БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э., в эпоху энеолита (медно-кам. века). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском басс. (включая зап. часть М. Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых раннеклассовых обществ принадлежит к числу дискуссионных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими (см. Рабовладельческий строй), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства. По всему земному шару появление классовых обществ связано со временем распространения металлов. Единственное известное исключение - древнее царство майя в Новом Свете (1-е тыс. н. э.). Но переход к металлич. орудиям сам по себе не может превратить данное общество в классовое. Истории и этнографии известны народы, знавшие железные орудия, не говоря уже о медных и бронзовых, но тем не менее не достигшие стадии классового общества. И в том случае, когда эти народы длительное время находились в сфере постоянного влияния крупной системы более передовых, классовых социальных организмов, формирование классового общества с неизбежностью приобретало у них своеобразный характер. Они переходили к более высокой классовой общественно-экономич. формации, минуя уже пройденные человечеством в целом стадии развития. Так, напр., у славян и германцев формирование классового общества завершилось возникновением феод. строя.

Понятие о П. с. как о первой общественно-экономич. формации существует только в марксистской науке. Из бурж. учёных к нему ближе всего подошёл эволюционист Л. Г. Морган в своём "Древнем обществе" (1877) - труде, к-рый был высоко оценён классиками марксизма. Результаты исследований Моргана были использованы Ф. Энгельсом в его книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Нек-рое время идеи Моргана имели довольно широкое распространение в этнографии, но начиная с кон. 19 в. в бурж. науке о первобытном обществе произошёл резкий поворот к антиэволюционизму. Возникло множество школ и течений, в т. ч. различные направления диффузионизма - английское (Э. Смит и У. Перри), школа "культурных кругов" в Германии (Ф. Гребнер) и как её дальнейшее продолжение и развитие-"венская культурно-историческая школа" (В. Шмидт), амер. "историческая" школа (Ф. Боас), структурно-функциональная школа (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун) и др. Характерной чертой всех этих школ был узкий эмпиризм и крайний антиисторизм, отрицание общих закономерностей и поступательного характера развития общества. В той или иной форме бурж. исследователи пытались обосновать извечность частной собственности, моногамной семьи, а нек-рые - и изначальность религии. Антиэволюционистским направлением является и т. н. культурный релятивизм, к-рый трактует каждую культуру как неповторимую индивидуальную систему, а историю понимает как количественные изменения в рамках уникальной традиции.

Выявление несостоятельности узко-эмпирич. и антиисторич. подхода к изучению первобытного общества вызвало начиная примерно с 50-х гг. 20 в. поиски иных путей. Широкое распространение в бурж. этнографии получил т. н. неоэволюционизм. Для его сторонников характерен известный отход от крайностей теоретич. нигилизма и антиисторизма. Однако подлинно историч. подход им чужд, что можно видеть на примере т. н. теории многолинейной эволюции, развиваемой Дж. Стюардом (США). В основе последней лежит отрицание общих законов развития общества. Вместе с тем среди зап.-европ. и амер. этнографов и археологов всегда были исследователи (и число их растёт), к-рые признавали единство и поступательный характер развития общества и стремились выявить его закономерности (Л. Уайт, Р. Редфильд, Р. Адаме, Э. Сервис, М. Салинс, Р. Франкенберг и др.). Нек-рыми из них были предприняты попытки создать периодизацию истории первобытного ("примитивного") общества. Так, напр., Сервисом и Салинсом были выделены следующие "уровни" эволюции: уровень "групп" (bands); уровень племён (tribes); уровень догосударственных объединений, возглавляемых вождями (chief doms); уровень "примитивных государств". Следующий уровень - империй или архаических цивилизаций - находится уже за пределами "примитивного" общества. Учёные, принадлежащие к этому направлению, не идут дальше своеобразного технологич. детерминизма. Однако часть из них по целому ряду вопросов приходит к выводам, близким к марксистским.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М., 1941; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Рецензия. А. Богданов. Краткий курс экономической науки, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Письмо к А. М. Горькому. Вторая половина ноября 1913 г., там же, т. 48; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки, М., 1961; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.- Л., 1957; Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Каменный век на территории СССР, М., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 166); Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, 2 изд., М., 1974; Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968; Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972; Разложение родового строя и формирование классового общества, М., 1968; Семенов С. А., Первобытная техника, М.- Л., 1957; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; его же, Теоретические проблемы "экономической антропологии", в кн.: Этнологические исследования за рубежом, М., 1973; Современная американская этнография, М., 1963; Clark G., World prehistory. A new outline, L., 1969; Herskovits M. J., Economic anthropology. The economic life of primitive peoples, N. Y., 1965; Man the hunter, ed. by R. B. Lee and I. de Vore, Chi., 1968; Prehistoric agriculture, ed. by S. Struever, N. Y., 1971; Sahlins M. D., Stone age economics, N. Y., 1972; SellnОw I., Grundprinzipien einer Periodisierung der Urgeschichte, В., 1961; Serviсe E. R., Primitive social organisation, N. Y., 1962; White L. A., Evolution of culture, N. Y., 1959.

Ю. И. Семёнов.

ПЕРВОБЫТНЫЙ БИЗОН, первобытный зубр (Bison priscus), парнокопытное животное сем. полорогих; вымерший дикий бык, широко распространённый в плейстоцене в Евразии и Сев. Америке. Выс.в холке от 1,5 до 2 м, в крестце - ок. 1,5 м. От др. быков отличается широким, коротким, выпуклым лбом, массивными, раскинутыми рогами. Предок ныне живущих зубра и бизона. П. б. был одним из объектов охоты человека каменного века.

ПЕРВОБЫТНЫЙ БЫК (Bos primigenius), тур, вымерший дикий бык; предок домашних быков. Был широко распространён во 2-й пол. антропогенового периода в лесостепях и степях Вост. полушария. Выс.в холке до 2 м, в крестце - 1,8 м, весил до 800 кг. Череп с плоским, немного вдавленным лбом, рога раскинутые. Ноги более высокие, чем у др. быков. Был объектом охоты. Последний П. б. (самка) убит в 1627 в Польше.

Лит.: Боголюбский С. Н., Происхождение и преобразование домашних животных, М., 1959; A history of domesticated animals, L., [1963].

ПЕРВОДЕКАБРЬСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТАЛЛИНЕ 1924, вооружённое выступление рабочих, проходившее под руководством Коммунистич. партии Эстонии в условиях назревшей революц. ситуации. В Таллине, Тарту, Нарве и в др. городах и посёлках были организованы вооруж. боевые группы и отряды из коммунистов, комсомольцев и беспартийных рабочих. В нояб. 1924 в них насчитывалось ок. 1 тыс. чел. Для руководства восстанием на объединённом заседании ЦК КПЭ и ЦК КСМЭ 29 нояб. был создан Воен.-революц. к-т (пред. В. Клейн). Общее руководство подготовкой осуществлял чл. ЦК КПЭ Я. Я. Анвелът. По плану ВРК восстание, начавшись в Таллине и Пярну, должно было охватить все центры страны; в ходе его предполагалось создать революц. пр-во, к-рое должно было восстановить Сов. власть.

Первомайская демонстрация в Петрограде. 1918.

Восстание началось утром 1 дек. выступлением ок. 300 бойцов боевых дружин, к-рые овладели Балтийским вокзалом, ж.-д. станцией Таллин-Вяйке, гл. почтамтом, зданием Гос. собрания, воен. аэродромом, взорвали 2 ж.-д. моста. Однако захватить Воен. мин-во и казармы ряда воинских частей не удалось. Восстание было подавлено. В течение 2-3 месяцев было расстреляно неск. сот рабочих, св. 2 тыс. чел. арестовано. Массовые репрессии происходили по всей Эстонии.

Лит.: Очерки истории Коммунистической партии Эстонии, ч. .2, Тал., 1963; Liebman a., Kangelaslik lehekulg eesti toolisklassi ajaloos (40 aastat 1. detsembri relvastatud ulestousust),*Eesti kommunist", 1964, Ns 11.

А. Б. Либман.

ПЕРВОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО, раннефеодальное гос-во (680-1018) на Балканском п-ове. См. в ст. Болгария.

ПЕРВОЕ МАЯ, международный праздник трудящихся; день солидарности рабочих всего мира, боевого смотра сил трудящихся всех стран. Решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций было принято в июле 1889 Парижским конгрессом 2-го Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго, организовавших 1 мая 1886 забастовку с требованием 8-час. рабочего дня, а также демонстрацию, закончившуюся кровопролитным столкновением с полицией. Впервые день П. м. был отмечен как междунар. праздник в 1890 в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и нек-рых др. странах (в Великобритании - в воскресенье 4 мая 1890); гл. требованием участников первых первомайских выступлений было установление 8-часового рабочего дня. Вопросы о форме проведения дня 1 мая и содержании первомайских лозунгов были нередко предметом острых разногласий между представителями революц. и реформистского направлений рабочего движения.

Огромное революционизирующее воздействие Великой ОКТ. социалистич. революции в России на междунар. рабочее движение отразилось и на характере первомайских празднеств, к-рые стали ещё более массовыми и обрели во многих странах отчётливо выраженную революционно-антикапиталистич. направленность. После 2-й мировой войны 1939-1945 образование мировой социалистич. системы, распад колон. системы империализма и укрепление сил социализма и демократии во всём мире определили особенности празднования дня П. м. в разных странах и регионах.

В социалистич. странах день П. м. проходит под знаком мобилизации трудящихся на борьбу за построение социализма и коммунизма. В развивающихся, освободившихся от колон. господства странах, а также в странах, ведущих борьбу за политич. независимость, день П. м. проходит как день борьбы против империализма и внутр. реакции, за уничтожение колониализма и неоколониализма, за создание (в освободившихся странах) самостоят. экономики и прогрессивный путь социально-экономич. развития. В развитых капиталистических странах в этот день трудящиеся выдвигают требования, направленные на улучшение условий их жизни и труда, выступают за демократические преобразования, за социализм.

Первое мая 1930 в Берлине (перед участниками митинга выступает Эрнст Тельман).

Во всех странах П. м.- день интернационального братства народов, день борьбы за мир.

Первое мая в дореволюционной России и в СССР. В Росс. империи день П. м. впервые был отмечен в 1890 стачкой 10 тыс. рабочих Варшавы. В 1891 маёвку рабочих организовала в Петербурге с.-д. группа М. И. Бруснева. В 1892-94 П. м. отмечалось собраниями и сходками рабочих Петербурга, Тулы, Варшавы, Лодзи, Вильнюса, Казани, Киева, Ниж. Новгорода. С сер. 90-х гг. рабочие в день П. м. всё чаще устраивали стачки. С 1900 П. м. отмечалось не только стачками, но и демонстрациями в Киеве, Варшаве, Вильнюсе, Гельсингфорсе, Харькове (см. Харьковская маёвка 1900). В 1901 по инициативе "Искры" была издана общепарт. первомайская прокламация РСДРП. Первомайские выступления рабочих 1901 в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: "Долой самодержавие!", "Да здравствует республика!", столкновениями с войсками (см. "Обуховская оборона" 1901). Первомайские выступления рабочих приобретали общеросс. характер. В 1905 празднование П. м. проходило в 177 городах и пром. пунктах. Кроме рабочих, в праздновании П. м. стали участвовать крестьяне, солдаты и матросы. В годы реакции П. м. отмечалось гл. обр. собраниями и сходками. В 1912, после Ленского расстрела, в майские дни бастовало 400 тыс. рабочих (осн. лозунги: 8-час. рабочий день; конфискация помещичьих земель; свержение самодержавия). В первомайских забастовках 1913 участвовало 420 тыс. рабочих, в 1914 - 500 тыс. После победы Февр. революции 1917 П. м. впервые было отмечено свободно. На улицы вышли миллионы трудящихся под лозунгами большевиков: "Вся власть Советам!", "Долой империалистическую войну!"

Демонстрация трудящихся в Варшаве. 1 мая 1974.

С победой Великой Окт. социалистич. революции характер и содержание празднований П. м. изменились. Трудящиеся Сов. Союза в день П. м. выражают свою солидарность с революц. борьбой трудящихся капиталистич. стран, с нац.-освободит. движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистич. общества. В СССР 1 мая (по КЗОТу РСФСР 1918) и 2 мая (пост. ЦИК СНК СССР от 23 апр. 1928) нерабочие дни.

Демонстрация представителей трудящихся в Москве на Красной площади. 1 мая 1974.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 459); Первое Мая в царской России 1890-1916 гг. Сб. док-тов, [М.], 1939; Почебут Г. А. Первомай, Л., 1961.

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОДИНАМИКИ, один из двух осн. законов термодинамики, представляет собой закон сохранения энергии для систем, в к-рых существ. значение имеют тепловые процессы. П. н. т. было сформулировано в сер. 19 в. в результате работ Ю.Р. Майера, Дж. Джоуля и Г. Гелъмголъца (см. Энергии сохранения закон). Согласно П. н. т., термодинамич. система (напр., пар в тепловой машине) может совершать работу только за счёт своей внутр. энергии или к.-л. внеш. источников энергии. П. н. т. часто формулируют как невозможность существования вечного двигателя 1-го рода, к-рый совершал бы работу, не черпая энергию из какого-либо источника. При сообщении термодинамич. системе нек-рого количества теплоты Q в общем случае происходит изменение внутренней энергии системы дельта Uи система совершает работу А:

Q=дельта+А (1) Уравнение (1), выражающее П. н. т., является определением изменения внутр. энергии системы (дельта U), т. к. Q и А -независимо измеряемые величины.

Внутр. энергию системы U можно, в частности, найти, измеряя работу системы в адиабатном процессе (т. е. при Q = 0): Лад = - дельта U, что определяет U с точностью до нек-рой аддитивной постоянной Uо:

U = дельта U + Uо (2)

П. н. т. утверждает, что U является функцией состояния системы, т. е. каждое состояние термодинамич. системы характеризуется определённым значением U, независимо от того, каким путём система приведена в данное состояние (в то время как значения Q и Л зависят от процесса, приведшего к изменению состояния системы). При исследовании термодинамич. свойств физич. систем П. н. т. обычно применяется совместно со вторым началом термодинамики.

Лит.: Леонтович М. А., Введение в термодинамику, 2 изд., М.- Л., 1952; Пи утилов К. А., Термодинамика, М.. 1971.

ПЕРВОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 1611, ополчение в России для борьбы с интервенцией польск. феодалов. Условия для создания П. о. сложились в 1610. Боярское пр-во ("Семибоярщина") в авг. 1610 заключило договор с поляками, по к-рому сын Сигизмунда III Владислав признавался рус. царём; в связи с этим в сент. в Москву вошли польск. войска во главе с польск. гетманом А. Гонсевским. Против польск. интервентов и изменников-бояр стали выступать различные слои рус. народа. Из Москвы и др. городов по стране рассылались грамоты, в т. ч. патриарха Термогена, с призывом развернуть борьбу с врагом. Инициатором создания П. о. выступили жители Рязани, где был воеводой П. П. Ляпунов. К движению присоединились Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль, Владимир, Муром, Кострома и др. города с их уездами. П. о. включало дворян и детей боярских, стрельцов и служилых казаков гор. гарнизонов, черносошных крестьян, горожан, даточных людей из крепостных крестьян; в него же вошли "тушинские" бояре и воеводы, ратные люди из калужского лагеря Лжедмитрия II (кн. Д. Т. Трубецкой), казацкие отряды из Тулы И. М. Заруцкого и из Суздаля А. Просовецкого. В нач. марта 1611 П. о. выступило из Коломны к Москве, где уже началось нар. восстание против польск. интервентов. В ходе боёв восставшие (посадские люди, стрельцы, крестьяне и т. д.) изгнали поляков из Белого города; в боях на Лубянке участвовал кн. Д. М. Пожарский. Гл. силы П. о. подошли к столице 24 марта; к этому времени интервентам удалось подавить восстание. Во время осады Москвы в П. о. обострились противоречия между дворянством и казаками, среди к-рых было много беглых крестьян и холопов, привлечённых обещаниями "воли и жалованья". 30 июня 1611 был принят "Приговор", к-рый обобщил гос. и политич. деятельность верхушки ополчения и утвердил структуру верх. власти - "Совет всей земли". "Приговор" вызвал недовольство "тушинцев" и особенно казаков, т. к. он провозгласил возвращение к старым нормам владения поместными землями, отменил законность "тушинских" окладов, поставил казачьи отряды во всех гос. акциях под руководство и контроль дворян, а главное - обязывал беглых крестьян и холопов возвратиться к своим прежним владельцам. Во врем. пр-во вошли Трубецкой, Заруцкий и Ляпунов, к-рый по существу возглавлял пр-во. Взрыв недовольства казаков дворянской политикой привёл к убийству Ляпунова (22 июля), после чего осн. массы служилых людей ушли из ополчения; под Москвой остались гл. обр. отряды казаков (ок. 10 тыс. чел.). Освобождение Москвы и создание условий для изгнания польско-шведских захватчиков из страны были решены т. н. вторым ополчением (см. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского).

Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI -XVII в., М., 1937; Шепелев И. С., Организация первого земского ополчения в 1611 г., "Уч. зап. Пятигорского гос. педагогического ин-та", 1949-51, т. 5 - 6; его же, Борьба первого земского ополчения за освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1611 г., "Изв. Воронежского гос. педагогического ин-та", 1958, т. 26; Долинин Н. П., Подмосковные полки (казацкие "таборы") в национально-освободительном движении 1611 -1612 гг., Хар., 1958.

ПЕРВОЕ СЕРБСКОЕ ВОССТАНИЕ 1804-13, национально-освободительное антифеод. восстание серб. народа против тур. военно-феод. гнёта. Гл. движущая сила - крестьянство, руководитель - нарождавшаяся сельская торг. буржуазия. Усиление эксплуатации серб. крестьян тур. помещиками, хозяйничанье в Сербии (Белградском пашалыке) янычар, которые в янв. 1804 убили ок. 70 сербов, наиболее популярных в народе, обострили внутр. обстановку в Сербии. В февр. 1804 в Белградском пашалыке вспыхнуло массовое вооружённое восстание, к-рое возглавил Карагеоргий (Чёрный Георгий Петрович). Повстанцы требовали регламентации крест. повинностей, удаления из Сербии янычар, предоставления Сербии автономии в области внутр. управления. Посланная в 1804 в Россию депутация повстанцев во главе с М. Ненадовичем была доброжелательно принята в Петербурге; восставшим оказана ден. помощь и дипломатич. поддержка. Франция, поддерживавшая Османскую империю в борьбе с Россией, и Австрия, опасавшаяся распространения на её терр. освободит. движения угнетённых славянских народов, заняли по отношению к восстанию враждебную позицию. Пр-во султана Селима III, пытавшееся вначале использовать антиянычарскую направленность восстания (янычары оказывали сопротивление проводившимся Селимом III реформам), вскоре перешло к его подавлению вооруж. силой. Однако в битвах при Иванковаце (6 авг. 1805) и на Мишаре (1 авг. 1806) серб. повстанцы разгромили тур. войска, а в кон. 1806 - нач. 1807 захватили крепости Белград и Шабац. Начавшаяся в кон. дек. 1806 рус.-тур. война, воен. успехи сербов, покровительство России позволили повстанцам отказаться от заключённого ими с тур. пр-вом Ичкова мира, предусматривавшего автономию Сербии, и выдвинуть задачу её полного освобождения. В 1807 и после прекращения Слободзейского перемирия между Россией и Османской империей (авг. 1807 - март 1809) до конца войны рус. войска неоднократно сражались вместе с серб. повстанцами против общего врага (сражения у Брза-Паланки и Кладово в 1809, под Варварином в 1810 и др.). По настоянию М. И. Кутузова в Бухарестский мирный договор 1812 была включена ст. 8, обязывавшая Турцию предоставить Сербии внутр. самоуправление. Эта статья явилась важным международно-правовым актом, позволившим Сербии впоследствии, опираясь на неё и пользуясь воен. и дипломатич. помощью России, добиваться независимости. В ходе П. с. в. из Сербии были изгнаны тур. чиновники и помещики, ликвидировано тур. феод. землевладение. Земля перешла в руки серб. крестьянства, из среды к-рого выделилась прослойка сельской торг. буржуазии, занявшая руководящее положение в стране. В 1805 был создан "Правительствующий совет народный сербский"- адм. орган, управлявший освобождённой от тур. войск территорией. В условиях воен. действий высшая власть принадлежала Карагеоргию, в округах (нахиях) - местным военачальникам (воеводам). Важнейшие вопросы внутр. и внеш. политики решала нар. скупщина. На освобождённой от тур. владычества терр. определённого развития достигло ремесло. Сербский просветитель Д. Обрадович создал в 1808 в Белграде Великую школу.

В 1813 Османская империя, воспользовавшись тем, что Россия была занята войной с Францией, напала на Сербию и, разгромив сербские войска, восстановила власть султана. Однако уже в 1815 вспыхнуло новое сербское восстание (см. Второе сербское восстание 1815).

Лит.: История Югославии, т. 1, гл. 22, М-, 1963; Новаковиh С., Васкрс државе српске, Београд, 1914. В. В. Зеленин.

ПЕРВОЗВЕРИ (Prototheria), подкласс млекопитающих; представлен одним отрядом - клоачные.

ПЕРВОМАЙСК, город (до 1951 - пос. Ташино), центр Первомайского р-на на Ю. Горьковской обл. РСФСР. Конечная ж.-д. станция (Первомайск-Горьковский) ветки (55 км) от линии Горький - Саранск, в 189 км к Ю. от г. Горького. 16 тыс. жит. (1974). Тормозной з-д, леспромхоз, строчевышивальная ф-ка, молокозавод.

ПЕРВОМАЙСК, город (с 1938) обл. подчинения в Ворошиловградской обл. УССР, на р. Лугань (приток Северского Донца). Ж.-д. станция на линии Дебальцево - Попасная. 45,4 тыс. жит. (1974). Добыча угля. З-ды электромеханич., железобетонных изделий; обув. ф-ка. Мед. училище, вечерний электромеханический техникум, филиал Кадиевского вечернего горного техникума.

ПЕРВОМАЙСК, город обл. подчинения, центр Первомайского р-на Николаевской обл. УССР. Расположен на р. Юж. Буг, при впадении р. Синюхи. Ж.-д. станция на линии Балта - Гайворон. 68,5 тыс. жит. в 1974 (33 тыс. в 1939; 44 тыс. в 1959; 59 тыс. в 1970). 3-ды: маш.-строит., "Фрегат" (дождевальные установки), сах., пивоваренный; молочно-консервный комбинат, птице- и мясокомбинаты; ф-ки швейная, меб., пластмассовых изделий. Произ-во стройматериалов. Общетехнич. ф-т Одесского технологич. ин-та холодильной пром-сти, мед. училище. Краеведч. музей.

ПЕРВОМАЙСКИЙ Леонид Соломонович (псевд.; наст, имя и фам. Илья Шлёмович Гуревич) [4(17).5.1908, Константиноград, ныне Красноград Харьковской обл.,-9.12. 1973, Киев], украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1954. Род. в семье переплётчика. Печатался с 1924. Входил в лит. организации "Плуг", "Молодняк", ВУСПП. В 1941-45 военкор. союзного радио, с 1943 - "Правды". В сборниках рассказов "Комса" (1926), "Пятна на солнце" (1928), "В уездном масштабе" (1930) и в сб-ках стихов "Терпкие яблоки" (1929), "Героические баллады" (1932), "Новая лирика" (1937), "Барвинковый мир" (1940) и др. воссозданы героика классовой борьбы в Гражд. войну 1918-20, пафос строительства социализма, романтика комсомольских будней. Поэтич. сб-ки воен. лет "День рождения" и "Земля" (оба - 1943) отмечены Гос. пр. СССР (1946). Лирика этого периода собрана в кн. "Солдатские песни" (1946). Поэзии П. 60-70-х гг. присуще углубление филос. осмысления действительности (сб-ки "Слово", 1960; "Уроки поэзии", 1968; "Древо познания", 19/1). Проза П.- кн. "Верная кровь" (1944), "Огни на Карпатах" (1945), "Рассказы разных лет" (I960), "Вместо стихов о любви" (1962). Остропроблемный психологич. роман "Дикий мёд" (1963) посв. подвигу сов. народа в годы войны. Пьесы П.- "Неизвестные солдаты" (1931), "Ваграмова ночь" (1934), "Начало битвы" (1942) и др.- насыщены трагедийными конфликтами,романтически приподняты. Переводил зарубежных писателей (Г. Гейне, Ш. Петёфи, Ю. Фучик).

Л. С. Первомайский.

Выступал с критич. и литературоведч. статьями (кн. "Творческие будни", 1967). Награждён 4 орденами, а также медалями.

С о ч.: Твори, т. 1-3, К., 1958-59; Твори, т. 1 - 7, К., 1968 - 70; в рус. пер. -Стихотворения и поэмы, М., 1955; Дикий мёд, М., 1968; Древо познания. Стихи последних лет, М., 1972.

Лит.: Тарасенков А., Леонид Перв