БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 в 1965-70 на . 1 тыс. жит. рождаемость составляла в среднем за год 41,8 , смертность 8,3 (1969); детская смертность 72,2 (1970) на 1 тыс. живорождённых.

Преобладает инфекционная патология. Зарегистрированы все формы туберкулёза, тифы и паратифы, дизентерия, детские инфекции. Встречаются чума, жёлтая лихорадка; в 1970 проведена вакцинация против оспы (охвачено ок. 95% населения). В 21 департаменте выявлен эхинококкоз. Серьёзную проблему представляет бруцеллёз (заболевания им регистрируются в основном в департаментах Лима и Ика, в пров. Кальяо). Департамент Лорето эндемичен по проказе. В сев. части прибрежного р-на встречается дифиллоботриоз; это единств. очаг инвазии в Юж. полушарии. Малярия гл. обр. сохраняется в басс.Амазонки и в Андах. В горных р-нах - эндемич. зоб.

Система здравоохранения смешанная: наряду с гос. учреждениями мед. обслуживание осуществляют различные общественные и частные орг-ции (напр., службы вооруж. сил, Нац. служба социального страхования и др.). В 1972 было св. 300 больничных учреждений на 31,2 тыс. коек (ок. 2,1 койки на 1 тыс. жит.), из них 5,3 тыс. коек в частных учреждениях. Амбулаторную помощь (1968) оказывали 255 поликлинич. отделений, 9 диспансеров, а также 976 постов здравоохранения и сан. постов, обслуживающих в основном сел. население. Функционирует лаборатория, занимающаяся проблемами обществ. здравоохранения. Работали (1971) ок. 8 тыс. врачей (ок. 1 врача на 2 тыс. жит.), 2,8 тыс. зубных врачей, 2 тыс. фармацевтов, ок. 15 тыс. лиц ср. мед. персонала. Нац. мед. кадры готовят 7 мед. и 3 зубоврачебные школы, школы по подготовке ср. мед. работников.

П. П. Дарченкова, А. А. Розов.

Ветеринарвое дело. Распространены инфекционные, в т. ч. особо опасные, болезни животных. Сибирская язва поражает кр. рог. скот, коз, реже лошадей и свиней; туберкулёз - все виды с.-х. животных. Бруцеллёз обнаруживают у кр. рог. скота, овец, коз. Среди собак распространено бешенство. Особую опасность представляют ящур (типы вируса А, О, С), поражающий мелкий и кр. рог. скот, свиней, лам, а также диких животных, классич. чума свиней и болезнь Ньюкасла у птиц. У всех видов животных обнаружены пастереллёз, сальмонеллёз, у рог. скота -эмфизематозный карбункул. Из инвазионных болезней распространены гельминтозы (цистицеркоз, эхинококков, нематодоз, тениоз), демодекоз, анаплазмоз, бабезиоз, кокцидиоз, гистомоноз, токсоплазмоз, трихомоноз, трипаносомоз, филяриоз. Вет. сеть не охватывает всех р-нов П. Вопросами диагностики болезней животных занимается Нац. центр патологии животных в Лиме. В П. 534 вет. врача (1973). И. А. Бакулов.

X. Просвещение

До 1972 в П. функционировала след. система образования: обязательная 6-летняя начальная школа, куда принимались дети в возрасте 6 лет; общеобразоват. ср. уч. заведения - колледжи (с 5-летним сроком обучения, разделённым на 2 цикла - 3 и 2 года; на втором цикле вводилось дифференциров. обучение по гуманитарному, естественнонауч. и коммерческому направлениям), вечерние школы и уч. центры; проф. образование давали технич., с.-х. и коммерческие колледжи и ин-ты с 5-летним сроком обучения на базе нач. школы. В 1970 уч. г. в нач. школах обучалось около 2,7 млн. уч-ся, в ср. общеобразоват. школах - 547,3 тыс. уч-ся, проф.-технич. образованием было охвачено 112,7 тыс. чел. Высшее образование представлено университетами, высшими школами и институтами. Ок. 1/3 университетов - частные. Обучение в вузах платное. Крупнейшие ун-ты государственные: Нац. ун-т "Сан-Маркос" (осн. в 1551) и Нац. инж. ун-т (1955) в Лиме, Нац. ун-т "Сан-Агустин" (1828) в Арекипе. В 1970 уч. г. в вузах обучалось 124,7 тыс. студентов. С 1972 осуществляется реформа в области образования, к-рая носит демократич. характер и отвечает задачам социально-экономич. развития. Вводится новая система образования: дошкольное образование (для детей в возрасте до 6 лет); обязательная и бесплатная 9-летняя основная, или базовая, школа (состоящая из 3 циклов), к-рая наряду с общим образованием должна давать проф.-технич. знания и готовить к трудовой деятельности; высшее образование. Предусмотрено обучение как на исп. яз., так и на осн. языках индейского населения.

С 1973 проводится массовая кампания по ликвидации неграмотности взрослых, среди к-рых было 23% неграмотных. В ней участвуют 1,5 тыс. учителей и св. 10 тыс. добровольцев, организованы вечерние школы и курсы ликвидации неграмотности, трудовое базовое обучение без отрыва от произ-ва и др.

В Лиме находятся крупнейшие библиотеки: Нац. библиотека (осн. в 1821, св. 506 тыс. тт., 167 тыс. рукописей), библиотека Нац. ун-та "Сан-Маркое" (400 тыс. тт.), Нац. инж. ун-та (156 тыс. тт.); музеи - Нац. музей истории (осн. в 1921), Нац. музей перуанской культуры (1946), Музей антропологии и археологии (1938), естеств.-историч. музей "Хавьер Прадо" и др. к. Н. Цейкович.

XI. Научные учреждения

Первые науч. учреждения организованы в кон. 19 - нач. 20 вв.: Нац. мед. академия (1884), Перуанская академия языка (1887), Географич. об-во Лимы (1888), Историч. ин-т П. (1905), магнитная обсерватория (1919) и др.; развивались в основном гуманитарные и нек-рые естеств. науки. Прикладные исследования в пром-сти и с. х-ве развернулись только после 2-й мировой войны 1939- 1945, тогда же началось формирование совр. системы науч. учреждений. В 1969 создан Нац. совет науч. и технологич. исследований. Общее руководство н.-и. и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) осуществляет гос-во. Общенац. расходы на НИОКР составили в 1970 св. 300 млн. солей или 0,14% валового нац. продукта; 80% расходов несёт гос-во. В нач. 70-х гг. насчитывалось ок. 100 н.-и. орг-ции, в к-рых работало св. 850 учёных и дипломиров. инженеров (без специалистов гуманитарного профиля). Среди гос. н.-и. учреждений - Высший ин-т ядерной энергии при Комитете по контролю над атомной энергией (1955),

Ин-т моря П. (1960), Геофизич. ин-т с 5 обсерваториями, Служба геологии и горного дела (1967, на базе научных учреждений, работавших с 1950), н.-и. центр Службы развития с. х-ва (1927) с неск. с.-х. станциями, Воен. географич. ин-т и др. Ведущие н.-и. учреждения вузов - науч. центры Нац. ун-та "Сан-Маркос" (10 НИИ), Нац. инженерного ун-та (15 НИИ), Аграрного ун-та (2 НИИ и с.-х. станции) и др. На средства пром. компаний в 1970 создан децентрализов. Ин-т промышленно-технологических исследований и технич. стандартов. Среди н.-и. учреждений частного сектора- пром. лаборатории крупных предприятий, высокогорная биологическая станция в Андах, более 30 науч. об-в, 5 академий: Академия точных, физич. и естеств. наук (1939), Нац. мед. академия и др. Ведущие н.-и. учреждения в области обществ. наук: Ин-т перуанского и амер. искусства (1943), Перуанский индеанистский ин-т (1947), Ин-т этнологич. исследований (1949) при Нац. музее перуанской культуры, Ин-т перуанских исследований (1964) с ин-тами социальных исследований и прикладных экономич. наук, Нац. ин-т культуры (1965) и др. П.- член ок. 20 междунар. и региональных науч. орг-ции, поддерживает науч. связи со мн. странами, в т. ч. с СССР.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1974 в П. выходило св. 560 периодич. изданий, 80% - в Лиме, из них 32 ежедневные газеты, в т. ч. наиболее влиятельные - "Перуано" ("El Peruano"), с 1825, тираж 10 тыс. экз.; "Комерсио" (чЕ1 Comercio"), с 1839, тираж 105 тыс. экз.; "Пренса"("Lа Prensa"), с 1903, тираж св. 100 тыс. экз.; "Кроника" ("La Cronica"), с 1912, тираж ок. 50 тыс. экз.; "Ультима ора" ("Ultima Нога"), с 1950, тираж 80 тыс. экз., вечерняя; "Экспресс" ("Expreso"), с 1961, тираж 170 тыс. экз., в воскресенье вместе с приложением - 270 тыс. экз.; "Коррео - Нуэва эра" ("Соrrео-Nueva Era"), с 1963, до дек. 1970 называлась "Коррео", тираж 140 тыс. экз.; "Oxo" ("Ojo"), с 1968, тираж 130 тыс. экз.; "Унидад" ("Unidad"), с 1957, орган ПКП, тираж 15 тыс. экз. (еженедельная). В июле 1974 принят закон о передаче всех органов печати под контроль общественных организаций.

В П. св. 200 радиостанций. Правительственная компания "Радио насьональ", осн. в 1937, имеет 5 радиостанций. Крупнейшие компании - "Радио Америка" и "Радио Панамерика".

Телевидение осн. в 1958. Имеется 6 телекомпаний. М. А. Шлёнова.

XIII. Литература

Литература П. развивается преим. на исп. яз. Имеется фольклор на языках коренного населения кечуа и аймара. Гл. лит. памятник доколон. периода - нар. драма на яз. кечуа "Ольянтай" (опубл. 1853) - один из ярких памятников мировой лит-ры. Колон, период 16- нач. 19 вв. представлен ист. хрониками П. Сьесы де Леона (1518-60), Ф. Г. Помы де Аялы (1526-1613?), а также " Королевскими комментариями инков" (1609-17) Инки Гарсиласо де ла Веги (ок. 1539-ок. 1616)- осн. источник по древней истории и культуре П. В 17-18 вв. развивалась куртуазная, религ.-филос. и просветит. поэзия и проза Д.де Охеды (1571-1615), X. де Эспиносы Медрано (1632? -88), П. де Перальты Барнуэво (1663-1743), П. А. де Олавиде (1725-1802) и др., писавших в русле исп. стилистич. и идейных традиций. Жизнь колон. Лимы и нар. язык отразились в сатирич. стихах, поэмах и пьесах X. дель Валье Кавьедеса (1653? - ум. после 1692). В фольклоре колон. эпохи получили выражение антиисп. настроения. В творчестве М. Мельгара (1791-1815) соединились традиции книжной исп. поэзии и индейского фольклора.

В первые годы независимости П., провозглашённой в 1821, литература отражала преимущественно борьбу консервативных и либеральных идей. Выразителем первых был поэт-сатирик и драматург Ф. Пардо-и-Альяга (1806-68). Автор бытовых комедий М. Асенсио Сегура (1805-71), родоначальник нац. театра, выступил против перуанской военщины и колон. пережитков ("Пепа", опубл. 1953, "Донья Катита", пост. 1845). Романтизм в П. развивался с кон. 40-х гг. Поэты К. А. Салаверри (1830-90), X. А. Маркес (1832-1903), К. Альтаус (1835-81) и др. обращались преим. к сфере интимных чувств. В прозе черты романтизма нашли выражение в ист., политич. и сентимент. романах X. А. Лавалье (1833-93), Ф. Касоса Флореса (1828-81), Л. Б. Сиснероса (1837- 1904). Романтич. проза нередко несла в себе элементы костумбризма, знаменовавшего переход к реализму. Для резко критического романа Н. Арестеги "Отец Оран" (1918) характерна антиклерикальная направленность. Крупнейшим писателем конца 19 - начала 20 вв. был Р. Пальма (1833-1919) - автор "Перуанских преданий" (12 серий, 1872- 1915). Поражение П. в войне с Чили (1879-83) способствовало распространению либеральных и революц. идей, выразителем к-рых стал поэт и эссеист М. Гонсалес Прада (1848-1918). В сб-ках стихов "Свободные стихи" (изд. 1938), "Перуанские баллады" (изд. 1939), в книгах эссе "Свободные страницы" (1894), "Часы борьбы" (1908) он обличал аристократию, католицизм, буржуазию, выступал в защиту индейцев, положив начало лит.-идеологич. движению индихенизма. К. Матто де Турнер (1854-1909) в романе "Птицы без гнезда" (1889) разоблачала эксплуатацию туземцев. В поэзии кон. 19 - нач. 20 вв., скованной академич. нормами, выделяется творчество нар. певца А. Гамарры (1857-1924). Возникшему в это время т. н. модернизму наряду с декадентскими тенденциями и преувеличенным вниманием к форме присущ интерес к самобытной природе и культуре Лат. Америки. В русле модернизма выступал X. С.Чокано (1875- 1934), автор сб-ков стихов "Душа-Америка" (1906), "Да будет свет!" (1908) и др. К поэзии символизма тяготел X. М. Эгурен (1882-1942).

После 1-й мировой войны 1914-18 и ОКТ. социалистич. революции 1917 в России, вызвавших подъём левых сил, в лит-ре П. возникли обновительные тенденции, связанные с журн. "Colonida" (1916) и творчеством поэта и прозаика А. Вальделомара (1888-1919). Со 2-й пол. 20-х гг. получила распространение авангардистская поэзия, преимущественно левой ориентации, представленная X. Парра дель Риего (1894-1925), А. Перальта (р. 1899), А. Идальго (1897-1967), М. Порталь (р. 1901) и др. Большое влияние на развитие обществ. и лит. мысли П. и др. стран Лат. Америки оказал журн. "Amauta" (1926-30), издававшийся основателем ПКП X. К. Мариатеги (1895-1930). Индихенистская проза развивалась в эти годы главным образом в её психологической (Э. Лопес Альбухар, 1872-1966) и "экзотической" (В. Гарсиа Кальдерой, 1886-1959) разновидностях. Индейским мироощущением и антибуржуазной идеологией проникнуто творчество крупнейшего поэта-коммуниста С. Вальехо (1892-1938), автора сборников "Чёрные герольды" (1918), "Трильсе" (1923), "Человеческие стихи" (поем. 1939) и др., а также первого пролетарского романа Латинской Америки - "Вольфрам" (1931). В 30-е гг. выступила группа поэтов-сюрреалистов: X. Аб-риль (р. 1905), С. Моро (1904-56), Э. фон Вестфален (р. 1911), к которым тяготел и видный представитель "чистой" поэзии современного П.- М. Адан (р. 1908).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 и после неё в прозе выступили писатели-индихенисты с резкими социально-критическими романами: С. Алегрия (1909-67, "В большом и чуждом мире", 1941), X. М. Аргедас (1913-69, "Глубокие реки", 1958; "Кровь всех рас", 1964) и др. Складывается радикально настроенная лит. группа "Поэты народа" (1943-1948), из к-рой вышел писатель-коммунист Г. Валькарсель (р. 1921). Социально-критич. проза 50-60-х гг. посвящена преим. гор. жизни: X. Р. Рибейро (р. 1929), Э. Конграйнс Мартин (р. 1932) и автор антимилитаристского романа о молодёжи "Город и псы" (1963), романа "Зелёный дом" (1966) М. Варгас Льоса (р. 1936). В поэзии наряду с группой сюрреалистов (X. Сологурен, р. 1922; X. Э. Эйельсон, р. 1921, и др.) всё активнее выступают представители революционно-демократич. крыла: В. Дельгадо (р. 1927), А. Ромуальдо (р. 1926), X. Г. Росе (р. 1928) и др. Среди совр. драматургов выделяются авторы историч., социальных и филос. пьес X. Риос (р. 1914), Э. Солари Суэйн (р. 1918) и С. Саласар Бонди (1924-65; сб. "Комедии и безделки", опубл. 1967).

Лит.: Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972; Sаnсhez L. a., La literatura peruana, v. 1 - 6, B.-Aires, [1950-1951]; Tamayo Vargas A., Literatura peruana, [t. 1 - 2], Lima, [1965]; Nunes E., La literatura peruana en el siglo XX (1900- 1965), Мех., [1965]; Castro Arenas M., La novela peruana у la evolucion social, [Lima, 1965]. С. П. Мамонтов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древняя культура П. (распространявшаяся также на Боливию и С. Чили) - наиболее ранняя и наиболее развитая в Юж. Америке. Уже в 12 в. до н. э. здесь известна керамика, а с 1-го тыс. до н. э. развиваются культуры Тихоокеанского побережья (Паракас, Салинар и др.) и горных областей (с центром Чавин-де-Уантар и др.). С начала н. э. складываются культуры раннеклассового общества (Наска, Мочика с центром Моче, Чиму с центром Чан-Чан), в сер. 15 в. сменяющиеся культурой государства инков со столицей Куско. Архитектура древнего П. включает города с прямоугольными кварталами и узкими улицами, культовые центры, крепости, некрополи и многочисл. типы сооружений - дворцы, храмы, амфитеатры для культовых церемоний, "обсерватории" с солнечными часами, погребальные башни, ступенчатые пирамиды, искусств. пещеры. На побережье преобладали невысокие постройки из адобы, украшенные снаружи рельефом, а внутри росписями, в горах - массивные каменные сооружения, кладка которых при инках становилась всё более тщательной и регулярной (крепости Мачу-Пикчу и Саксауаман). Образцы монументального иск-ва сохранились плохо, зато необычайно богато представлены художеств. ремёсла, особенно керамика: монохромные сосуды со стилизов. рельефами или гравировкой (культуры Чавин и др.), фигурные и расписные вазы (культуры Паракас и др.), сосуды культуры Наска с многокрасочной декоративной росписью, керамика культуры Мочика, в т. ч. вазы с тонким линейным рисунком и поражающие смелым реализмом сосуды в виде людей и животных или с портретными лицами. Ткани из шерсти и хлопка (в т. ч. ворсовые и вышитые ковры) и плетёные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас и Наска. Сохранились также золотые и серебряные небольшие фигурки, маски, вазы, украшения (культуры Мочика, Чиму, инков и др.).

Древнее искусство Перу. 1. Портретный керамический сосуд. Культура Мочика. Собрание Н. Каммингса. Чикаго. 2. Погребальная мантия из Паракаса (фрагмент). Бруклинский музей. Нью-Йорк. 3. Керамический расписной сосуд. Культура Наска. Линден-музей. Штутгарт.

Железная решётка окна в патио дома графа де Фуэнте Гонсалес в Лиме. 18 в.

В 16 в. развитие древней культуры П. было прервано колониальным захватом, однако иск-во П. продолжало быть наиболее развитым в Юж. Америке. В вице-королевстве П. сложились разнообразные (из-за различия и разобщённости р-нов) художеств. школы, испытавшие сильное влияние древнего иск-ва П., особенно в архит. декоре. Во 2-й пол. 16- 1-й пол. 17 вв. создавались новые города с прямоугольной сеткой улиц, строились гор. дома с внутр. двориками, церкви с кирпичными готич. сводами или с деревянными потолками артесонадо, с порталами в стиле платереско. По образцу позднеготич. исп. соборов были построены соборы в Куско и Лиме. Во 2-й пол. 17-18 вв. расцветает перуанское барокко, для к-рого характерны стойкость общих приёмов, сочетание простых планов, глухих чётких объёмов со сложным и прихотливым резным декором, стелющимся по поверхности здания. На побережье (в Лиме и Трухильо) постройки из адобы и глинобитных кирпичей с лёгкими сейсмостойкими сводами штукатурились, ярко раскрашивались, украшались резным, часто криволинейным узором на порталах из стукко и деревянных балконах, а в интерьерах и дворах - изразцами. Каменная архитектура горных областей (Куско, Арекипа, Кахамарка) более массивна, статична, её богатый резной декор сочетает мотивы европ. иск-ва с изображениями местной флоры и фауны и фигурами, взятыми из индейской мифологии ("метисский стиль"). В живописи и скульптуре наряду с подражанием европ. маньеризму (скульптор и живописец Б. Битти, кон. 16 в.) и барокко (живописец А. де Медоро, скульптор П. де Ногера, 1-я пол. 17 в.) также развивался самобытный "метисский стиль" - плоскостная декоративная живопись школы Куско (жанрово-портретные композиции, пейзажи с изображением святых). Крупным, тяготевшим к реализму скульптором 17 в. был индеец X. Т. Туйру-Тупак.

В 19 в. в архитектуре господствовало подражание франц. классицизму, а с 1870-х гг.- итал. эклектике. В нач. 20 в. попыткой возрождения нац. традиций стал "неоколониальный стиль" (арх. Р. Маркина, К. Саут), эклектически украшавший здания мотивами перуанского барокко. В 20-е гг. возник "неоперуанский стиль" (арх. М. Пикерас Котоли, Э. Арт-Терре), соединявший пластичность и лаконизм зодчества древнего П. с функцион. целесообразностью совр. небольших жилых домов. С кон. 30-х гг. наметился переход к принципам совр. архитектуры, победившим в сер. 20 в. Строятся высотные адм. и деловые здания, комфортабельные отели, жилые дома, учебные комплексы, совр. микрорайоны (арх. М. Бьянко, С. Агурто Кальво, Э. Сеоане Рос, Л. Миро Кесада Гарланд), начата частичная реконструкция городов (Лима, курорт Анкон и др.). Однако большинство городов и посёлков всё ещё застроено традиц. домами из адобы и камня.

В нач. 19 в. X. Хиль де Кастро писал парадные, несколько лубочные портреты героев борьбы за независимость Америки. Европ. академии, школу прошли в 19 в. ист. живописец И. Мерино, изображавший жизнь индейцев Ф. Ласо, портретист К. Бака Флор, работавший во мн. жанрах Д. Эрнандес. Любовно, с нар. юмором изображал быт страны представитель костумбризма Панчо Фьерро. Обновление живописи П. в 20 в. связано с выступлением в 20-е гг. представителей индихенизма, боровшихся как с академизмом, так и с модернизмом во имя отражения нар. жизни и возрождения нац. традиций (X. Сабогаль, X. Кодесидо, К. Блас, X. Винатеа Рейносо). Эти же принципы проявились в скульптуре (К. Сако, И. Посо) и отчасти в монумент, живописи (Апуримак, К. Киспес Асин, X. М. Угарте Элеспуру). Быт индейских крестьян запечатлел художник-самоучка индеец М. Уртеага. Известное распространение в живописи П. получили кубизм и экспрессионизм (Р. Грау, С. Гутьеррес), абстрактное иск-во (Ф. де Сисло, X. Пикерас, А. Давила); влияние Г. Мура испытал скульптор X. Рока Рей. В нар. иск-ве (плащи-"пончо" с геом. узором; керамич. сосуды, гротескные статуэтки, фигурки быков; сосуды "мате" из тыквы с выжженными рисунками; дерев. сосуды "керо" с яркой инкрустацией) соединяются индейские и исп. традиции. Илл. см. на вклейках, табл. XXIV, XXV (стр. 512-513).

Х. Сабогаль. "Индеец уанка". Гравюра на дереве.

Деревянный сосуд ("керо") в виде головы ягуара.

Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Wetheу n. e., Colonial architecture and sculpture in Peru, Camb. (Mass.), 1949; Rubin de lа Воrbоlla D., Los tesoros artisticos del Peru Мех., 1961; AntОn F., Alt-Peru und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972.

XV. Музыка

Древние инки обладали высокоразвитой муз. культурой. Музыка базировалась на пентатонных звукорядах, чётко разделялась на культовую, военную, придворную, народную и была строго дифференцирована по жанрам: священные гимны (хайльи), историч. песни-сказания (таки), элегические (уанка) и лирич. (арави) песни, танцы (уайно, кашуа, каруйо). Муз. инструментарий включал ударные (барабаны уанкар, тинья) и множество духовых-флейта Пана (сику,или антара), продольные флейты (кена, пинкольо, тарка, аната), трубы (эрке, айкори) и др. Эта муз. культура почти целиком, без существенных изменений унаследована индейцами кечуа и аймара. Наряду с индейской музыкой за время исп. господства образовался пласт гибридной (т. н. метисской) музыки, в к-рой древняя индейская основа (лады, метроритмика) испытала воздействие исп. музыки. В креольской нар. музыке П. заметна отчётливая генетич. преемственность от исп. музыки 16-18 вв. Имеются песенно-танц. жанры, главные из к-рых - ярави, тристе, самакуэка, маринера, тондеро, сахуриана, рефалоса. Осн. муз. инструменты: гитара и её местная разновидность - чаранго, арфа.

Проф. композиторское творчество в стране на протяжении колон. периода было ограничено почти исключительно церк. музыкой (Г. Ф. Идальго, Э. де ла Серна, А. Карраско). Первый значит. светский композитор - X. Б. Альседо, автор нац. гимна (1821). Среди др. композиторов 19 в.- X. М. Валье Риестра, автор первой нац. оперы "Ольянтай" (1900), О. Полар, Д. Ойле. К нач. 20 в. относится творчество М. Агирре, Л. Дюнкера Лавалье, Р. Брасеско, Ф. Уркиеты, Д. Аломии Роблеса, П. Чавеса Агилара. В 1-й пол. 20 в. становление отечеств. композиторской школы связано с творчеством Т. Валькарселя, А. Сас Орчасаля и К. Санчеса Малаги, опиравшихся на нац. муз. фольклор. Творчество перуанских композиторов нач. 70-х гг. - Р. Хольцмана, Э. Итурриаги, X. Мальсио, К. Гарридо Лекки, Э. Пинильи, Э. Валькарселя - отличается эстетич. и стилистич. пестротой, нек-рые из них тяготеют к модернизму. Кечуанец по национальности, А. Гевара Очоа продолжает нац. традиции, связанные с опорой на индейский муз. фольклор.

Центр муз. жизни - Лима, где находятся Нац. консерватория, Муниципальный т-р, функционируют Нац. симф. оркестр и ряд др. исполнительских инструм. и хоровых коллективов. Имеются региональные муз. школы в Арекипе, Трухильо, Куско, Пьюре, Уануко, Аякучо.

Лит.: D'Нarcourt R. et М., La musique des incas et ses surviyances, P., 1925; Stevenson R., The music of Peru. Aboriginal and viceroyal epochs, Wash., 1960; его же. Music in Aztec and Inca territory, Berk.- Los Aug., 1968. П. Ахундов.

XVI. Драматический театр

В эпоху, предшествовавшую исп. завоеванию, особенно после образования гос-ва инков, сценич. иск-во получило значит. развитие. Имелось неск. видов театр. представлений, сопровождавшихся музыкой и хоровым пением. Известность получила драма на яз. кечуа "Ольянтай" (её постановка запрещена в 18 в.). В колон. период ставились религ. драмы, aуто, трагедии, позже комедии исп. авторов. В 1548 состоялось первое светское представление. В 17 в. получили известность труппы Дж. Лелио, Г. дель Рио, выступавшие в Куско. В 1680 построен театр "Принсипаль" в Лиме. Среди деятелей театра 2-й пол. 17-18 вв.- драматурги X. де Эспиноса Медрано, П. де Перальта Барнуэво, актриса М. Вильегас, в 19 в.- драматурги М. Монклоа-и-Коваррубиас, Ф. Пардо-и-Альяга. В комедиях драматурга 19 в. М. А. Сегуры, ставившихся в театрах "Колисео де комедия", "Комедия насьональ", "Принсипаль", выступали видные перуанские актёры Т. Миранда, Э. Перес и др. С кон. 1940-х гг. лучшие работы драматургов и режиссёров характеризуются патриотизмом, глубиной социального содержания, поисками новых путей развития театр. иск-ва. Большое распространение получили университетские и др. любительские и полупрофессиональные труппы. В 60-х - нач. 70-х гг. в разных городах проводятся театр. фестивали. Ставятся пьесы перуанских драматургов X. Риоса, С. Саласара Бонди, Б. Роки Рея, Э. Солари Суэйна, X. Ортеги, X. Гонсало, В. Савалы, А. Алегрии. Большая часть театр. зданий и трупп находится в Лиме, в т. ч. Театр М. А. Сегуры. "Ла кабанья", труппа Ассоциации актёров-любителей. Среди актёров известны: Л. Арриета, А. Пуро, Э. Саморано, П. Андреу, Э. Травеси, X. Веласкес, Л. Ирурита, Д. Паредес. Центр подготовки кадров для театра - Нац. ин-т драматич. иск-ва в Лиме.

В. Б. Оводов.

XVII. Кино

Первые киносъёмки осуществлены в 1913. Становление нац. кинематографии началось с се