БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381р. 30-х гг., когда была организована первая кинофирма в Лиме. Перуанское кино получило известность благодаря фильмам реж. А. Роблеса Годоя "В сельве нет звёзд" (премия на Междунар. кинофестивале в Москве, 1967), "Зелёная стена" (1969), "Мираж" (1973) и др. В документальных фильмах X. Уако, С. Вильянуэвы, Э. Нисимаи, Э. Чамби получают отражение острые социальные проблемы жизни индейцев. Среди киноактёров П.: О. Монтеско, X. Монторо, X. Мохика, Э. Годой, Л. Альварес, И. Кирос, Г. Марин, Л. Вальдес, С. Рива, Р. Мартин. В 1972 было выпущено 3 художеств, фильма, работало 450 кинотеатров. Издаётся киножурнал "Наblеmos de cine".

ПЕРУАНСКАЯ ВИШНЯ, многолетнее травянистое растение; то же, что физалис перуанский.

ПЕРУАНСКАЯ ВПАДИНА, глубоководный жёлоб в вост. части Тихого ок. Вытянут вдоль материка Юж. Америка примерно на 1500 км. Вост. склон значительно круче и выше, чем западный. Дно жёлоба местами плоское. Макс. глуб. 6601 м.

ПЕРУАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ПКП; Partido Comunista Peruano), создана в 1928 на базе действовавших в стране коммунистич. групп, до 1930 называлась Социалистическая партия Перу. Основателем и идейным руководителем ПКП был X. К. Мариатеги. В 1935 ПКП принята в Коминтерн. Несмотря на тяжёлые условия подполья, вела работу по сплочению трудящихся, организовала антифаш. движение, провела кампанию солидарности с респ. Испанией (1936-39). В 1940-42 партия пережила серьёзный внутр. кризис, вызванный предательством Э. Равинеса, в то время ген. секретаря ПКП, и его группы. Во время 2-й мировой войны 1939-45 и после неё, в условиях подъёма рабочего и национально-освободит. движения в стране, партия укрепила влияние в массах и добилась легальности. На 3-м съезде (1948) была принята Программа ПКП. К этому времени в её рядах насчитывалось св. 40 тыс. чл. В период диктатуры М. Одриа (1948-56) ПКП была поставлена вне закона, подверглась жестоким преследованиям, многие коммунисты были убиты или арестованы. Произошёл отлив из партии неустойчивых элементов, возникли группировки и фракции, что привело к внутрипартийной борьбе. Тем не менее ПКП сыграла руководящую роль в нар. восстании г. Арекипа (1950) и в массовом забастовочном движении 1954-55. После 1956 партия, получившая возможность действовать легально, заметно активизировала свою работу. В 1959 под рук. ПКП развернулось движение солидарности с Кубинской революцией. В 1960 деятельность ПКП была запрещена. 4-й съезд ПКП (1962) принял устав и поставил задачу создания союза рабочих и крестьян как основы блока демократич. сил страны. В нач. 1963 ПКП вновь подверглась репрессиям, было арестовано ок. 1000 коммунистов, в т. ч. её руководители Акоста Салас и X. дель Прадо Чавес. В этих условиях группа раскольников, возглавляемая X. Сотомайором и С. Паредесом, попыталась захватить руководящие посты в партии и оторвать её от междунар. коммунистич. движения. В янв. 1964 раскольники были исключены из ПКП. Пленум ЦК ПКП (авг. 1965) призвал коммунистов и весь народ "правильно использовать все формы борьбы", подчеркнул значение развернувшегося летом в ряде р-нов Перу партиз. движения и отметил, что гл. задачей момента является борьба за демократич. права и свободы. 5-я Нац. конференция (июль 1966) приняла решения, содействующие росту влияния ПКП среди трудящихся и учащейся молодёжи. ПКП выступила в поддержку антиимпериалистич. и антиолигархич. линии Революц. пр-ва вооруж. сил, к-рое пришло к власти в окт. 1968, и, выйдя из подполья, стала мобилизовывать массы на активное участие в осуществляемых правительством социально-экономических преобразованиях. 5-й съезд ПКП (1969) выдвинул конкретную программу защиты антиимпериалистических и антиолигархич. завоеваний перуанского народа. Пленум ЦК ПКП (сент. 1972) подчеркнул, что проводимые пр-вом социально-экономич. преобразования по своему характеру из национально-патриотических превратились в антиимпериалистические и антиолигархические. 6-й съезд ПКП (1973) принял новую программу и подтвердил линию партии на поддержку патриотич. курса Революц. пр-ва вооруж. сил и на дальнейшее сплочение рабочего класса, крестьянства, всего народа в целях углубления революционного процесса.

Делегации ПКП участвовали в работе междунар. Совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, 1960, 1969 (Москва). ПКП одобрила принятые этими совещаниями документы.

ПКП, согласно уставу, строится на принципах демократич. централизма. Высший орган партии - съезд, между съездами - ЦК, избирающий из своего состава Политкомиссию и Секретариат. Ген. секретарь ЦК ПКП - X. дель Прадо Чавес. ЦО партии - газета "Унидад" ("Unidad").

Съезды Перуанской коммунистической партии: 1-й съезд - 1942, г. Чосика; 2-й съезд - март 1946, Лима; 3-й съезд - 1948, Лима; 4-й съезд - авг.- сент. 1962, Лима; 5-й съезд - март 1969, Лима; 6-й съезд - нояб. 1973, близ Лимы.

Источн. и лит.: Мариатеги X. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, [пер. с исп.], М., 1963; Conclusiones у resoluciones del V Congreso del Partido Comunista Peruano, Lima, 1969.

B.E. Тихменев.

ПЕРУАНСКАЯ КОТЛОВИНА, на В. Тихого ок., между подводными склонами материка Юж. Америка на В. и Восточно-Тихоокеанским поднятием на 3. Шир. ок. 2000 км. Рельеф - сложно расчленённая холмистая равнина. Преобладающие глуб. 4400 м, макс. 5469 м, 5537 м, 5885 м. Дно покрыто красными глубоководными глинами, фораминиферовыми илами.

ПЕРУАНСКИЙ БАЛЬЗАМ, смола, получаемая из коры бальзамного дерева и др. деревьев из рода мироксилон (Муrоxylon), произрастающих в тропиках Америки. Тёмно-бурая густая маслянистая жидкость с ароматом ванили и кислой реакцией; не растворима в воде, хорошо растворима в хлороформе, уксусной к-те, смеси спирта с эфиром; плотность - 1,14-1,16 г/см3. П. б. состоит в основном из эфиров бензойной и коричной к-т и смоляных спиртов с примесью ванилина. Применяется в парфюмерии, медицине (антипаразитическое, антисептическое и дезодорирующее средство). Вместо П. б. часто употребляют смесь синтетических эфиров бензойной и коричной к-т.

ПЕРУАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, система океанич. течений в юго-вост. части Тихого ок. Состоит из Перуанского океанич. и Перуанского прибрежного течений, направленных с Ю. на С., и Перуанского и Перуано-Чилийского противотечений, направленных на юг. Перуанское океанич. течение (течение Гумбольдта) - широкий, медленный (скорости до 20 см /сек) поток, переносящий относительно холодные (15-20 °С) воды умеренных широт от течения Зап. ветров к экватору, имеет расход воды 15-20 млн. М3/сек, вместе с Перуанским прибрежным течением даёт начало Юж. Пассатному течению. Разделяющее их Перуанское противотечение распространяется вдоль 80° з. д. от экватора на Ю., при этом его расход уменьшается от 10 млн. м3/сек на 5° ю. ш. до 2 млн. м3/сек на 22° ю.ш. Перуано-Чилийское противотечение (течение Гюнтера) чаще наблюдается как подповерхностное; оно направлено на Ю. вдоль кромки шельфа под Перуанским прибрежным течением и переносит воды течения Кромвелла. Из-за сочетания благоприятных условий П. т. представляет собой район исключительно высокой биологич. продуктивности вод, чему в немалой степени способствует сгонное действие юго-вост. пассатных ветров, постоянно вызывающих у берега подъём к поверхности океана глубинных вод, богатых питат. солями.

ПЕРУАНЦЫ, нация в Перу, сложившаяся преимущественно из метисов исп.-индейского происхождения. П. составляют ок. половины населения страны (ок. 7 млн. чел. на 1972); живут гл. обр. в прибрежных р-нах и в нагорьях Анд. По религии - католики. В испанский язык П. вошло большое количество слов из индейских (особенно кечуа) языков. Значительно индейское влияние и на различные области материальной и духовной культуры П. Перуанцами наз. также всё население Перу, ок. половины к-рого - индейцы. См. ст. Перу, раздел Население. Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959.

ПЕРУДЖА (Perugia), город в Центр. Италии, близ Тразименского оз. Осн. в 5 в. до н. э. этрусками как город-крепость. Адм. ц. провинции Перуджа и обл. Умбрия. 129 тыс. жит. (1971). Пищ. (гл. обр. произ-во шоколада), металлообр., деревообр., шерстяная, керамич. пром-сть. Произ-во кружев, кожаных и гончарных изделий. Ун-т (13 в.).

Перуджа. "Арка Августа" [часть гор. стены; 4 - 2 вв. до н. э. (?), надстройки римского времени, лоджия 16 в.].

П. сохранила ср.-век. облик. Остатки этрусской гор. стены [4-2 вв. до н. э. (?)] с рим. воротами; гор. стены 13 -16 вв. Раннехристианская церковь-ротонда Сант-Анджело (5-6 вв.), многочисл. романские церкви (Сант-Эрколано, 1297-1326, и др.); готич. собор зального типа (1345-1490; ренессансный фасад - 1568, арх. Г. Алесси), перед ним - Фонтана Маджоре (окончен в 1278) со скульптурой Никколо и Джованни Пизано; готич. Палаццо Комунале [1293-1443; ныне - Нац. гал. Умбрии (живопись умбрийской школы 13-16 вв.)].

Лит.: Bonazzi L., Storia di Perugia dalle originial 1860, v. 1-2, Citta di Castello, 1959-60.

ПЕРУДЖИНО (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci) Пьетро (между 1445 и 1452, Читта-делла-Пьеве, Умбрия,- февраль-март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции работал с 1470. Живопись П., проникнутая созерцательным настроением, отличается плавностью композиционных ритмов и лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые дали Умбрии. Чертами, роднящими творчество П. с классич. искусством Высокого Возрождения, являются ясность и уравновешенность пространств. построений, придающие его произв. (фреска "Передача ключей св. Петру" в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-82; "Оплакивание Христа", ок. 1494-95, Гал. Уффици, Флоренция; фреска "Распятие" в церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции, 1496) особую гармоничность. Поздним произв. П. свойственны нек-рая монотонность и вялость исполнения. Глубокое воздействие П. оказал на своего ученика Рафаэля.

Перуджино. "Явление мадонны св. Бернарду". Ок. 1490-94. Старая пинакотека. Мюнхен.

Лит.: Сanuti F., Л Perugino, 1-2, Siena, [1931].

ПЕРУЗИНСКАЯ ВОЙНА (осень 41 - весна 40 до н. э.), в Др. Риме война между триумвиром Октавианом (Августом) и сторонниками триумвира Антония. Сторонники Антония [его брат Луций (консул 41) и жена Фульвия], воспользовавшись недовольством италиков Октавианом, конфисковавшим у них земли для ветеранов, организовали против него выступление в г. Перузия (Perusia; отсюда назв. войны). Войска Октавиана взяли город, подвергнув его разграблению и сожжению.

ПЕРУН, глава др.-славянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный др,- греч. Зевсу и др.-рим. Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П. стояли в посвящённых ему святилищах. Они были уничтожены с принятием христианства в кон. 10 в.

ПЕРУЦ (Perutz) Макс Фердинанд (р. 19.5.1914, Вена), английский биохимик (австриец по происхождению), специализировавшийся в области молекулярной биологии, чл. Лондонского королев. об-ва (1954). Учился в Венском ун-те (1932-36), затем переехал в Кембридж (Великобритания). Доктор философии Кембриджского ун-та (1940). Руководил группой молекулярной биологии Мед. н.-и. совета (1947-62), с 1962 зав. лабораторией молекулярной биологии Кембриджского ун-та. Осн. работы П. по изучению структуры белков с помощью усовершенствованного им метода рентгено-структурного анализа. Впервые расшифровал пространственное строение молекулы гемоглобина. Нобелевская пр. (1962; совм. с Дж. Кендрю). Чл. Американской академии искусств и наук (1963), чл. Австрийской АН (1963) и мн. научных обществ.

Соч.: Proteins and nucleic acids, Amst.-[а.о.], 1962; в рус. пер.- Молекула гемоглобина, в кн.: Молекулы и клетки, М., 1966, с. 7 - 29.

ПЕРУЦЦИ (Peruzzi) Бальдассаре (крещён 7.3.1481, Сиена,-6.1.1536, Рим), итальянский архитектор и живописец. Сотрудничал с Браманте и Рафаэлем; после смерти последнего руководил строительством собора св. Петра в Риме, придерживаясь в основном центрического плана Браманте. В творчестве П. принципы Высокого Возрождения сочетаются с раннеманьеристич. веяниями. Если для ранних его построек (Вилла Фарнезина в Риме, 1509-11) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм, то позднее Палаццо Массимо алле Колонне (Рим, 1536) отличается резкими контрастами несущих и несомых элементов, напряжённо-динамич. связью композиции с гор. средой. Росписям П. (на вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм, иногда любовь к иллюзионистич. эффектам. Оформляя спектакли и феерии ("Подменённые" Л. Ариосто, 1519), П. оказал значит. влияние на развитие перспективной декорации.

Б. Пи еруцци. Дворик Палаццо Массимо алле Колонне в Риме. 1536.

Лит.: Kent W. W., The life and works of Baldassare Peruzzi, N. Y., [1925]; Frоmmel C. L., Baldassare Peruzzi als Maler und Zeichner, Bd 1-3, W.-Miinch., 1967-68.

ПЕРФИЛЬЕВ Афанасий Петрович (1731-10.1.1775, Москва), яицкий казак, сподвижник Е. И. Пугачёва в Крест. войне 1773-75. В 1772- один из руководителей восстания яицких казаков. В дек. 1773 под Оренбургом примкнул к Пугачёву, в февр. 1774 избран старшиной казаков-повстанцев; один из руководителей осады Яицкого городка. Впоследствии командовал полком яицких казаков, исполнял обязанности судьи. После разгрома Пугачёва 25 авг. 1774 под Чёрным Яром П. переправился за Волгу; 12 сент. 1774 захвачен в плен. На суде в Москве отказался принести покаяние. Приговорённый к четвертованию вместе с Пугачёвым и др. руководителями восстания, мужественно вёл себя во время казни.

Лит.: Пугачевщина, т. 1-3, М.- Л., 1926-31; Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачёва, т. 1-3, Л., 1961-70.

ПЕРФИЛЬЕВ Борис Васильевич (март 1891, Петербург,-29.1.1969, Ленинград), советский микробиолог, основоположник капиллярной микроскопии. В 1916 окончил естеств. отделение Петроградского ун-та (с 1940 проф. там же). С 1919 науч. руководитель Бородинской биостанции (в 1934-50 её директор), в 1952-64 в Лаборатории гидрогеол. проблем АН СССР, в 1965-67 в Ин-те цитологии АН СССР. Осн. труды по биологии синезелёных водорослей, о роли микроорганизмов в образовании железных и марганцевых руд, по теоретич. проблемам лимнологии, разработке методов геомикробиологич. исследований. Автор гипотезы (1927) о микрозональном строении иловых отложений.

Разработал способы выделения микрофлоры илов и их микроскопич. исследования, наметив тем самым новые пути в изучении экологии микроорганизмов. Описал 30 новых родов и 3 новых порядка микроорганизмов. Гос. пр. СССР (1941), Ленинская пр. (1964).

Соч.: Капиллярные методы изучения микроорганизмов, М. - Л., 1961 (совм. с Д. Р. Габе); Микрозональное строение иловых озерных отложений и методы его исследования, Л., 1972. Я. А. Парнес.

ПЕРФИЛЬЕВ, Перфирьев, Илья (гг. рожд. и смерти неизв.), русский землепроходец. В 1633 отряд казаков под руководством П. вместе с отрядом И. Реброва спустился по р. Лене и морем прошёл до р. Яны. П. оставался на Яне до 1638, проник до её верховьев и основал там Верхоянское зимовье.
1934.htm
ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, искусственные лесные насаждения на песках и рыхлых песчаных почвах для защиты их от выдувания. Предохраняют от заноса песком плодородные земли, населённые пункты, ж.-д. пути и т. п., создают условия для последующего использования песчаных земель, для выращивания с.-х. культур или выпаса скота. В лесостепных и степных зонах Европ. части СССР основная порода для П. н.- сосна обыкновенная, иногда сосна крымская и белая акация; в Прикаспийской низменности - белая акация, лох, тамарикс, джузгун. В пустынях Ср. Азии - саксаул, кандымы, черкез и др.

"ПЕСНЬ О МОЁМ СИДЕ" ("El cantar de Mio Cid"), испанская эпическая поэма. Создана ок. 1140 неизвестным певцом-хугларом. Сохранилась в неполной записи 1307. В поэме весьма точно воссозданы ист. факты и образ прославившегося своими подвигами в Реконкисте рыцаря Родриго Диаса де Бивара (р. между 1026 и 1043-1099), прозванного Кампеадором (бойцом) и Сидом (араб. сеид - господин), гл. героя произв. В Сиде, к-рый идеализирован автором, народ видел преданного королю вассала, борца за освобождение родины от мавров и одновременно врага феод. знати. Поэма содержит черты, присущие эпич. поэзии, и в то же время характеризуется живостью языка, иронией, изобразит. мастерством. Памятник оказал огромное влияние на развитие исп. лит-ры, а образ Сида нашёл отражение в произв. П. Корнеля, И. Г. Гердера.

Изд.: Cantar de mio Cid. Texto, gramatica у vocabulario [por.] R. Menendez Pidal, 3-a ed., v. 1 - 3, Madrid, 1954-56 (Obras completas de R. Menendez Pidal, v. 3 - 5); в рус. пер.- Песнь о Сиде, М., 1959.

Лит.: Смирнов А. А. Испанский народный эпос и поэма о Сиде, в сб.: Культура Испании. [М.], 1940; Менендес Пидаль Р., Избр. произв., М., 1961; Меnendez Pidal R., La Espana del Cid, 5-a ed.. v. 1 -2, Madrid, 1956; его же, El Cid Campeador, 5-a ed., [Madrid, 1964].

А. А. Штейн.

"ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ" ("Das Nibelungenlied"), памятник немецкого героич. эпоса. Названа по имени мифич. народца - карликов, владельцев и хранителей сокровища. Поэма записана ок. 1200; впервые опубл. в 1757 И. Я. Бодмером. Народная в своих истоках, "П. о Н." обнаруживает значит. влияние феод.-рыцарской идеологии и культуры. 1-я часть поэмы повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, 2-я - о мести его жены Кримхильды и трагич. финале кровавой распри (отражение ист. преданий об уничтожении гуннами бургундского гос-ва). Связанные с образом Зигфрида волшебные мотивы особенно ярко выражены в сканд. версиях сказания и в нем. "Песне о Роговом Зигфриде". В вопросе о происхождении "П. о Н." совр. наука придерживается точки зрения А. Хойслера, установившего закономерность разрастания коротких эпич. песен в большие эпопеи. К сюжету "П. о Н." обращались мн. авторы - Ф. Фуке, Ф. Хеббелъ, Р. Вагнер, Г. Ибсен и др. Фаш. литературоведы пытались представить героев "П. о Н." выразителями особого "нордического духа", игнорируя черты сходства поэмы с эпосом др. народов.

Изд.: Das Nibelungenlied, Lpz., 1964; в рус. пер.- Песнь о Нибелунгах, Л., 1972.

Лит.: Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. [Вступ. ст. и прим. В. М. Жирмунского], М., 1960; Panzer F., Das Nibelungenlied. Entstehung und Gestalt, Stuttg.- Koln, 1955; Bekker n., The Nibelungenlied, Toronto, [1971]; Abeling T h., Das Nibelungenlied und seine Literatur. Eine Bibliographic und vier Abhandlungen, N. Y., [1970]. Л. Е. Генин.

"ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ" ("Chanson de Roland"), героическая эпопея французского средневековья, относящаяся к циклу поэм "Королевской жесты" (см. Жесты). Наиболее ранняя из дошедших редакций - Оксфордская (ок. 1170). Историч. основу её составляет эпизод разгрома басками в Ронсевальском ущелье в Пиренеях (778) арьергарда отступавших из Испании войск Карла Великого во главе с Роландом. В поэме баски-христиане заменены маврами-мусульманами, события оказались перенесёнными в обстановку феод. общества 10-12 вв. Эпопее свойственны патриотизм содержания, монументальность образов. Упомянутое в конце поэмы имя Турольда оставляет неясным степень его участия в создании "П. о Р.". Впервые "Песнь" напечатана в Париже в 1837. Итал. поэты Л. Пульчи, М. Боярдо и Л. Ариосто в своих поэмах перерабатывали сказания о Роланде в духе гуманистич. идей Возрождения.

Изд.: La chanson de Roland, P., [1960]; в рус. пер.- Песнь о Роланде, М.- Л., 1964.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 32-37; Lejeune R. et StiennОn J., La legende du Roland dans l'art du Moyen age, t. 1-2, Brux., 1967. В. С. Лозовецкий.

"ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНТЕ", "Песнь о Гильдебранте" ("Das Hildebrandslied"), памятник древнегерм. героич. эпоса, фрагмент песни, основу к-рой составляет распространённый у мн. народов сюжет поединка отца с сыном. В сохранившемся отрывке (нач. 9 в.) Хильдебрант, возвращаясь на родину, встречается с Хадубрантом, в к-ром узнаёт своего сына. Хадубрант, получивший известие о смерти отца, не верит Хильдебранту и, обвиняя его в трусости, заставляет принять бой. Рукопись обрывается описанием поединка. О гибели сына от руки отца сообщается в древнесканд. "Предсмертной песне Хильдебранта".

Изд.: Das Hildebrandlied, hrsg. von G. Baesecke, Halle/Saale, 1945; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по западно-европейской литературе средних веков. Сост. Р. О. Шор, 2 изд.. М., 1938, с. 314-16.

Лит.: Saran F., Das Hildebrandslied, Halle/Saale, 1915; Krogmann W., Das Hildebrandslied. In der langobardischen Urfassung hergestellt.B., 1959. Л.Е. Генин.

"ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ", раздел Ветхого завета Библии. Собрание лирич. песен на яз. иврит. По канону иудейской Библии делится на 8 глав; в христ. Библии их 6. Религ. традиция, для к-рой священный характер "П. п." в течение неск. веков (примерно до 2 в. н. э.) оставался спорным, включила всё же это произв. в свой обиход и трактует его как аллегорич. изображение любви верующих к богу. Авторство приписывалось царю Соломону, но учёными это опровергнуто. Среди исследователей утверждается мнение о фольклорном происхождении "П. п.", являющей собой цикл песен интимно-лирич. и свадебного характера; наиболее поздние из них можно отнести к 3 в. до н. э., когда, скорее всего, книга была составлена и подвергнута лит. обработке. Осн. тема "П. п." - страстная любовь, преодолевающая все преграды. Язык песен эмоционален, богат гиперболизированными образами. Произв. оказало влияние на развитие лирич. поэзии как на иврите, так и на языках всех народов, принявших христианство. К мотивам "П. п." в рус. лит-ре обращались А. С. Пушкин, А. И. Куприн (повесть "Суламифь") и др. Этими мотивами в евр. лит-ре вдохновлена повесть Шолом-Алейхема "Песнь песней".

Текст, в кн.: Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973.

Лит.: Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964.

ПЕСНЯ, наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для проф. певцов и для массового исполнения). В нек-рых языках термин "П." (нем. Lied, франц. шансон, англ. song) применяется и к романсу. П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отд. поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений - строф или куплетов (часто с рефреном- припевом). Внутреннее муз. членение также соответствует членению поэтич. строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами - при условии сохранения строфич. строения и размера первоначального текста.

Народная П. существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирич. П. получила широкое развитие. Для большинства жанров нар. П. характерно строфич. строение. Повествоват. П. заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма - П.-монологи. Внутр. мир героя, эмоционально-психологич. содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Нар. П. оказала влияние на формирование лит. П. Как жанр профессионального иск-ва П. в наст. время существует одновременно с народной.

Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество антич. поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров и труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, светская хоровая полифонич. П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы - таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. в европ. странах.

Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой франц. революции большого развития достигла массовая революц. песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни "Марсельеза" и "Са ира" ("Са ira") сохранили значение и в последующее время в качестве художеств. символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между к-рыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революц. П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революц. песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, - франц. "Интернационал", польск. "Варшавянка", итал. "Гимн Гарибальди", исп. "Гимн Риего". Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революц. П. неизменно выполняла в России; большой изв