БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381р. соч., 5 изд., т. 32, с. 267). Большевики предложили проект резолюции об отношении к Врем. пр-ву: "Констатируя... полный крах политики соглашения с капиталистами, Съезд признает единственным выходом переход всей государственной власти в руки Всероссийского Совета Р. С. и Кр. Д." ("Первый Всероссийский съезд Советов Р. и С. Д.", т. 1, 1950, с. 285). Близким к большевистскому был проект резолюции с.-д. интернационалистов, внесённый А. В. Луначарским. Эсеро-меньшевистское большинство съезда отклонило оба проекта и приняло проект резолюции, внесённый меньшевиком Ф. И. Даном, призывавший поддержать Врем. правительство. По второму вопросу эсеры и меньшевики в своих выступлениях призвали поддерживать внеш. политику Врем. пр-ва. От большевиков выступили В. И. Ленин, Л. Б. Каменев, Н. В. Крыленко. В речи 9(22) июня Ленин разоблачил политику меньшевиков и эсеров, призывавших "бороться" с империалистич. войной манифестами, резолюциями, "социалистическими" съездами. Большевики внесли проекты резолюций - об отношении к войне (зачитан Е. А. Преображенским) и по вопросу о мире (зачитан С. Г. Шаумяном). Съезд отверг оба проекта и принял эсеро-меньшевистскую резолюцию.

Недовольство масс деятельностью Врем. пр-ва, разрухой, приказом о наступлении на фронте вылилось в движение рабочих и солдат за проведение политич. демонстрации. Под напором революц. масс съезд назначил на 18 июня (1 июля) демонстрацию в Петрограде. Соглашатели надеялись превратить её в манифестацию доверия Врем. пр-ву. Мощные демонстрации рабочих и солдат 18 июня (1 июля) в Петрограде (см. Июньский кризис 1917), Москве, Киеве, Харькове и др. городах прошли под лозунгами большевиков. 19 июня (2 июля) с сообщением о начале наступления рус. армий на фронте на съезде выступил Церетели. От фракций меньшевиков и эсеров В. С. Войтинский внёс предложение о посылке воззвания к солдатам фронта с выражением поддержки наступления. Б. П. Позерн, Г. Е. Зиновьев, А. В. Луначарский, В. П. Ногин выступили с разъяснением положения, создавшегося в связи с демонстрацией 18 июня (1 июля), и с осуждением начавшегося наступления. Съезд одобрил резолюцию, внесённую Войтинским. По всем остальным вопросам съезд также утвердил эсеро-меньшевистские резолюции, продемонстрировав тем самым дальнейший отход меньшевиков и эсеров от революции. Съезд избрал ВЦИК в количестве 320 чел. (58 большевиков, 123 меньшевика, 119 эсеров, 13 объединённых с.-д., 7 представителей остальных партий). Лит.: Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов. [Стенографич. отчёт], М.- Л., 1927; Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. [Стенографич. отчет], т. 1 - 2, М.- Л., 1930-31. Д.А. Коваленко.

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД УДАРНЫХ БРИГАД, проходил в Москве 5-10 дек. 1929. Созван по инициативе ВЦСПС, ВСНХ СССР, ЦК ВЛКСМ и газ. "Правда". Ему предшествовали краевые, областные и окружные конференции ударников. На съезде присутствовало св. 1000 делегатов. Были заслушаны доклады: ВСНХ СССР об итогах развития пром-сти и задачах социалистич. соревнования (В. В. Куйбышев), ВЦСПС о ходе социалистич. соревнования и задачах ударных бригад (Г. Д. Вейнберг), ЦК ВЛКСМ о новых формах организации труда (П. П. Сегал). На съезде выступили Н. К. Крупская, Н. М. Шверник, акад. А. Н. Бах и др. Работали оргсекции металлистов, горнорабочих, железнодорожников, текстильщиков, химиков, с.-х. работников. Съезд подвёл итоги социалистич. соревнования за 1929, принял резолюцию "Промышленность, соревнование и ударные бригады" и Обращение ко всем рабочим СССР с призывом выполнить пятилетку в 4 года, развернуть социалистич. соревнование, вступать в ударные бригады, переходить от ударных бригад к ударно-образцовым предприятиям, возглавить социалистич. переустройство деревни.

Лит.: Первый съезд ударных бригад. Сб. документов и материалов, М., 1959.
1930.htm
ПЕРОНОСПОРОЗ, опасная болезнь растений, вызываемая паразитич. пероноспоровыми грибами; то же, что ложная мучнистая роса.

ПЕРПЕНДИКУЛЯР (лат. perpendicularis - отвесный, от perpendiculuin - отвес) к данной прямой (плоскости), прямая, пересекающая данную прямую (плоскость) под прямым углом.

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ. Две прямые наз. взаимно перпендикулярными, если они составляют прямой угол (в пространстве такие прямые не должны обязательно пересекаться). Прямая l и плоскость p наз. взаимно перпендикулярными, если l перпендикулярна ко всякой прямой, лежащей на р. Две плоскости наз. взаимно перпендикулярными, если, пересекаясь, они образуют прямой двугранный угол. Об обобщении понятия "П." см. статью Ортогональность.

ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ (от лат. реrpetuum mobile - вечно движущееся), встречающееся в 19 в. обозначение инструментальной муз. пьесы виртуозного характера, мелодия к-рой развёртывается в непрерывном быстром движении мелкими длительностями. Широко известны П. м. Ф. Мендельсона-Бартольди (для фп., соч. 119) и Н. Паганини (для скрипки с оркестром, соч. 11). См. также ст. Вечный двигатель.

ПЕРПИНЬЯН (Perpignan), город на Ю. Франции, в 11 км от побережья Средиземного м. Адм. центр деп. Пиренеи Восточные. Центр историч. обл. Руссильон. 107 тыс. жит. (1968). Ж.-д. узел. Крупная пищ., в т. ч. винодельч., пром-сть; холодильники. В р-не-крупное произ-во ранних овощей, фруктов.

ПЕРРЕ (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель,- 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных иск-в в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Проф. Спец. школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Междунар. союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готич. построек), П. добивался полного соподчинения архит. формы и конструкции (жилой дом на ул. Франклина, 1903; гараж на ул. Понтьё, 1905- 1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911-13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922-23; все - в Париже). Решая преим. утилитарные задачи, П. придавал пром. объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; з-д в Монтатере (деп. Уаза), 1920; з-д в Иссуаре (деп. Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассич. стилистикой, появившейся в работах П. в 20-30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (деп. Эссонн), 1947-53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроит. проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947). Илл. см. т. 5, стр. 621, т. 7, табл. XIII (стр. 208-209) и стр. 213.

Соч.: Contribution a une theorie de l'architecture, P., [1952].

Лит.: Rogers E., A. Ferret, Mil., 1955; Zahar M., D'une doctrine d'architecture: A. Ferret, P., [1959].

А. Д. Сарабъянов.

ПЕРРЕН (Perrin) Жан Батист (30.9. 1870, Лилль,- 17.4.1942, Нью-Йорк), французский физик, чл. Парижской АН (1923). По окончании Высшей нормальной школы в Париже (1894) работал там же. С 1898 - в Парижском ун-те (проф. с 1910). В 1940, после капитуляции Франции, выехал в США. Исследовал природу катодных и рентгеновских лучей (1895-98) и доказал, что первые представляют собой поток заряженных частиц. Изучал электрокинетич. явления и предложил прибор для исследования электроосмоса (1904). Работы П. по изучению броуновского движения явились экспериментальным подтверждением теории Эйнштейна - Смолуховского; они позволили П. получить значение Авoгадро числа, хорошо согласующееся со значениями, полученными др. методами, и окончательно доказать реальность молекул. Установил бимолекулярную структуру тонких мыльных плёнок. Совм. с сыном Ф. Перреном исследовал явления флуоресценции. Был популяризатором науки, его книга "Атомы" (1913, рус. пер. 1924) стала классической. Почётный чл. АН СССР (1929, чл.-корр. 1924). Нобелевская пр. (1926).

Ж. Б. Перрен.

Соч.: Oeuvres scientifiques, P., 1950.

Лит.: Вавилов С. И., Памяти Жана Перрена, "Природа", 1943, № 3; Rаnс А., Jean Perrin, P., 1945; Lot F., Jean Perrin, [P., 1963] (имеется список трудов П. и лит. о нём). И. Д. Рожанский.

ПЕРРЕН (Perrin) Франсис (р. 17.8.1901, Париж), французский физик, чл. Парижской АН (1953). Сын Ж. Б. Перрена. Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1922). С 1923 работал в Парижском ун-те (в 1935 - 46 проф.), в 1941-43 в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке. В 1946-51 проф. Коллеж де Франс, в 1951-70 верховный комиссар по атомной энергии. Осн. труды по изучению флуоресценции, броуновского движения (совм. с Ж. Б. Перреном) и по ядерной физике.

ПЕРРИ (Реггу) Мэтью Колбрайт (10.4. 1794, Саут-Кингстон,-4.3.1858, Нью-Йорк), воен.-мор. деятель США, коммодор (1841). Участвовал в войнах США с Великобританией (1812-14) и Мексикой (1846-48). В 1852 был послан во главе эскадры в Японию с целью заставить её пр-во, придерживавшееся политики изоляции от внешнего мира, установить торг. и дипломатич. отношения с США. Вынудил япон. пр-во под угрозой воен. действий подписать договор 1854, открывший для амер. судов порты Хакодате и Симода и положивший начало кабальным договорам США и европ. держав с Японией (см. Ансэйские договоры). П. был автором обширных планов амер. экспансии на Д. Востоке; сделал ряд попыток захватить о-ва Бонин, Рюкю, Тайвань.

Лит.: Петров Д. В., Колониальная экспансия США в Японии в сер. XIX в., М., 1955; Griffis W. e., Matthew Calbraith Perry, a typical American naval officer, Boston, 1887.

ПЕРРИ (Perry) Ралф Бартон (3.7.1876, Поултни,- 22.1.1957, Кембридж, Массачусетс), американский философ-идеалист, представитель неореализма. Проф. Гарвардского ун-та (1913-46), ученик и биограф У. Джемса. Начал филос. деятельность с критики идеализма Дж. Ройса (1901-02). В кн. "Философские тенденции настоящего времени" (1912) сформулировал осн. положения неореалистич. теории познания; один из авторов неореалистич. манифеста (1910) и сб. "Неореализм" (1912). С сер. 1920-х гг. разрабатывал в основном этич. и политич. проблемы, рассматривал ценности как "функции интереса" ("Общая теория ценности", 1926, и др.). По своим социально-политич. взглядам - сторонник бурж. демократии.

Соч.: The thought and the character of W. James, v. 1 - 2, Boston, 1935; Puritanism and democracy, N. Y., 1944; The realms of value: a critique of human civilization, Camb. (Mass.), 1968.

Лит.: Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Богомолов А. С., Буржуазная философия США 20 в., М., 1974.

ПЕРРО (Perrot) Жюль Жозеф (18.8. 1810, Лион,-24.8.1892, Параме, Иль и Виден), французский артист балета, балетмейстер. Один из выдающихся хореографов романтич. балета 19 в. Учился классич. танцу у О. Вестриса, в 1830 дебютировал в Лондоне. В 1830-35 выступал в Парижской Опере; был партнёром М. Тальони. В 1841 сочинил танцы Жизели для танцовщицы К. Гризи к премьере балета "Жизель" Адана. В 1834-48 балетмейстер лондонского Королев. театра, где поставил балеты Ч. Пуньи: "Ундина" (1843), "Эсмеральда" (1844), "Катарина" (1846) и др. В 1848 был приглашён в Петербург как танцовщик-мим и главный балетмейстер. Исполнял в поставленных им балетах партии: Пьер Гренгуар ("Эсмеральда"), Дьяволино ("Катарина, дочь разбойника"), Алин ("Питомица фей" Адана), Мефистофель ("Фауст" Пуньи) и др. Большой мастер романтич. балета, П. ставил спектакли на фантастич. сюжеты ("Ундина", "Питомица фей"), в жанре социально-любовной драмы ("Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника"). Проникая в суть лит. произв., П. создавал приёмами хореографич. пластики сильные, яркие сценические характеры. В 1859, уехав из Петербурга, П. оставил театр.

Ш. Перро.

Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета. [М.- Л.], 1937; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954; его же, The romantic ballet in Paris, L., 1966. В. М. Красовская.

ПЕРРО (Perrault) Клод (ок. 1613, Париж,- 8.10.1688, там же), французский архитектор. Брат Ш. Перро. Врач по образованию, П. занимался математикой, физикой, техникой и археологией. Среди архит. произв. П. наиболее значительны его работы в Лувре, знаменующие вершину раннего франц. классицизма [из проектов П. были осуществлены главный (вост.) и более скромный юж. фасады]. Парадный вост. фасад Лувра (1667-74; илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256- 257), композиция к-рого подчинена строгому, крупномасштабному ритму парных коринфских колонн, полон ясного величия и благородства. Из теоретич. работ П. выделяется перевод Витрувия (1673), долгое время считавшийся самым лучшим.

Лит.: Hautecoeur L., Histoire de l'architecture classique en France, t. 2, pt. 1, P., 1967; Bronner W. D., Blondel - Perrault, Bonn, 1972 (diss.).

ПЕРРО (Perrault) Шарль (12.1.1628, Париж,- 16.5.1703, там же), французский поэт и критик. Чл. Франц. академии с 1671. Род. в бурж.-чиновничьей семье. Был юристом. Первое произв. П.- пародийная поэма "Стены Трои, или Происхождение бурлеска" (1653). Писал аллегорич. поэмы, оды, послания в стиле галантной придворной поэзии. Участник лит. "спора древних и новых", он отстаивал превосходство совр. ему писателей над древними, отвергая классицистскую эстетику (поэма "Век Людовика Великого", 1687, диалоги "Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук", т. 1-4, 1688-97), полемизировал с Н. Буало. Славу П. принёс сб. "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями" (1697). Античной традиции П. противопоставил нар. сказку ("Красная Шапочка", "Мальчик с пальчик" и др.) и ввёл её в систему лит. жанров. "Сказки" способствовали демократизации лит-ры и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (бр. В. и Я. Гримм, Л. Тик, X. К. Андерсен). Первый рус. перевод сказок П. относится к 1768 ("Сказки о волшебницах с нравоучениями"). Сказка "Кот в сапогах" переведена В. А. Жуковским (1845). На сюжеты сказок П. созданы оперы "Золушка" Дж. Россини, "Замок герцога Синяя Борода" Б. Бартока, балеты "Спящая красавица" П. И. Чайковского, "Золушка" С. С. Прокофьева и др.

Соч.: Contes. [Textes etablis, avec introduction par G. Rouger], P., [1967] (имеется лит.); в рус. пер.- Сказки, вступ. ст. Н. П. Андреева, [М.- Л.], 1936.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946; Soriano , Les сontes de Perrault..., [P., 1968] (имеется лит.). В. С. Лозовецкий.

ПЕРРОН (Perron) Шарль Эдгар дю (2.11.1899, Батавия, ныне Джакарта, Индонезия,- 14.5.1940, Берген), нидерландский писатель. Занимался журналистикой в Париже. Написал автобиогра-фич. романы "Подготовка" (1927), "Родина" (1935), "Скандал в Голландии" (1939), в к-рых выразилось насмешливо-холодное отношение писателя к миру мещанского благополучия и, с другой стороны,- романтич. пафос и уважение к человеку. Большое влияние на П. оказал Мулътатули, к-рому он посвятил кн. "Человек из Лебака" (1937). П.- автор сб-ков стихов "Парландо" (1930) и "Микрохаос" (1932), лит.-критич. работ (сб. "Худощавый человек", 1934).

С о ч.: Verzameld werk, [dl 1 - 7], Amst., 1954-59.

Лит.: L e e u w e n W. L. Е. van, Drie vrienden: Menno ter Braak, H. Marsman, E. du Perron. Studies en herinneringen, Antw., 1963.

ПЕРРОННО (Perronneau) Жан Батист (1715, Париж,- 19.11.1783, Амстердам), французский живописец. Наряду с М. К. де Латуром один из крупнейших мастеров франц. пастельного портрета. Произв. П. отличаются относительно свободной манерой письма и нежностью цветовых созвучий; предпочитая тип камерного (преим. погрудного, реже - поясного) портрета, художник обычно подчёркивал в своих моделях душевную мягкость и созерцательность, стремился выявить эмоциональную привлекательность людей, нередко внешне заурядных и не принадлежащих к высшему свету (среди заказчиков П. преобладали про-винц. дворяне и буржуа).

Ж. Б. П е р р о н н о. "Девушка с кошкой". Пастель. 1746.Лувр. Париж.

Лит.: Золотев Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968, с. 111 - 28.

ПЕРРУ (Perroux) Франсуа (р. 19.12. 1903, Лион), французский экономист, представитель социологич. школы в бурж. политич. экономии. С 1928 проф. политич. экономии в высших уч. заведениях Лиона и Парижа. П.- основатель и директор ряда н.-и. экономич. ин-тов. Для П. характерно идеалистич. мировоззрение, в к-ром сочетаются идеи морализирующего христианства, сен-симонизма, современного социологического институционализма и технократического прагматизма.

Экономич. теория П. включает положения о "доминирующей экономике", "гармонизированном росте" и "всеобщей экономике". По П., "эффект доминирования", состоящий в изменении сущности и форм отношений между экономич. единицами, приводит к "поляризации пространства" вокруг отрасли ("полюса роста"), в к-рой экономич. единицы ведут себя как части единого целого (макроединицы). В итоге стихийная "агрессивная" конкуренция исчезает и совокупная эффективность действий партнёров возрастает. Логика эволюции "доминирующей экономики" толкает гос-во к тому, чтобы оно приняло на себя задачу проведения антициклич. политики и составления долгосрочных программ экономич. развития макс, быстрыми темпами ("гармонизированного роста"). "Гармонизация" осуществляется путём "социального диалога" (согласования программ развития между предпринимателями, трудящимися, потребителями и т. п.). Цель "гармонизированного роста", по П.,- превращение совр. бурж. общества в общество социальной гармонии (концепция "всеобщей экономики"), где не только темпы роста и структура произ-ва, но и осн. принципы орг-ции х-ва и общества (социальные режимы, правовые ин-ты и т. д.) будут подчиняться требованию макс, экономичности. Подход П. ко многим проблемам противоречив (переход от осуждения к оправданию монополий, сосуществование идеалистич. концепции построения общества социальной гармонии и прагматич. рекомендаций по политике жёсткого регулирования заработной платы и ограничения потребительского спроса трудящихся в интересах снижения издержек произ-ва). Критика П. общества не выходит за рамки предложений по "улучшению" капитализма. Теория П. обосновывает политику франц. бурж. реформизма и социального маневрирования и способствует распространению иллюзий о возможности построения общества изобилия и справедливости на базе государственно-монополистич. капитализма.

Соч.: Capitalisme et communaute de travail, P., [1938]; Le neo-marginalisme, P., 1941; La valeur, P., 1943; Liberalisme et liberte, P., 1946; La coexistence pacifique, P., 1958; Le capitalisme, [4 ed.j, P., 1960; L'economic du XX siecle, P., 1961; Les techniques quantitatives de la planification, P., 1965; Economie et societe, P., 1969. E. П. Русаков.

ПЕРС СЕН-ЖОН (Perse Saint-John) (p. 1887), французский поэт; см. Сен-Жон Перс.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (лат. perseveratio - настойчивость, упорство, от persevere - упорствую, продолжаю), упорное возобновление у человека к.-л. психич. образа, действия или состояния. Можно говорить о П. в двигательной (т. н. "моторные П."), сенсорной (напр., при нек-рых формах эйдетизма), эмоциональной (П. аффекта) или интеллектуальной сферах. П. наблюдаются как в обыденной жизни (в виде ошибочных действий, описок, оговорок и т. п.), особенно при утомлении или сильном эмоциональном напряжении (см. Стресс), так и в патологии (при нек-рых психич. заболеваниях, а также при отд. видах локальных поражений мозга). Собственно П. как явления, в значит, мере обособленные и случайные в общем контексте психич. жизни человека, следует отличать от известных в психиатрии idee fixe (навязчивых мыслей ).

Лит.: Зейгарник Б. В., Введение в патопсихологию, М., 1969; Z i m m e r O., Perseveration, Einstellung und Bereitschaft, Bonn, 1933. А. А. Пузырей.

ПЕРСЕИДЫ, метеорный поток с радиантом в созвездии Персея. Наблюдается с 25 июля до 20 августа, максимум 12 августа. Связан с кометой 1862 III (П.- первый метеорный поток, для к-рого была выяснена связь с кометой, Дж. Скиапарелли, 1866). П.- один из наиболее активных ежегодно действующих потоков, наблюдаемых визуально или фото-графич. путём; относительно беден слабыми метеорами, что объясняется сравнительно малым содержанием мелких частиц в метеорном рое. Имеет сложную структуру, выделяется несколько ветвей. Известен с 830.

ПЕРСЕЙ, в др.-греч. мифологии герой, сын Данаи и бога Зевса. Согласно мифу, дед П.- царь Аргоса Акрнсий, к-рому была предсказана гибель от руки внука, приказал заключить П. вместе с матерью в ящик и бросить в море. Спасённые рыбаками Даная и П. жили на о. Серифосе; отсюда П. отправился в поход за головой Медузы-Горгоны; на обратном пути он освободил от морского чудовища дочь царя Кефея Андромеду, ставшую его женой. Вернувшись на родину, П. во время состязаний в метании диска случайно убил Акрисия и, покинув Аргос, стал править в Тиринфе. П. приписывалось основание г. Микен. По поздним мифам, П. и Андромеда, вознесённые на небо, были превращены в созвездия. Миф о П. нашёл широкое отражение в иск-ве (Тинторетто, Тициан, Рубенс, Рембрандт, Тьеполо).

Лит.: Woodward J. M., Perseus, a study in Greek art and legend, Camb., 1937; Schauenburg K., Perseus in der Kunst des Altertums, Bonn, 1960.

ПЕРСЕЙ (греч. Perseus) (ок. 213-166 до н. э.), последний царь Македонии (в 179-168 до н. э.). Стремясь восстановить могущество Македонии, подорванное войнами его отца Филиппа V с Римом (1-я Македонская война 215-205; 2-я - 200-197), П. организовал и возглавил антирим. коалицию, заключив союз с племенами иллирийцев, фракийцев, гос-вом Селевкидов, Родосом и др. о-вами Греции. Поддерживал всюду враждебные Риму демократич. группировки. В начавшейся в 171 до н. э. 3-й Македонской войне против Рима П. сначала одержал неск. побед на суше (в Фессалии) и на море (у Эвбеи), но 22-23 июня 168 в битве при Пидне (Македония) войско П. было разбито; взятый в плен, П. был увезён в Италию и погиб в заключении.

ПЕРСЕЙ (лат. Perseus), созвездие Сев. полушария неба; наиболее яркие звёзды - а (Мирфак) и бета (Алголъ) Персея, 1,8 и 2,2-3,5 визуальной звёздной величины. В П. расположены два видимых невооружённым глазом рассеянных звёздных скопления: h Персея и х Персея. Наилучшие условия для наблюдений в октябре - декабре, видно на всей территории СССР. См. Звёздное небо.
"ПЕРСЕЙ", первое сов. экспедиц. судно, двухмачтовая деревянная шхуна, приспособленная для плавания во льдах. Построено в 1922 в Архангельске; водоизмещение 550 то; оборудованное для комплексных океанографич. исследований, имело 7 научных лабораторий. Работы на "П." велись Плавучим морским научным ин-том, затем Гос. океанографич. ин-том, с 1933 - Всесоюзным н.-и. ин-том рыбного х-ва и океанографии. За 1923-41 совершил 84 рейса в Белое, Баренцево, Карское и др. сев. моря, выполнено 5525 океанографич. станций. В 1941 "П." подвергся бомбардировке немецко-фашистскими самолётами и затонул в Кольском заливе.

Лит.: Обручев С. В., На "Персее" по полярным морям, М., 1929; Васнецов В Под звездным флагом "Персея", Л., 1974.

ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (ок. 1659, Лондон,- 21.11.1695, там же), английский композитор и органист. Состоял придворным музыкантом в Лондоне: пел в королевской капелле, был хранителем инструментов, настройщиком органов, композитором "24 скрипок короля", церк. органистом и королевским клавесинистом. Крупнейший англ. композитор, П. отличался исключит. продуктивностью, с равным мастерством работал во всех муз. жанрах, особенно в муз.-сценич. (автор музыки ок. 50 театр. постановок). Наивысшее достижение П.- опера "Дидона и Эней" (1689), первая нац. англ. опера (по мотивам "Энеиды" М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. П. обобщил в этой опере традиции англ. реалистич. театра, жанра масок, нац. поэзии, англ. и шотл. нар. песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Другие муз.-сценич. произв. П. наз. чполуоперами"; они состоят из отд. номеров или интермеццо, мн. из к-рых - развитые дивертисменты в театр. пьесах. П.- автор многоголосных и одноголосных песен (создал ок. 100), близких народным; в светских песнях продолжал традиции англ. мадригала. Среди его хоровых сочинений (культовых и светских) выделяются антемы (торжественные церк. произв. на библейские тексты, типа мотета). В инструм. музыке П. следовал традициям итал. скрипичных композиторов; его струнные фантазии, трио-сонаты, как и органные произв., отличаются полифонич. мастерством; пьесы для клавесина, насыщенные нар. и бытовыми мелодиями (танцы, сюиты, арии, граунды), близки пьесам вёрджинелистов (см. Вёрджинел) и предназначены гл. обр. для любителей. П. стремился к созданию нац. муз. иск-ва, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к П. возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собств. обработке ряд его произв., в т. ч. оперу "Дидона и Эней" (1951).

Г. Пёрселл.

Лит.: Конен В., Пёрселл и английская музыка, "Советская музыка", 1955, № 10; её же, "Британский Орфей", там же, 1959, № 11; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1, 3 изд., М., 1973, с. 323-38; Zimmerman F. В., n. Purcell, L.- N., 1967. И