БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381овную карьеру в ватиканском статс-секретариате. В 1917-20 нунций в Баварии, по поручению папы Бенедикта XV вёл переговоры с кайзером Вильгельмом II о скорейшем заключении мира с державами Антанты, чтобы предотвратить революцию в Германии и др. странах. В 1920-29 нунций в Берлине. В дек. 1929 возведён в кардиналы. В 1930-39 статс-секретарь Ватикана. Занимал антикоммунистич. и антисов. позиции. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне 1939-45, и во время самой войны выступал по существу сторонником фаш. держав, а после войны активно поддерживал политику "холодной войны". В 1949 конгрегация священной канцелярии Ватикана, во главе к-рой стоял П. XII, опубликовала декрет об отлучении от церкви коммунистов и всех, кто их поддерживает.

ПИЙО (Pillot) Жан Жак (9.8.1808, Во-ла-Валет,-13.6.1877, Мелён), французский революционер. В молодости священник, в дальнейшем, порвав с католицизмом, вёл борьбу с религ. воззрениями. В конце 30-х гг. занимался врачебной практикой, но вскоре посвятил себя публицистич. деятельности. С 1839 сотрудничал, а затем возглавил журн. "Трибюн дю пёпль" ("La Tribune du Peuple"). Принадлежал к революц. направлению утопич. коммунизма (необабувизму), пропагандировал идеи революц. переворота и установления общества, построенного на принципах равного распределения всего необходимого между его членами. В 1840 П.- один из организаторов первого коммунистич. банкета в Бельвиле (т. н. банкеты являлись одной из форм борьбы за реформу, на них провозглашались политич. тосты). Опубликовал брошюры: "Ни замков, ни хижин" (1840), "Коммунизм - больше не утопия" (1842). После бонапартистского переворота 1851 был выслан из Франции. Вновь включился во франц. революц. движение после революции 4 сент. 1870; активно участвовал в восстании 31 окт. 1870 против политики "Пр-ва нац. обороны"; с апр. 1871 чл. Парижской Коммуны (примыкал к яко-бинско-бланкистскому большинству). После подавления Коммуны был приговорён к пожизненной каторге, заменённой тюремным заключением сроком на 10 лет. Умер в тюрьме.

ПИЙП Борис Иванович [24.10(6.11). 1906, Петербург, - 10.3.1966, Петропавловск-Камчатский], советский вулканолог, чл.- корр. АН СССР (1958). Чл. КПСС с 1945. После окончания Ленингр. горного ин-та (1931) ассистент и доцент кафедры петрографии этого же ин-та (до 1938). С 1940 работал в вулканологич. учреждениях АН СССР (с 1963 директор Ин-та вулканологии АН СССР). Осн. труды - "Термальные ключи Камчатки" (1937) и "Ключевская сопка и ее извержения в 1944-1945 гг. и в прошлом" (1956), в них содержатся фактич. данные по динамике, физике и химии извержений и происхождению термальных вод. С 1963 вице-президент Междунар. ассоциации вулканологии. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Лит.: Влодавец В. И., Борис Иванович Пийп, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1966, в. 9; nа6око С. И., Борис Иванович Пийп, в кн.: Вулканизм и геохимия его продуктов, М., 1967 (Тр. Ин-та вулканологии, в. 24). В. И. Влодавец.

ПИЙПУУ Эллинор Яновна [р.5(18).10. 1913, Рига], советский художник-керамист, засл. худ. Эст. ССР (1963). Окончила Гос. художественно-промышленное училище в Таллине (1933). П.- автор произв. мелкой пластики, камерной станковой и садовой декоративной скульптуры, керамических панно, ваз. Работает преимущественно в технике шамота в сочетании с глазурью высокого обжига. Произв. П. отличаются пластичностью форм, сохраняющих даже при тиражировании обаяние рукодельной вещи (П. никогда не пользуется гончарным кругом), и сдержанностью цвета. Илл. см. т. 12, табл. II (стр. 96-97).

ПИК (Pieck) Вильгельм (3.1.1876, Губен,-7.9.1960, Берлин), деятель германского и междунар. рабочего движения, парт. и гос. деятель ГДР. Род. в семье рабочего. Получил профессию столяра. В 1894 вступил в профсоюз деревообделочников, в 1895 - в Социал-демократич. партию Германии (СДПГ). В 1899-1906 был пред. районной, в 1906-10 - секретарём гор. организации СДПГ в Бремене. В апр. 1910 избран 2-м секретарём Центр. просветит. к-та и секретарём Центр. партшколы СДПГ в Берлине. Стоял на позициях левого крыла СДПГ, руководимого К. Либкнехтом, Р. Люксембург, Ф. Мерингом и К. Цеткин, с к-рыми был тесно связан. Летом 1913 осудил одобрение воен. расходов фракцией СДПГ в герм. рейхстаге. После начала 1-й мировой войны 1914-18 включился в борьбу против аннексионистской политики герм. империализма, против политики "гражданского мира" правых лидеров СДПГ. Неоднократно подвергался арестам. Вместе с Либкнехтом и Люксембург П. внёс значит. вклад в дело консолидации левых социал-демократов. После Великой Окт. социалистич. революции в России П. призывал герм. рабочий класс к использованию её опыта. В нояб. 1918 вошёл в состав центр. руководства "Союза Спартака". Активно участвовал в подготовке и проведении Ноябрьской революции 1918 в Германии.

П.- один из основателей Коммунистической партии Германии (КПГ). На Учредительном съезде КПГ (30 дек. 1918-1 янв. 1919) П. был избран чл. ЦК КПГ, в состав к-рого входил вплоть до образования Социалистич. единой партии Германии. П. принадлежал к марксистско-ленинскому ядру партии, к-рое во главе с Э. Тельманом вело последовательную борьбу против правооппортунистич. группы Э. Брандлера, а затем против "ультралевых". П. внёс значит. вклад в дело превращения КПГ в массовую партию. С 1921 неоднократно избирался в прус. ландтаг, с 1928 - в герм. рейхстаг, с 1929 - в берлинский муниципальный и прусский гос. советы. П. использовал парламентскую трибуну бурж. гос-ва для пропаганды политич. программы КПГ. В 1928 на 6-м конгрессе Коминтерна П. был избран в состав Исполкома Коминтерна (ИККИ), а в 1931 стал членом Президиума и Секретариата ИККИ.

После установления в Германии фашистской диктатуры (1933) П. вёл активную работу по созданию единого фронта борьбы против фашизма. По решению ЦК КПГ в мае 1933 покинул Германию и вместе с Ф. Далемом и В. Флорином образовал в Париже заграничное руководство КПГ. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) выступил с отчётным докладом ИККИ. Боролся за осуществление политики Нар. фронта, за развёртывание широкого антифашистского движения. На Брюссельской конференции КПГ (1935) был избран председателем ЦК КПГ. На конференции П. обосновал необходимость создания Единого рабочего фронта и Нар. антифашистского фронта в Германии. В докладе на Бернской конференции КПГ, состоявшейся 30 янв. - 1 февр. 1939, П. призвал к объединению всех патриотич. сил для спасения нем. народа от угрозы войны и обосновал программу новой, демократич. республики в Германии.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 П. разоблачал притязания германского империализма на мировое господство, призывал нем. народ свергнуть фашистскую диктатуру и взять свою судьбу в собственные руки. Как один из руководителей созданного в 1943 в СССР Нац. к-та "Свободная Германия" П. проводил большую разъяснит. работу среди нем. военнопленных в СССР, особенно среди высших офицеров и генералов.

После освобождения нем. народа от фашизма П. активно включился в работу по демократизации и денацификации Германии и ликвидации последствий фаш. господства. Он сыграл большую роль в ликвидации раскола рабочего движения, в объединении КПГ и СДПГ в восточной части Германии и создании в апр. 1946 Социалистич. единой партии Германии (СЕПГ). В 1946-54 был одним из двух (наряду с О. Гротеволем) председателей СЕПГ, в 1949-60 чл. Политбюро Центр. правления, затем Политбюро ЦК СЕПГ. С момента образования Германской Демократической Республики (окт. 1949) П.- её президент. П. был неутомимым борцом против войны, за мир и безопасность народов, за построение социализма в ГДР и укрепление дружбы и сотрудничества между СЕПГ и КПСС, народами ГДР и СССР. П. удостоен звания Героя Труда (1951). Награждён орденами Карла Маркса, "За заслуги перед Отечеством" (в золоте), "Знамя Труда" и др. Портрет стр. 524.

Соч.: Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1 - 3, 5, В., 1959-72; Reden und Aufsatze. Auswahl aus den Jahren 1908 - 1950, Bd 1 - 4, В., 1950-55; Der neue Weg zum gemeinsamen Kampf fur den Sturz der Hitlerdiktatur, В., 1957; Im Kampf um die Arbeitereinheit und die deutsche Volksfront. 1936-1938, В., 1955; Zur Geschichte der Kommunistischen Partei Deutschlands. 30 Jahre Kampf, В., 1949; в рус. пер.- Избр. произв., М., 1956.

Лит.: Wilhelm Pieck. Bilder und Dokumente aus dem Leben des ersten deutschen Arbeiterprasidenten, В., 1955; Wilhelm Pieck. Gedenkbuch, В., 1961; Vosske H., Wilhelm Pieck, Lpz., 1974; Hufeld D., W. Pieck. Bibliographie, [Rostock, 1960].

В. И. Цапанов.

ПИК (франц. pic), остроконечная горная вершина.

ПИКА (польск. pika, от франц. pique), колющее холодное оружие, находившееся с глубокой древности на вооружении пехоты и кавалерии. Разновидность длинного копья. Длина П. 3 м30 см, наконечника - 12 см. В пехоте П. сохранялась до нач. 18 в., в нек-рых кав. частях большинства стран - до 1-й мировой войны 1914-18, в ряде армий - до 30-х гг. 20 в. В сов. кавалерии П. находились на вооружении до 1931.

ПИКАДОР (исп. picador, от picar -колоть), всадник с пикой, участвующий в бое быков. Группа П. до выхода на арену тореадора приводит быка в ярость уколами пики, а также отвлекает его от нападения на хулоса (помощник тореадора).

ПИКАЛЁВО, город в Бокситогорском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Ленинград -Вологда. 23 тыс. жит. (1974). Крупный глинозёмный комбинат (глинозём, сода, цемент, шифер и др.), з-д железобетонных изделий.

ПИКАП (от англ. pick up - поднимать, подбирать, захватывать), грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом. Грузоподъёмность П. обычно 200-500 кг. П. оборудуется съёмным тентом и убирающимися бортовыми скамейками, что позволяет использовать его для перевозки пассажиров.

ПИКАР (Picard) Жан (21.7.1620, Ла-Флеш, Анжу,-12.7.1682, Париж), французский астроном, чл. Парижской АН (1666). Ученик франц. философа-материалиста П. Гассенди. Проф. астрономии в Коллеж де Франс (с 1655). В 1669-70 по поручению академии измерил дугу меридиана между Парижем и Амьеном длиной в 1о22'55'', использовав метод триангуляции и впервые применив для угловых измерений инструменты, снабжённые вместо диоптров зрительными трубами с сеткой нитей. По измерениям П. длина 1° меридиана равна 111,21 км (по современным данным - 111,18 км). Данные о размерах Земли, полученные П., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. П. принадлежит идея определения прямых восхождений светил по наблюдениям моментов прохождения их через меридиан с помощью маятниковых часов. Для этого он в 1669 предложил установить в меридиане квадрант, что было сделано Парижской обсерваторией только в 1683. В 1671 производил раскопки обсерватории Тихо Браге (Ураниборг) в Дании. В 1672 вместе с Дж. Кассини вёл в Париже наблюдения планеты Марс с целью определения солнечного параллакса. В 1679 основал астрономич. ежегодник "Connaissance des temps", был составителем и редактором его первых 4 томов.

Соч.: Degre du meridien entre Paris et Amiens, P., 1740; Mesure de la Terre, P., 1671; Voyage d'Uranibourg..., P., 1680.

Лит.: Delambre J. B. J., Histoire de l'astronomie moderne, t. 2, P., 1821; Вoquet F., Histoire de 1'astronomie, P., 1925; Defossez L., Les savants du XVII siecle et la mesure du temps, P., 1946.

ПИКАР (Piccard) Огюст, см. Пиккар О.

ПИКАР (Picard) Эдмон (15.12.1836, Брюссель, -19.2.1924, Дав, близ г. Намюр), бельгийский писатель и юрист. Писал на франц. яз. В период подъёма революц. движения в 80-е гг. П. был социалистом. Первые произв. объединены в сб. "Сцены судейской жизни" (1893). Сторонник социального иск-ва, П. отстаивал его принципы в сб. "Pro arte" (лат.; "За искусство", 1886) и в основанном им в 1881 журн. "Л'Ар модерн" ("L'Art moderne"); писал эссе и пьесы. Оказал влияние на членов "Молодой Бельгии". Публиковал документы по истории права ("Бельгийские пандекты", т. 1-116, 1878-1923).

Соч.: Au pays des bilingues, Brux, 1923. Лит.: pasquier a., е. Picard, Brux., 1945.

ПИКАР (Picard) Эмиль (24.7.1856, Париж,-11.12.1941, там же), французский математик, чл. Парижской АН (1889), чл. Франц. академии (1924). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (в 1877), с 1881 проф. этой школы и с 1886 - Парижского ун-та. Осн. труды по теории дифференциальных уравнений, в частности - исследование особых точек, работы по асимптотич. решениям и др.; им развит метод последовательных приближений. В теории функций комплексного переменного П. установил важную теорему, носящую его имя. П. также автор трудов по алгебраич. функциям и их приложениям к общей теории алгебраич. кривых и поверхностей.

Соч.: Traite d'analyse, 3 ed., v. 1-3 P., 1925 - 28; Theorie des fonctions algebriques de deux variables independants, v. 1 - 2, P., 1897 - 1906 (COBM. с G. Simart).

ПИКАРДИЯ (Picardie), ист. область на С. Франции, у берегов Ла-Манша. Терр. П. входит в департаменты Эна, Сомма и Уаза. Пл. 19,6 тыс. км2. Нас. 1650 тыс. чел. (1973). Гл. город -Амьен. В пром-сти занято 35 % экономически активного населения, в с. х-ве - 16% (1968). Разнообразное машиностроение и металлообработка (Амьен, Сен-Кантен, Крей), хим. и резин. (Амьен, Шони, Рибекур), текст. (Сен-Кантен, Амьен, Бове), пищ., особенно сах., пром-сть (Лан, Амьен, Бове). Интенсивное с. х-во. Типичны х-ва в 20 - 50 га;распространена аренда земли. Крупное произ-во пшеницы и сах. свёклы. В долине р. Сомма - овощеводство (зелёный горошек и др.). Разведение молочного скота и овец. По терр. П. проходят важные трансп. пути, связывающие Париж с Сев. пром. р-ном и Бельгией.

А. Е. Слука.

Назв. "П." впервые встречается в 13 в. применительно к терр. в басс.р. Сомма, где располагались графства Вермандуа, Понтьё, Булонне и др. В ср. века значит. ремесл. центрами П. были Амьен, Нуайон, Сен-Кантен, Абвиль и др. В конце 12-14 вв. терр. П. постепенно (по частям) была присоединена к домену франц. короля. В 13-14 вв. П.- один из гл. очагов нар. восстаний - "пастушков" (1251), Жакерии (1358). В период Столетней войны 1337-1453 П. вошла в 1435 в состав Бургундского герцогства (Аррасский договор между франц. королём Карлом VII и бургундским герцогом Филиппом Добрым). После смерти Карла Смелого (1477) была занята франц. королём Людовиком XI, в 1482 закреплена за Францией (Аррасский договор между Людовиком XI и Максимилианом Габсбургом). С 16 в.- провинция Франции. В 16-17 вв. на её терр. неоднократно (1557, 1595, 1636 и др.) вторгались исп. войска из Фландрии. С разделом терр. Франции на департаменты (1790) пров. П. перестала существовать.

А. И. Коробочка.

ПИКАРТЫ, наиболее радикальное крестьянско-плебейское течение среди таборитов во время гуситского революционного движения 15 в. в Чехии. Идеологи П.- левые таборитские проповедники Мартин Гуска, Ян Чапек, Вацлав Коранда, Петр Каниш, Ян Быдлинский и др., облекая социальные требования в фантастич. религ. форму, последовательно развивали идеи революц. хилиазма. Они утверждали, что уже наступило время для "тысячелетнего царства божия" на земле, как царства социальной справедливости, и призывали содействовать его установлению путём беспощадной вооружённой борьбы народа ("избранников божиих") против "грешников", "врагов божиих" - королей, панов, богатого духовенства. Проповедовали всеобщее равенство. Выступали против церк. иерархии, таинств. П. были организаторами революц. выступлений летом 1419, их участие оказало определяющее влияние на ход событий первого этапа гуситского движения (до 1421). П. пытались осуществить свои идеи на практике, в частности установили уравнительное распределение в ряде городов (Таборе, Писеке). Весной 1421 П. были изгнаны из Табора умеренными таборитами и вскоре разгромлены Я. Жижкой; многие руководители П. были сожжены .

ПИКАССО (Picasso; собственно Руис-и-Пиикассо, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,-8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца X. Руиса, в школах изящных иск-в в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произв. П. относятся уже к нач. 1900-х гг. Картины "голубого периода" (1901-04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и "розового периода" (1905-06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтич. жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром ("Старый нищий с мальчиком", 1903; "Девочка на шаре", 1905; обе - в Музее изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произв. П. отмечены проникновенностью социально-психологич. характеристики человека. В 1907 П. решительно порывает с реалистич. традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистич. приёмам, классич. мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обострённо, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис бурж. общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девушки", 1907, Музей современного иск-ва, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его "активностью" художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлечённых элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. ("Дама с веером", 1909, илл. см. т. 13, вклейка к стр. 321), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры ("Бутылка аперитива", коллаж, 1913; илл. см. т. 12, стр. 422) и поисками чистой декоративности ("Три музыканта", 1921, Музей современного иск-ва, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают неоклассические тенденции (т. н. неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как "Три женщины у источника" (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Мать и дитя" (1922, Художеств. музей, Балтимор), илл. к "Метаморфозам" Овидия (офорт, 1931), серия "Мастерская скульптора" (входящая в "Сюиту Воллара", офорт, 1933-34). Характерными для неоклассицизма П. являются настроения сказочной идиллии, графич. изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с кон. 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки - "Рыбак", карандаш, 1918; "Отдыхающие крестьяне", перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произв. являются многие работы 20-30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры ("Танец", 1925, частное собр.), полемической эстетизацией "безобразного", "отталкивающего", порой низменно-эротического ("Женщина на пляже", 1930, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), в к-рых П. обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии - гуманистически-элегическая и иррационально-фангастическая - сталкиваются в серии "Минотавромахия" (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символич. образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в к-рую вскоре будет повергнут мир.

П. Пикассо.

Со 2-й половины 30-х гг. творчество П. всё сильнее пронизывают отзвуки совр. событий; его реакция на господствующий в бурж. мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорич. окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах ("Плачущая женщина", 1937, собр. Пенроз, Лондон; "Кот и птица", частное собр., 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться обществ. позиция П. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии "Мечты и ложь генерала Франко" (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно "Герника" (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в к-ром экспрессия манеры П. тех лет достигает своего высшего накала.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 П. остаётся в оккупированной нем.-фаш. войсками Франции ц принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистич. воззрения П. проявляются в его работах: рис. "Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно "Мир" и "Война" (1952, капелла "Храм Мира" в Валлорисе). Со 2-й пол. 40-х гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произв., возвращаясь в них к антич. реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (напр., "Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. П. работает и как скульптор ("Человек с ягнёнком", бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (ок. 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразит. средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творч. метода П.- принцип серийности (цикл рисунков и литографий"Человеческая комедия", 1953-54, и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам -цирку, бою быков, антич. мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

Творчество П. оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. П. прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место - место борца за прогрессивные идеалы.

В 1950 П. был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Междунар. пр. Мира (1950) и Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1962).

Соч.: [Высказывания и документы], в кн.: Мастера искусства об искусстве, [т. 5, кн. 1], М., 1969, с. 299-316.

Лит.: Пи леханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), стр. 170 - 73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1, [М., 1967], стр. 177-85, 324-27, 351-53: Пикассо. Сб. ст. о творчестве, [Пер. с нем., франц. и польск.], М., 1957; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. первая, М., 1965, с. 95-101; Графика Пикассо. [Альбом], М., 1967; Зернов Б. А., Пабло Пикассо против фашизма, Л., 1971; Дмитриева n. a., Пикассо, М., 1971; Zеrvos Ch., Pablo Picasso. Catalogue general des oeuvres de 1895 a 1963, v. 1 - 23, P., 1932 - 71.

ПИК-ДЮ-МИДИ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (Pic du Midi), научное учреждение Франции. Расположена в Пиренеях, вблизи вершины Пик-дю-Миди. Осн. в 1881 как метеорологическая, в 1903 перешла в систему Тулузского ун-та. Осн. инструменты - двойной 38-см и 60-см рефракторы, 102-см и 200-см (строится) рефлекторы, двойной 20-см и 26-см внезатменные коронографы. Исследования: фотографирование планет, Луны и двойных звёзд с высоким (до 0,2") угловым разрешением, поверхности Солнца с разрешением до 0,3"; внезатменные наблюдения солнечной короны; астроприборостроение; атмосферная оптика.

ПИКЕ (франц. pique, от piquer- простёгивать, прострачивать материю), ткань, вырабатываемая из хл.-бум. пряжи или хим. волокон комбинированным переплетением.

ПИКЕЛЕВАНИЕ (нем. Pickeln, от голл. pekelen - приготовлять соляной раствор, солить), процесс обработки кожевенного и мехового полуфабриката раствором, содержащим кислоту и соль. П. применяют как один из способов консервирования, а также для разрыхления тонкой структуры коллагена, разделения микроструктуры дермы и для придания полуфабрикату необходимой кислотности (без набухания) перед дублением соединениями хрома. Наиболее часто применяют раствор (пикель), содержащий H2SO4 и NaCl.

ПИКЕРИНГ (Pickering) Эдуард Чарлз (19.7.1846, Бостон, Массачусетс,- 3.2.1919, Кембридж, Массачусетс), американский астроном. Проф. Массачусетсского технологич. ин-та (1867-77), директор Гарвардской обсерватории (