БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381положения, камни, воспалит. и опухолевые деформации). Различают П. ретроградную, или восходящую (контраст вводят с помощью цистоскопа и мочеточникового катетера), и антеградную (контраст вводят путём чрезкожной пункции лоханки). При пневмопиелографии в лоханку вводят кислород. Внутривенное введение контраста применяют при экскреторной урографии.

Лит.: Основы нефрологии, под ред. Е.М. Тареева, т. 1, М. 1972.

ПИЕЛОНЕФРИТ (от греч. pyelos - лоханка и nephros - почка), воспалительное заболевание чашечно-лоханочной системы и паренхимы почек. Вызывается кишечной палочкой, стафилококком, синегнойной палочкой, протеем и др. Различают вторичный (ему предшествуют др. заболевания почек и мочевых путей) и первичный, острый и хронический, одно- и двусторонний П. Морфологич. изменения при П. имеют характер гнёздных клеточных инфильтратов. При хронич. П. на поверхности почки - множеств. рубцовые втяжения. Корковый слой истончён, неровный.

Острый П. часто начинается с высокой темп-ры, озноба, болей в поясничной области; мочеиспускание болезненное, учащённое; головная боль, тошнота, рвота. В первые дни болезни может повышаться содержание азотистых шлаков в крови. В моче - гной (пиурия), эритроциты (гематурия), белок, большое число бактерий (более 100 тыс. в 1 мл мочи). Лечение: антибактериальная терапия (сульфаниламидные препараты, нитрофураны, антибиотики), диета (в лихорадочный период - ограничение белков, затем полноценная, с большим количеством жидкости), тепло на поясничную область, антиспастич. средства.

Хронический П. нередко обнаруживают при исследовании мочи или измерении артериального давления. Возможны жалобы на общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита, боли в пояснице, учащённое мочеиспускание. Кожа бледная, сухая. С развитием заболевания удельный вес мочи снижается, часто выявляется гипертония. Прогрессирование двустороннего П. приводит к почечной недостаточности. В диагностике П. важны спец. методы исследования мочи, функций почек, рентгенологич. и радиоизотопные методы, в редких случаях - биопсия почек. Лечение: длительная антибактериальная терапия (нитрофураны, сульфаниламиды, антибиотики, неграм и др.); при гипертонии - гипотензивные средства, нормализация нарушенного оттока мочи; при отсутствии противопоказаний (почечная недостаточность, нарушение проходимости мочевых путей, высокая гипертония) - курортное лечение (Трускавец, Ессентуки, Железноводск, Саирме).

Лит.: Пытель А. Я., Гол и горский С. Д., Пиелонефрит, М., 1961; pатнер n. a., Болезни почек и гипертония, 2 изд., М., 1971. ф. М. Палеева.

ПИЕНЦА, Пьенца (Pienza), город в Ср. Италии (пров. Сиена). П. выстроена по заказу и названа в честь папы Пия II (Энеа Сильвио Пикколомини), пожелавшего возвести новый город на месте своего рождения - дер. Корсиньяно. По плану Б. Росселлино была проложена прямоугольная сетка улиц П. (с 1459) и возведены (во 2-й пол. 15 в.) наиболее примечат. здания: собор зального типа, дворцы Пикколомини (илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448) и Комунале; тогда же выстроен Палаццо Весковиле (или Борджа). Епархиальный музей религ. иск-ва. Лит.: Саrli Е., Pienza, la citta di pio II, Roma, [1966].

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие), мистич. течение в протестантизме (особенно в лютеранстве) кон. 17-18 вв., ставившее религ. чувство выше религ. догм. Возник как реакция на формализм и сухой рационализм ортодоксального лютеранства 17 в., как возрождение идей первонач. лютеранства. Вместе с тем был направлен против рационалистич. философии Просвещения. Основатель П.- франкфуртский богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 70-х гг. 17 в. с проповедью своих идей. Центром П. стал открытый в 1694 ун-т в Галле (А. Г. Франке и др.). Отвергая внеш. церк. обрядность, П. призывал к углублению веры, особое значение придавал внутр. эмоциональным переживаниям верующего, молитве, способствующей религ. чувству, призывал к нравственному самоусовершенствованию. Настаивая на практич. следовании приципам христ. морали, П. объявлял греховными всякие развлечения (театр, танцы, игры), чтение нерелиг. лит-ры. Реакц. и ханжеский характер П. стал особенно проявляться в 18 в., когда к нему начали примыкать монархич. юнкерские круги Пруссии. Относительно демократич. характер П. носил в Вюртемберге и особенно в учении Г. Арнольда. П. оказал влияние на романтизм. Возрождался (в виде отд. очагов) и в 19 в. В широком смысле П.- религ.-мистич. настроение, поведение.

ПИЖАНКА, посёлок гор. типа, центр Пижанского р-на Кировской обл. РСФСР. Расположен в 138 км к Ю. от ж.-д. узла Котельнич. Льнозавод, маслодельный з-д.

ПИЖМА (Fanacetum), род многолетних травянистых растений сем. сложноцветных. Листья очередные, перисторассечённые, реже перистолопастные. Корзинки чашевидные, в общем щитковидном соцветии, реже одиночные, с пестичными, б. ч. немногочисл. жёлтыми трубчатыми (или язычковыми с сильно укороченными язычками) краевыми цветками и обоеполыми многочисл. трубчатыми цветками диска. Семянки голые, с 5-10 продольными рёбрами и короткой зубчатой или лопастной коронкой. В роде св. 50 видов, распространённых почти во всех внетропич. странах Сев. полушария. В СССР 34 вида; из них нек-рые растут повсеместно, другие в горах Кавказа и Ср. Азии. П. обыкновенная, или дикая рябинка (F. vulgare), встречается почти по всей терр. СССР (кроме Крайнего Севера и пустынь) близ жилья, у дорог, на лугах, лесных полянах, по берегам рек. Её листья и корзинки содержат эфирное масло, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды. Применяют в медицине как противоглистное средство; порошок П. используют как инсектицид. П. ядовита для кр. рог. скота. Иногда род П. объединяют с родами пиретрум и хризантема. Т. Г. Леонова.


Пижма обыкновенная; а - срединный цветок (диска), б - краевой цветок.

ПИЖМА, река в Горьковской и Кировской областях РСФСР, прав. приток р. Вятки. Дл. 305 км, пл. басс.14 660 км2. Протекает по равнине в извилистом русле, принимая многочисл. притоки. Питание в основном снеговое. Ср. расход воды ок. 90 м3/сек. Замерзает в сер. ноября, вскрывается во 2-й пол. апреля. Сплавная. Судоходна на 144 км от устья.

ПИЖМА, река в Коми АССР, лев. приток р. Печоры. Дл. 389 км, пл. басс.5470 км2. Вытекает из Ямозера, расположенного на Тиманском кряже, и до впадения самого большого прав. притока - р. Светлая наз. Печорской П. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды 55 м3/сек, наибольший - св. 800м3/сек. Замерзает в кон. октября - нач. ноября, вскрывается в кон. апреля - нач. мая. Судоходна в низовьях.

ПИЖМА, посёлок гор. типа в Тоншаевском р-не Горьковской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. на линии Горький - Котельнич. Леспромхоз. Альцевское торфопредприятие.

ПИЗА (Pisa), город в Центр. Италии, на р. Арно, в обл. Тоскана. Адм. ц. провинции Пиза. 103,6 тыс. жит. (1971). Соединён судоходным каналом с портом Ливорно; аэропорт международного значения. Произ-во ж.-д. оборудования, стекла, керамич. изделий; хим., шерстяная, швейная пром-сть. Вычислительный центр. Ун-т (1343), в к-ром учился и работал Г. Галилей.

Сведения об основании П. противоречивы: её основали либо греки, либо лигуры, либо этруски. В 180 до н. э. стала рим. колонией. С 4 в. резиденция епископа. В 11 в. П. добилась консульского правления, к сер. 12 в. оформилась как коммуна, в 14 в. в П. установилась синьория. В ср. века П. выдвинулась как важный торг. центр. В 11 в. овладела Корсикой и Сардинией. Участвовала в 1-м крестовом походе (1096-99), в результате получила значит. привилегии на Востоке. В 1284 пизанский флот был разгромлен при Мелории гл. соперником П. Генуей; это привело к упадку пизанской мор. торговли, к утрате Сардинии. В 1406 П. была завоёвана Флоренцией. В период "великого раскола" в П. состоялся церк. собор (1409), избравший папой Александра V. В состав объединённой Италии вошла вместе со всей Тосканой (1860).

Романские постройки П., оказавшие значит. влияние на развитие ср.-век. зодчества Ср. Италии, отличаются ажурностью архит. декора (многоярусные аркатуры), своеобразием полихромного убранства (чёрный и белый мрамор) [ансамбль соборной площади (собор, 1063-1160; кампанила, или т. н. падающая башня, 1174-1372; баптистерий, с 1153); илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48 - 49]. Среди др. памятников архитектуры: крытое кладбище Кампосанто (с 1278, арх. Дж. ди Симоне), постройки Дж. Вазари [Палаццо деи Кавальери (1576-80) и церковь Сан-Стефано деи Кавальери (1565- 1569)]. Нац. музей Сан-Маттео (тосканское иск-во 12-15 вв.).

Лит.: Masetti A. R., Pisa. Storia urbana, Pisa. 1964; Guerra G. del, Pisa attraverso i secoli, Pisa, 1967.

ПИЗАКАНЕ (Pisacane) Карло (22.8.1818, Неаполь,- 2.7.1857, Санца, близ Сапри), итальянский революц. демократ и утопич. социалист. Занимал наиболее радикальные позиции в борьбе за освобождение Италии от иноземного гнёта и её объединение. Участвовал в Революции 1848-49, был нач. штаба армии Римской республики. После поражения революции, анализируя её уроки в книге "Война в Италии в 1848-49" (1851, нов. изд. 1946), критиковал лидеров респ.-демократич. лагеря за проявленную ими во время революции неспособность руководить народным движением и пренебрежение материальными интересами народа. В этой книге, а затем в гл. работе "Историко-политико-военные очерки об Италии" (т. 1-4, 1858-60) П. развил свою теорию итальянской революции. Доказывая, что победа буржуазии не принесёт низам избавления от нищеты и эксплуатации, П. требовал связать борьбу за национальное объединение Италии с борьбой за радикальные социальные преобразования. Видя в частной собственности главную и извечную причину раскола общества на антагонистич. классы, П. призывал к её ликвидации, к утверждению обществ. собственности на средства произ-ва в городе и деревне и к созданию коллективных хозяйств в пром-сти, с.-х. произ-ве и на транспорте, считая это единственным средством устранения социального неравенства и эксплуатации. П. отвергал всякую возможность достичь этой цели с помощью реформ и считал единственным путём её осуществления экспроприацию буржуазии и крупных землевладельцев в ходе нар. революции, гл. движущей силой к-рой стало бы итальянское крестьянство. Принятый затем всем народом высший закон нового общества - особый "общественный договор" - должен был закрепить, по представлениям П., социалистич. строй. Идеи П. явились вершиной развития итальянской социалистич. мысли эпохи Рисорджименто. В 1857 П. погиб во время организованной им революц. экспедиции на юг Италии, где намеревался поднять восстание с целью освобождения от ига правившей там ветви исп. Бурбонов, объединения Италии и осуществления своих социалистич. идеалов.

Соч.: Оpere complete, v. 1-3, Mil., 1964 (Scritti vari, inedite о rari); Epistolario, Mil., 1937.

Лит.: Берти Д ж., Демократы и социалисты в период Рисорджименто, пер. с итал., М., 1965; Бондарчук В. С., Концепция итальянской революции в работах Пизакане, в сб.: Из истории трудящихся масс Италии, М., 1959; Delia Реruta F., I democratic! e la rivoluzione italiana, Mil.,

1958; Мazzei V., Il Socialismo nazionale di Carlo Pisacane, v. 1, Roma, 1943; Rоsselli N., Carlo Pisacane nel Risorgimento italiano, Torino, 1932. В. С. Бондарчук.

ПИЗАНЕЛЛО (Pisanello; собств. Антонио ди Пи уччо ди Черрето, Antonio di Puccio di Cerreto) [1395, Пиза (?),-1455, Рим (?)], итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Сформировался под влиянием веронской и ломбардской живописи рубежа 14-15 вв. В живописных произв. П. (фреска "Св. Георгий и принцесса" в церкви Сант-Анастазия в Вероне, ок. 1435-38; "Видение св. Евстафия", ок. 1420-25, Нац. гал., Лондон) готич. традиции постепенно вытесняются новыми ренессансными исканиями. С наибольшей яркостью процесс этот отражён в рисунках П. (зарисовки животных, костюмов, штудии фигур, в т. ч. обнажённых; преим. перо, тушь; илл. см. т. 2, табл. VI, стр. 32-33), обнаруживающих его настойчивое стремление к познанию натуры. Один из первых итал. портретистов (портреты Джиневры д'Эсте, 1430-е гг., Лувр, Париж), П. является и основоположником ренессансного медальерного иск-ва; в его медалях (в честь Лионелло д'Эсте, 1444, бронза, литьё, и др.) лаконич. чёткость индивидуальной характеристики сочетается с пластич. тонкостью моделировки.

Пи изанелло. "Мадонна со святыми Антонием и Георгием". 1430-40-е гг. Национальная галерея. Лондон.

Лит.: Майская М. И., Живопись Пизанелло и особенности развития Возрождения в Северной Италии, в сб.: Классическое искусство Запада, М., 1973, с. 19-54: Fossi Todorow, I disegni del Pisanello e della sua cerchia, Firenze, 1966; Paccagnini G., Pisanello, N. Y., 1973.

М.И. Майская.

ПИЗАНИ (Pisani) Витторе (р. 23.2.1899, Рим), итальянский языковед, специалист по индоевропейскому и общему языкознанию. Окончил Римский ун-т (1922), приват-доцент Флорентийского ун-та (1933 - 35), проф. ун-та в Кальяри (1935-38) и Миланского ун-та (1938-69). Осн. работы посвящены сравнит.-историч. грамматике индоевроп. языков, их этимологии, выяснению отношений между их отд. группами и к общему их источнику в духе концепций итал. неолингвистики. Исследовал все древние индоевроп. языки, в особенности италийские. Опубл. работы по индологии, санскриту и истории лат. яз. Занимался древне- и среднеинд. лит-рой, мифологией (гл. обр. балто-славянской).

Соч.: Этимология, пер. с итал., М., 1956; Geolinguistica e indoeuropeo, Roma, 1940; Manuale storico della lingua latina. t. 4 - Le lingue dell' Italia antica oltre il latino, Torino, 1952; Grammatica latina storica e comparative, 2 ed., Torino, 1952; Saggi di linguistica storica, Torino, 1959; Lingue e culture, Brescia, 1969; Le letterature dell' India, Firenze - Mil., 1970; Clottologia in-deu-ropea, 4 ed., Torino, 1971. Г. С. Щур.

ПИЗАНО (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13 -14 вв. nикколо (Никола) П. (ок. 1220, Апулия,- между 1278 и 1284, Тоскана), скульптор. Один из основоположников проторенессанса. Испытал воздействие южноиталийской и тосканской скульптуры, а также пластики позднеримских саркофагов. Рассматривая скульптуру как искусство тектонически равноправное с архитектурой, Никколо П. создавал изображения, полные могучей силы; фигуры в них крепко стоят на земле, отличаясь величавой осанкой, массивностью и пластической осязаемостью форм [кафедры: баптистерия в Пизе (илл. см. т. 5, стр. 275, т. 11, стр. 33) и собора в Сиене (илл. см. т. 11, стр. 546)]. Джованни П. (ок. 1245-50, Пиза,- после 1314), скульптор и архитектор. Сын, ученик и помощник Никколо П. Ок. 1270-76, по-видимому, посетил Францию, где испытал влияние готич. пластики. Скульптурным произв. Джованни П. (статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301; обе работы - мрамор), проникнутым страстной эмоциональной напряжённостью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готич. по духу изломанностью контуров. Готич. струя преобладает и в архит. творчестве Джованни П. (ниж. часть фасада сиенского собора, 1284-99). Андреа П. (собств. Андреа да Понтедера; Andrea da Pontedera) (ок. 1290, Понтедера, Тоскана,-1348 или 1349, Орвието), скульптор и архитектор. В его скульпт. работах (рельефы юж. дверей флорентийского баптистерия, позолоч. бронза, 1330-36; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337-43, ныне в Музее собора) ясность композиции (идущая от Джотто) сочетается с изысканной миниатюризацией форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. Переплетение позднеготич. и проторенессансных тенденций проявляется и в архит. произв. Андреа П. (руководство стр-вом кампанилы собора во Флоренции, 1337-43, и собора в Орвието, 1347-48). Нино П. [ок. 1315, Пиза (?),-1368, там же (?)], скульптор, архитектор и ювелир. Сын и ученик Андреа П. Для пластики Нино П. ("Мадонна", мрамор, 1343-47, Музей собора, Орвието), впитавшей влияния франц. готики, характерны S-образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов. Как архитектор продолжил стр-во собора в Орвието после смерти отца.

Лит.: Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - 2, М., 1956 -59; Fasоla G. N.. Nicola Pisano, Roma, 1941; Тоesсa I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950; Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil., [1970].

ПИЗОЛИТЫ (от греч. pisos - горох и lithos - камень), скопление слабо сцементированных известковых оолитов более 2 мм в поперечнике (иногда П. наз. также оолиты размером менее 2 мм).

ПИ-И-МАРГАЛЬ (Pi-y-Margall) Франсиско (29.4.1824, Барселона,-29.11.1901, Мадрид), испанский политический деятель, революционер-демократ. Родился в семье мелкого торговца. По образованию юрист. В 1851 опубликовал "Историю живописи Испании", которая была запрещена церковью и предана анафеме. В том же году вышли его "Этюды о средних веках", за которые П.-и-М. был отлучён от церкви. В нач. 1850-х гг. П.-и-М. примкнул к республиканцам и стал одним из лидеров Демократич. партии. Принимал активное участие в Революции 1854-56. В 1866 П.-и-М. эмигрировал во Францию, где познакомился с работами П. Ж. Прудона; позднее перевёл их на исп. яз. В 1869, после начала исп. Революции 1868-74 и избрания деп. Учредит кортесов, П.-и-М. возвратился в Испанию. В февр. 1873 был назначен министром внутр. дел респ. правительства, а в июне избран президентом республики. Не желая прибегать к вооружённому подавлению антиправительственных восстаний, П.-и-М. 18 июля 1873 подал в отставку. После падения республики и восстановления монархии (1874) неоднократно избирался деп. кортесов. В своих работах П.-и-М. выступал как убеждённый сторонник де-мократич. революции. При этом П.-и-М. не видел классового характера ожидавшейся им революции, утверждая, что её непосредств. цель - создание политич. условий для постепенной эмансипации трудящихся классов. Важнейшей задачей революции он считал ликвидацию наёмного труда и арендной системы в с. х-ве и передачу земли в руки тех, кто её обрабатывает. Поддерживая идею создания кооперативных ассоциаций и прямого товарообмена через народный банк, П.-и-М. допускал сохранение частной собственности. Он полагал, что действие демократич. институтов (всеобщие выборы, свобода ассоциаций и др.) обеспечит и при наличии частной собственности на средства произ-ва ликвидацию эксплуатации и превращение гос-ва в выразителя интересов народа. Идеальной формой такого гос-ва П.-и-М. считал федеральную республику. Несмотря на утопичность обществ.-политич. взглядов П.-и-М., его программа демократич. преобразований отражала реальные проблемы, стоявшие перед исп. обществом. ПИЙ (Pius). В католич. церкви. Наиболее значительны: П. II, в миру - Энеа Сильвио Пи икколомини (Piccolomini) [18.10.1405, Корсиньяно (совр. Пиенца),-15.8.1464, Анкона], папа римский с 1458. В юности снискал известность как гуманист. Был автором поэтич. произв. на лат. яз., проникнутых гедонич. мотивами, новелл в духе Боккаччо. В 1442 стал секретарем имп. Фридриха III, провозгласившего его королём поэтов. В 1446 принял духовный сан, был назначен епископом Триеста (1447), Сиены (1450). В 1456 стал кардиналом, а спустя 2 года - папой. П. II боролся за усиление папской власти, препятствовал самостоятельности оформлявшихся нац. церквей (во Франции, Чехии, Германии). Расширил терр. Папской области. Призывал к крестовому походу против турок. Из лит. наследства П. II особенно интересны "Комментарии", содержащие много сведений о его современниках и событиях, к к-рым он был причастен. Перу П. II принадлежат соч. по истории Базельского собора 1431-49 и самого Базеля, истории Чехии и др.

Ф. Пи-и-Маргаль.

Соч.: Opera... Basileae, 1571; Briefwechsel..., [Bd 1 - 4], W., 1909 - 18.

Лит.: Vrigt G., Enea Silvio als Papst Pius II, Bd 1-3, В., 1856-63; paparelli G., E. S. Piccolomini, Bari. 1950; Рitchell R. J., The laurels and the tiara, Pope Pius II, N. Y., 1963. Л. М. Брагина. П. VII, в миру - Грегорио Луиджи Барнаба Кьярамонти (Chiaramonti) (14.8.1740, Чезена,-20.8.1823, Рим), папа римский с 1800. Проводил в основном политику уступок наполеоновской Франции, чтобы сохранить позиции церкви и папского гос-ва. В 1801 заключил конкордат с Францией, в 1804 участвовал в коронации Наполеона. Сопротивление П. VII нек-рым требованиям Наполеона, в частности присоединению Папского гос-ва к Континентальной блокаде, послужило поводом к ликвидации этого гос-ва в 1809 Наполеоном, после чего П. VII был вывезен во Францию. Восстановленный Венским конгрессом 1814-15 в правах светского государя П. VII (совм. со своим статс-секретарём Э. Консальви, склонявшимся к политике просвещённого абсолютизма) установил в Папском гос-ве режим несколько более либеральный, чем при предыдущих папах. Заключил с рядом европ. гос-в конкордаты.

П. VII восстановил в 1814 орден иезуитов (запрещённый в 1773). П. IX, в миру - граф Джованни Мария Мастаи-Ферретти (Mastai-Ferretti) (13.5.1792, Сенигаллия,- 7.2.1878, Рим), папа римский с 1846. В условиях подъёма обществ. движения во всех итал. roc-вах, проходившего в основном под лозунгом нац. освобождения и объединения Италии, провёл в 1846-47 в Папском гос-ве весьма умеренные либеральные реформы (амнистия политич. заключённых, незначит. преобразования в адм., судебной и экономич. областях). Эти первые шаги нового папы вызвали во всех итал. гос-вах восторженные манифестации либеральной буржуазии, части республиканцев и народных масс, поверивших в "освободительную миссию" П. IX. В период Революции 1848-1849 в Италии, охватившей и Папское государство, П. IX в марте 1848 сформировал правительство с участием умеренных либералов и согласился на провозглашение конституции, а также на посылку войск для участия в австро-итальянской войне 1848-49. Однако уже 29 апр. 1848 он выступил с "Обращением", в котором осудил национальную войну против Австрии (чем подал сигнал к наступлению контрреволюции по всей Италии). Миф об "освободительной миссии" папы был развеян. 24 нояб. 1848 П. IX бежал из восставшего Рима в неаполитанскую крепость Гаэту, откуда 18 февраля 1849 обратился к главам католич. держав с призывом к интервенции против провозглашённой в Риме республики. Вернувшись в Рим 12 апр. 1850 (после падения Римской республики), П. IX проводил открыто реакц. политику. Энцикликой "Силлабус" (1864) объявил поход против сил прогресса и демократии. После завершения объединения Италии (20 сент. 1870), приведшего к окончат. ликвидации Папского гос-ва, П. IX упорно отказывался примириться с потерей светской власти. Он объявил себя "моральным пленником", "ватиканским узником", не покидающим пределы Ватикана (1 нояб. 1870), осудил закон итальянского пр-ва "О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви" (1871), запретил католикам участвовать в парламентских выборах (формула "нон экспедит"), по существу призвав их бойкотировать объединённое итал. гос-во. С именем П. IX связано провозглашение догмата о "непогрешимости папы" (1870).

В. Пик.

П. X, в миру - Джузеппе Мелькиоре Сарто (Sarto) (2.6.1835, Риезе, - 20.8.1914, Рим), папа римский с 1903. С 1884 епископ, с 1893 кардинал и патриарх Венеции. Вскоре после избрания папой отменил существовавшее со времён ср. веков право трёх католич. государей - Австрии (Австро-Венгрии), Испании и Франции - отводить неугодных им кандидатов при выборе папы. П. X находился под сильным влиянием иезуитов. Выступал против демократич. и социалистич. идей. Вёл борьбу с модернистским течением в католич. церкви. В 1907 был опубликован список 65 модернистских "заблуждений" (явившийся продолжением "Силлабуса" Пия IX) и энциклика против модернизма ("Pascendi"). П. X старался помочь царскому пр-ву России бороться против революции, издав в дек. 1905 энциклику, обращённую к архиепископам и епископам католич. церкви в России, в к-рой предлагал им увещевать верующих повиноваться властям. Вмешательство П. X во внутр. дела Франции привело к разрыву в 1904 дипломатич. отношений Франции с Ватиканом. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 П. X занимал австро-германофильскую позицию.

П. XI, в миру-Акилле pатти (Ratti) (31.5.1857, Дезио, Милан,- 12.2.1939, Ватикан), папа римский с 1922. Префект Ватиканской библиотеки, А. Ратти был послан в 1918 представителем Ватикана (апостолич. визитатором) в Россию (куда не был допущен), Польшу и Прибалтику. В мае 1919 стал нунцием в Варшаве, где сотрудничал с польскими реакц. кругами и представителями империалистич. держав в их борьбе против Сов. России. В 1921 архиепископ Миланский, в том же году возведён в кардиналы. При П. XI были заключены Лотеронские соглашения с фаш. Италией (1929) и конкордат с фаш. Германией (1933). В своих посланиях П. XI неоднократно выступал против идей коммунизма, в февр. 1930 призвал к "крестовому походу" против СССР, в 1937 издал антикоммунистич. энциклику "Дивини редемпторис" ("Divini Redemptoris"). В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне 1939-45, поддерживал политику империалистич. кругов, стремившихся путём уступок фаш. державам направить фаш. агрессию против СССР. В то же время преследования католич. церкви в Германии и разгул расизма в обеих фаш. державах вынудил П. XI выступить с осуждением политики нацистов s отношении религии и расистской идеологии в целом [энциклика 1937 "Мит бреннендер зорге" ("Mit brennender Sorge") и др.].

П. XII, в миру - Эудженио Пиачелли (Pacelli) (2.3.1876, Рим,-9.10.1958, Ватикан), папа римский с 1939. Выходец из семьи римской финансовой аристократии, связанной с Ватиканом. В 1901 начал свою церк