.

В России первые исследования в области охраны детского здоровья связаны с именами С. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодика-Максимовича, Н. И. Новикова, К. И. Грума. Первый рус. педиатр С. Ф. Хотовицкий в 1836 начал читать в петерб. Медико-хирургич. академии полный систематич. курс детских болезней и издал первое руководство по детским болезням - "Педиятрика" (1847). В 1834 в Петербурге была открыта первая детская больница (т. н. Николаевская), в 1842 - аналогичная больница (Ольгинская) в Москве. В 1869 в Медико-хирургич. академии была официально учреждена первая в России кафедра детских болезней, к-рую возглавляли В. М. Флоринский (1865-70), Н. И. Быстров (1870-96), Н. П. Гундобин. К. А. Раух-фус построил в Петербурге первую в мире (1869) больницу, спланированную с учётом особенностей детского возраста; под его руководством состоялся 1-й Всеросс. съезд педиатров (1912). Н. А. Тольский в 1866 организовал детскую клинику при Моск. ун-те, ставшую впоследствии одним из центров П. В клинике работали Н. Ф. Филатов - основоположник клинич. П. в России, Н. С. Корсаков, А. Н. Филиппов и др. По инициативе Н. И. Быстрова в Петербурге (1885) и n. ф. Филатова в Москве (1892) были созданы первые общества детских врачей.

После Великой ОКТ. социалистич. революции организация детского здравоохранения была коренным образом перестроена. Произошло постепенное разделение П. на отдельные, более узкие специальности, создана широкая сеть профилактич. и леч. детских учреждений, организованы н.-и. ин-ты и первые в мире спец. ф-ты для подготовки врачей-педиатров (1930, педиатрич. ф-т 2-го Моск. мед. ин-та). С первых дней Сов. власти были созданы гос. системы охраны материнства и детства, а также охраны здоровья детей и подростков, что обеспечило резкое снижение детской смертности. К 1973 в СССР работали св. 84 тыс. врачей-педиатров (19 тыс. в 1940); науч. разработку проблем П. ведут Педиатрии институт АМН СССР, 14 республиканских н.-и. ин-тов П., а также ок. 300 кафедр П. мед. ин-тов и ун-тов. Впервые в СССР создана система антенатальной охраны плода; от рождения и до 15 лет каждого ребёнка наблюдает участковый врач, при необходимости дети получают помощь в консультациях, спец. детских больницах и санаториях. Развёрнута значит. сеть детских садов и ясель, лесных школ, пионерских лагерей, детских спортивных площадок. В развитии П. важную роль сыграла деятельность видных сов. педиатров Г. Н. Сперанского, В. И. Молчанова, А. А. Колтыпина, А. А. Киселя, М. С. Маслова, Ю. Ф. Домбровской, А. Ф. Тура, О. Д. Соколовой-Пономарёвой и др., а также организаторов детского здравоохранения 3. П. Соловьёва, В. П. Лебедевой, О П. Ногиной, В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич), Л. К. Скорняковой и др.

Важные совр. проблемы П. во всём мире - изучение реактивности растущего организма в норме и патологии, реакций ребёнка на иммунологич. препараты, выяснение истоков и условий формирований хронич. форм болезней, механизмов н последствий нарушения взаимодействия организмов матери и плода; разработка наиболее рациональных форм специализированной помощи детям. За рубежом наиболее известны работы Г. Фанкони, А. Вальгрена (Швеция), Д. Нельсона, Б. Спока (США), Дж. Де Тони (Италия), М. Лелонга (Франция), Б. Братанова (НРБ), Й. Гоуштека (ЧССР), Э. Керпель-Фрониуса (ВНР), М. Михаловича (ПНР), А. Пейпера (ГДР) и др. В 1925 организовано Всесоюзное общество педиатров, к-рое с 1955 входит в Междунар. педиатрич. общество (осн. в 1950). Вопросы П. освещаются в сов. журн. "Педиатрия" (М., с 1934), "Педiатрiя, акушерство i гiнекологiя" (Киiв, 1938-40, с 1945 - "Охорона материнства i дитинства"), -"Вопросы охраны материнства и детства" (М., с 1956), за рубежом: в США - "American Journal of diseases of children" (Chi., с 1911), "Pediatrics" (Evanston, с 1948), в Великобритании - "Archives of disease in childhood" (L., с 1926), во Франции - "Pediatrie" (Lyon, с 1912), в ПНР - "Pediatria Polska" (Warsz., с 1949), в ЧССР- "Ceskoslovenska pediatrie" (Praha, с 1946), и др.

Лит.: Конюс Э. М., Истоки русской педиатрии, М., 1946; Сперанский Г. Н., Московские педиатрические школы. (Исторический очерк), М., 1949; Фанкони Г., Вальгрен А., Руководство по детским болезням, [пер. с нем.], М., 1960; Многотомное руководство по педиатрии, под ред. Ю. Ф. Домбровской, т. 1 - 10, М., 1960-65; Гольдфельд А. Я., Очерки по истории педиатрии в СССР, М., 1970; Мананникова Н. В., Охрана здоровья детей в СССР, М., 1973.

М. Я. Студеникин.

ПЕДИКУЛЁЗ (от лат. pediculus - вошь), вшивость, заболевание кожи, вызванное укусами паразитирующих на ней головной, платяной или лобковой вшей.

ПЕДИКЮР (франц. pedicure, от лат. pes - нога и euro - забочусь), специальный уход за пальцами ног (удаление мозолей, полировка ногтей и т. п.).

ПЕДИМЕНТ (англ. pediment, букв.- основание, от лат. pes, род. падеж реdis - нога), предгорные наклонные равнины, выработанные в коренных породах, прикрытых с поверхности маломощным слоем рыхлых отложений. Образуются преим. в аридных и семиаридных условиях под действием плоскостного смыва и струйчатых потоков, путём параллельного отступания крутых склонов.

ПЕДИПАЛЬПЫ (от лат. pes, род. падеж pedis - нога и palpus - щупальце), вторая пара членистых конечностей головогруди у паукообразных. У большинства осн. членик П. служит для пережёвывания пищи, остальная часть П. заканчивается клешнёй (напр., у скорпионов и ложноскорпионов) или представлена простым щупальцем (напр., у пауков, причём у самцов последний членик П. выполняет функцию копулятивного органа).

ПЕДИПЛЕН (англ. pediplain, от лат. pes, род. падеж pedis - нога, подножие и англ. plain - равнина), денудационная равнина, образующаяся в условиях аридного и семиаридного климата на месте ранее существовавшего горного или холмистого рельефа путём параллельного отступания склонов от оси долин и соединения отдельных выровненных участков - педиментов. Относительно механизма образования П. нет единого мнения. См. также Пенеплен.

ПЕДИЦЕЛЛЯРИИ (от лат. pediculus - стебелёк, ножка), скелетные образования морских ежей и морских звёзд в форме щипчиков, сидящих на гибких "стебельках" или непосредственно на поверхности тела. Выполняют функцию защиты от врагов и очистки тела от чужеродных частиц.

ПЕДИЭИ (греч. Pedieis, букв.- жители равнины, от pedion - равнина), одна из трёх политич. группировок в Аттике в 6 в. до н. э. (наряду с паралиями и диакриями)', в политич. борьбе П. были связаны с определёнными аристократич. родами. Согласно другому распространённому в историографии мнению, П.- "партия" крупных землевладельцев, в отличие от паралиев - торг.-ремесленной и диакриев - крестьянской "партий".

ПЕДОГЕНЕЗ (от греч. pais, род. падеж paidos - дитя и ...генез), способ размножения, присущий ряду беспозвоночных, при к-ром у личинок развиваются неоплодотворённые яйцеклетки, дающие начало новому поколению; одна из форм партеногенеза. П. открыт в 1862 Н. П. Вагнером у двукрылых насекомых рода Miastor сем. галлиц. Термин "П." предложен К. М. Бэром (1865). При П. дочерние личинки, образующиеся в теле материнской личинки, сначала питаются её тканями как эндопаразиты, затем разрывают кутикулу съеденной материнской личинки и переходят к свободному образу жизни. Иногда вслед за неск. поколениями партеногенетич. личинок появляются личинки, заканчивающие метаморфоз и дающие взрослых самцов и самок, к-рые размножаются половым путём. П.- приспособление, компенсирующее недостаточно высокую плодовитость взрослых форм, расселяющихся пассивно. Для распространённых в Сев. Америке жуков сем. Micromalthidae характерны и живородящие и яйцекладущие педогенетич. личинки. П. известен и у ряда морских ветвистоусых ракообразных (род Podon и др.). Развитие у дигенетических сосальщиков зародышей редий в спороцистах и редиях первого порядка - ещё один пример П.

М. С. Гиляров.

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, род. падеж paidos - дитя и ...логия), буквально - наука о детях, фактически - совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич., социологич. концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В совр. зарубежной науке термин "П." не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и пед. психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологич. характера относятся к нач. 20 в. (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).

В дореволюц. России П. была представлена на съездах по пед. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистич. революции 1917 развилась сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-pa, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. "Педология" (1928-32). К кон. 20-х гг. П. начала претендовать на роль "марксистской науки о детях", монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.

Идеалистич. и механистич. установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами, при помощи к-рых определялся т. н. коэффициент умственной одарённости уч-ся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в пост. ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Резкие и по большей части справедливые критич. выступления сов. педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано сов. учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.

Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

А. В. Петровский.

ПЕДОМОРФОЗ (от греч. pais, род, падеж paidos - дитя и morphe - форма, вид), уподобление взрослого животного личинке. П. обычно наблюдается при сходных условиях существования личинки и взрослой формы - имаго, особенно при малоподвижном образе жизни. Примеры П.: гусеницеобразное строение самок бабочек мешочниц (чехлоносок), хотя между стадией гусеницы и имаго вклинивается стадия куколки; бескрылые самки эмбий, гриллоблаттиды и др. П. может быть связан с неотенией.

ПЕДОНОМ (греч. paidonomos, от pais - дитя и nemo - управляю), должностное лицо в Спарте (Др. Греция), назначавшееся советом старейшин (см. Герусия) для наблюдения за нравственным поведением и военно-физич. упражнениями детей и подростков. См. Спартанское воспитание.

ПЕДОТРИБ (греч. paidotribes, от pais - дитя и tribo - тру, приучаю, тренирую), учитель гимнастики в школах Др. Афин- палестрах.

ПЕДОЦЕНТРИЗМ (от греч. pais, род. падеж paidos - ребёнок, дитя и лат. centrum - центр), концепция в буржуазной педагогике, сторонники к-рой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематич. знаний противопоставляется такая организация уч. процесса, при к-рой "личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя", - игры, беседы и др. занятия по т. н. центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность уч-ся. Педоцентрич идеи составляют существенную часть пед. системы Ж. Ж. Руссо, известного бельгийского педагога и психолога О. Декроли, Дж. Дьюи и др. См. Педагогика.

ПЕДРЕЛЬ (Pedrell) Фелипе (19.2.1841, Тортоса, - 19.8.1922, Барселона), испанский композитор, музыковед, муз. критик, фольклорист, муз.-обществ. деятель. Чл. исп. Королевской академии изящных иск-в (1895-1904). Пел в церк. капелле, где получил начальное муз. образование. С 1873 работал в Барселоне.