БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2401868325600588393811877-1917). Основные труды по астрофотометрии и астроспектроскопии. Под руководством П. разработана система спектральной классификации звёзд. Совместно с американским астрономом А. Мори открыл первые спектрально-двойные звёзды. Занимался также исследованием переменных звёзд.

Лит.: Вailу (S. F.), Biographical memoir of Edward Charles Pickering. 1846 - 1919. "Biographical memoirs", 1934, v. 15, mem.

ПИКЕРМИЙСКАЯ ФАУНА [от назв. первого крупного местонахождения в Греции у деревни Пикерми (Pikermi), близ Афин], комплекс ископаемых млекопитающих , широко распространённых в южных и умеренных (до 55о с. ш.) широтах Европы и Азии, а также в Сев. Африке в верхнем миоцене и в плиоцене. Возникновение П. ф. было связано с развитием в Евразии в раннем неогене травянистых лесостепей, в к-рых обитали различные виды трёхпалых лошадей - гиппарионов (отсюда другое назв. фауны - гиппарионова я), носорогов, мастодонтов, жирафов, антилоп, оленей и др. копытных; из хищных - виверы, гиены, куницы, саблезубые тигры и др. кошачьи, грызуны, обезьяны; страусы и нек-рые др. птицы, черепахи, ящерицы, различные земноводные. П. ф. разных регионов отличается по родовому и видовому составу, что объясняется её изменением во времени и различием физико-геогр. условий. В Европе и Азии большинство представителей П. ф. во 2-й пол. плиоцена вымерли, вероятно в связи с похолоданием климата. В Африке и Юж. Азии многие её потомки составили значит. часть совр. фауны млекопитающих. Крупные местонахождения П. ф. известны в Индии, Китае, Монголии, на Ю. Европы; в СССР - на Ю. Украины, в Молдавии, на Кавказе, в Ср. Азии, Казахстане и на Ю. Сибири.

Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, М.- Л., 1962. Б. А. Трофимов.

ПИКЕТ (франц. piquet, букв.- кол), название небольшого отряда, заставы или полевого караула в сторожевом охранении, существовавшее во франц. и нек-рых др. армиях, а с 19 в. и в рус. армии. П. назначались в составе до взвода (пехоты или конницы) и высылались в сторону противника на 2-4 км от отдыхавших войск; имели впереди себя парных часовых или аванпосты.

ПИКЕТ (от франц. piquet - кол, колышек), 1) точка на местности, отмеченная деревянным или металлич. колышком, забитым в землю. При нивелировании П. служат для установки в них реек и для временного закрепления трассы нивелирования в натуре; по высотам П. составляется профиль местности. При изыскании ж. д. П. отмечают ось полотна. На эксплуатируемых линиях положение П. закрепляется более прочно при помощи пикетных столбиков. 2) Единица измерения длины ж.-д. линий, принятая в СССР, равна 100 м. 3) Иногда П. называют дом лесной охраны, будку дорожной службы и т. п.

ПИКИНЁРЫ, копейщики, в 16 - нач. 18 вв. воины пехоты и конницы, вооружённые пикой или копьём. В России конные пикинёрные полки существовали в 1764-83.

ПИКИРОВАНИЕ (франц. pique, от piquer une tete - падать вниз головой), движение самолёта (авиац. снаряда) по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°, сопровождающееся быстрой потерей высоты и нарастанием скорости. Траектория полёта при П. состоит из участка собственно П., близкого к прямолинейному, и криволинейных участков: начального (ввода) и конечного (вывода). П. под углами 80-90° к горизонту наз. отвесным. Для ограничения возрастания скорости на самолётах (авиац. снарядах) используют воздушные тормоза. П. применяется при атаках воздушных целей, при стрельбе (пуске ракет) и бомбометании по наземным (морским) целям, а также при необходимости быстро потерять высоту.

ПИКИРОВКА (от франц. piquet - кол, колышек), пересадка овощных, плодовых, декоративных и нек-рых технических растений в молодом возрасте. После П. растения получают большую площадь питания, что способствует их лучшему росту и развитию.

ПИККАР, Пика p (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,-25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собств. конструкции П. в 1931 и 1932 совершил полёты с целью изучения космич. лучей, достигнув высоты 16 370 м. На батискафах собств. конструкции в 1948 и 1953 опускался на глубину до 3160 м (в Тирренском м.).

ПИККОЛО (от итал. piccolo - маленький), название наименьшего по размерам и самого высокого по звучанию муз. инструмента к.-л. семейства, напр. флейта-П., домра-П и т. д. Чаще всего под П. подразумевают флейту-П. (малую флейту). См. Флейта.

ПИККОЛОМИНИ (Piccolomini) Энеа Сильвио (1405-1464), итальянский гуманист, с 1458 римский папа. См. Пий II.

"ПИККОЛО-ТЕАТРО" (Piccolo teat-го), первый в Италии театр с постоянной труппой, имеющий стационарное помещение и получающий субсидию от гор. муниципалитета. Организован в Милане театр, деятелем П. Грасси и реж. Дж. Стрелером. Открылся в 1947 спектаклем "На дне" Горького. Спектакли •"Слуга двух господ" Гольдони (1947), "Сегодня мы импровизируем" Пиранделло (1949), "Чайка" (1948), "Вишнёвый сад" (1955) Чехова, "Господин де Пурсоньяк" Мольера (1965), "Москетта" Рудзанте (1971) и особенно "Трёхгрошовая опера" (1956), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Жизнь Галилея" (1963) и "Святая Иоанна скотобоен" (1971) Брехта определили популярность "П.-т.". Коллектив театра занимает видное место в театр, жизни страны, ведёт большую культ.-просвет, работу среди зрителей, его деятельность отличается демократич. направленностью. Среди актёров "П.-т.": М. Моретти, Л. Бриньоне, Дж. Сантуччо, Т. Карраро, Т. Буачелли, В. Кортезе, М. Фабри, Ф. Паренти. В 1960 гастролировал в Сов. Союзе.

ПИКНИДИОСПОРЫ, конидии (споры), образующиеся в пикнидах у нек-рых несовершенных грибов и при бесполом спо-роношении грибов - микобионтов лишайников. П. имеют разнообразную форму и окраску, могут быть одно- или многоклеточными, с поперечными или продольными перегородками, с придатками или без них. П. образуются на выростах ба-зального слоя оболочки пикнид (на ко-нидиеносцах) или в результате распада содержимого пикниды на отд. клетки.

ПИКНИДЫ (от греч. pyknos - плотный, густой), плодовые тела нек-рых несовершенных грибов, а также органы бесполого спороношения грибов - микобионтов лишайников. П.- преим. округлые вместилища, обычно снабжённые на вершине порой для выхода пикниоhiocnop. Оболочка П. состоит из плотного сплетения гиф; толщина её зависит от характера субстрата, в к-ром развиваются П. гриба.

ПИКНИИ, плодовые тела бесполого спороношения ржавчинных грибов, в к-рых образуются споры, наз. пикниоспорами.

ПИКНОЗ, сморщивание клеточного ядра; то же, что кариопикноз.

ПИКНОМЕТР (от греч. pyknos - плотный и ...метр), стеклянный сосуд специальной формы и определённой вместимости, применяемый для измерения плотности веществ в газообразном, жидком и твёрдом состояниях. Измерение плотности пикнометром основано на взвешивании находящегося в нём вещества (обычно в жидком состоянии), заполняющего П. до метки на горловине или до верхнего края капилляра, что соответствует номинальной вместимости П. (рис.1). Измерения объёма значительно упрощаются, если вместо одной метки у П. имеется шкала (рис. 1, г). Очень удобен в работе П. с боковой капиллярной трубкой, у к-рой пробкой служит тело термометра (рис. 2). Плотность твёрдых тел определяют, погружая их в П. с жидкостью. Для измерения плотности газов применяют П. спец. формы (шаровидные и др.) Основные достоинства пикноме-трич. метода определения плотности: высокая точность измерений (до 10-5 г/см3); возможность использования малых количеств вещества (0,5-100 см3); малая площадь свободной поверхности жидкости в П., что практически исключает испарение жидкости и поглощение влаги из воздуха; раздельное проведение операций термостатирования и последующего взвешивания.

Рис. 1. Пикнометры по ГОСТу 7465 - 67: а - колбообразный с меткой и глухой притёртой пробкой (для жидкостей); б - колбообразный с капиллярным отверстием в пробке (для жидкостей); в - колбообразный со съёмной горловиной (для твёрдых веществ); г - U-образный капиллярный (для летучих жидкостей).


Рис. 2. Пикнометр с капиллярной трубкой и термометром: 1-термометр; 2 -колпачок; 3 - капиллярная трубка; 4 - цилиндрическая колба.

Лит.: Измерение массы, объёма и плотности, М., 1972; ГОСТ 7465-67. Пикнометры стеклянные; ГОСТ 11723-66. Пикнометры для определения плотности газа.

С. С. Кивилис.

ПИКО... (от исп. pico - малая величина), приставка для образования наименования дольных единиц, по размеру равных 10-12 исходной единицы. Обозначения: русское п, междунар. р. Пример: 1 пф (пикофарада) = 10-12 ф.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены,-17.11.1494, ок. Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в ун-тах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и аверроизма', вместе с тем воспринял культуру филологич. гуманизма. Изучил др.- евр. и араб. языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и "натуральной магией". В 1486 обнародовал "900 тезисов", взятых из всех известных ему филос. и религ. учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христ. мира (введением к ним явилась "Речь о достоинстве человека" -одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в "Апологии" (1487) и "Тезисы" в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (Академия платоновская); написал комментарий к "Канцоне о любви" Дж. Бенивьени, трактаты "Гептаплус" (1490), "О Бытии и Едином" (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились религ.-мистич. настроения.

П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные филос. мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религии и филос. школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центр. идея П.- особое положение ("достоинство") человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космич. незакреплённость, творч. способность самоопределения, уподобляющую его богу.

Пантеистич. тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В соч. "Против предсказующей астрологии" (1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеч. воли; трактат этот оказал значит. влияние на последующую натурфилософию.

Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1 - 2, Firenze, 1946-52; рус. пер.- в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14.

Лит.: Брагина Л. М., Этические взгляды Д. Пико делла Мирандола, в сб.: Средние века, в. 28, М., 1965; Monnеrjahn E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin е., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; L'Opera e il pensiero cli G. Pico della Mirandola nella storia dell' Umanesimo, v. 1 - 2, Modena, 1965; Di Napоli G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть лит.); Trinkaus С h., In our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. 1-2, Chi.- L., 1970. Л. М. Баткин, H. В. Кострелев.
1941.htm
ПИРУВАТДЕКАРБОКСИЛАЗА, карбокси-лиаза 2-оксокислот, фермент класса лиаз', принимает участие в анаэробном распаде углеводов в клетках нек-рых микроорганизмов, напр. пивных дрожжах (см. Брожение) и в тканях высших растений, катализируя реакцию неокислит. декарбоксилирования пировиноградной к-ты до уксусного альдегида: СН3СОСООН_>СНзСНО + СО2. Реакция протекает с участием тиаминпирофосфата в качестве кофермента и ионов Mg2+ в качестве кофактора. П. декарбоксилирует также и др. а-оксокислоты (а-кетомасляную, а-кетовалериановую и др.), причём по мере удлинения углеродной цепи субстрата активность фермента снижается. Открыта в 1911 нем. биохимиком К. Нойбергом в дрожжах; в очищенном виде выделена из пивных дрожжей, зародышей пшеницы (мол. масса ~1 000000) и др. растит. тканей. П. наз. также один из компонентов пируватдегидрогеназы, к-рый катализирует реакцию окислит. декарбоксилирования пировиноградной к-ты до ацетила (СНзСО-). Л. С. Хайлова.

ПИРУЭТ (от франц. pirouette), термин в балете, обозначающий полный оборот (или неск. оборотов) танцовщика (танцовщицы) на месте (вращение возможно вправо и влево); осуществляется с помощью различных приёмов, придающих телу вращат. движение. Отдельные П. могут соединяться между собой танцевальными шагами (па). В таком случае, выполняя последовательный ряд П., исполнитель передвигается по прямой или по кругу.

ПИРЧЮПИС, Пирчюпяй, деревня в Варенском р-не Литов. ССР. 3 июня 1944 нем.-фаш. оккупанты сожгли деревню и 119 её жителей за связь с партизанами. Памятник жертвам фашизма (гранит, 1960, скульптор Г. Йокубонис-Ленинская пр., 1963; арх. В. Габрюнас), состоящий из монументальной статуи "Мать" и стены с рельефами и фамилиями погибших. Памятник отличается напряженным психологизмом образа матери - преисполненной гнева и скорби старой литов. крестьянки, а также суровой выразительностью обобщающих форм, точно найденным соотношением архитектурно-пространств. решения с окружающим пейзажем. В отстроенной заново деревне находится мемориальный музей Пирчюписа.

Пирчюпис. Памятник жертвам фашизма. Гран нит. 1960. Скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Габрюнас.

Лит.: "Мать Пирчюписа". Памятник жертвам фашизма. Скульптор Г. Йокубонис Текст В. Рогачевского, Л. - М., 1964.

ПИРЯТИН, город, центр Пирятинского р-на Полтавской обл. УССР. Расположен на р. Удай (басс. Днепра). Ж.-д. ст. (на линии Бахмач - Гребёнка). Узел автомоб. дорог. 17,2 тыс. жит. (1974). Мебельная фабрика, сыродельный, овощесушильный, кирпичный заводы; мясокомбинат. Первые летописные сведения о П. относятся к 1155. С 1781 П.- уездный город.

ПИСАНИЦЫ, древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отд. камнях. См. Наскальные изображения.

ПИСАНКА, расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла в обряд празднования христианской пасхи. Роспись П. (преим. геом. или растит. орнамент, строго подчинённый форме яйца) - распространённый вид декоративного искусства у многих народов (славянских и др.).

Писанки: 1 - 2- гуцульские; 3 - румынская; 4 - чешская.

Лит.: Сумцов n. ф., Писанки, "Киевская старина", 1891, май, июнь; Лубенский музей е. n. Скаржинской, К., 1890.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович [2(14).10. 1840, с. Знаменское, ныне Липецкой обл.,-4(16).7.1868, Дуббельн, ныне часть г. Юрмала Латв. ССР, похоронен в Петербурге], русский публицист и лит. критик, философ-материалист, революц. демократ. Род. в дворянской семье. Окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1861). В 1859 вёл библиографич. отдел в журн. "Рассвет"; в 1861-66 ведущий критик и идейный руководитель журн. "Русское слово". За нелегальную статью, содержавшую призыв к свержению самодержавия, с июля 1862 по нояб. 1866 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих соч. В 1867-68 сотрудничал в журн. "Дело" и "Отечественные записки".

Мировоззрение П. складывалось в обстановке революционной ситуации 1859-61, расцвет его творчества совпал с годами реакции. Разделяя политич. программу и мн. теоретич. установки Н. Г. Чернышевского, П. по-иному решал нек-рые вопросы. В 1861-62 он развивал преим. критич. сторону революц. идеологии (отрицание существующего строя, острая критика деспотизма, крепостничества и либерализма, ниспровержение авторитетов и др.). С 1863 выступил с положит. программой, отразившей поиски новых путей демократич. движения в условиях крушения надежд на немедленную нар. революцию.

В философии П. был сторонником естественнонауч. материализма. Он боролся против идеализма и религии, к-рую считал "...вредным тормозом умственного и общественного движения..." (Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1904, с. 359). П. призывал проверять все теории и авторитеты критикой, требовал самостоятельности мышления. Отвергая филос. диалектику, когда она "...уходит в область слов...", он выражал готовность пользоваться ею "...как орудием борьбы..." (Соч., т. 1, М., 1955, с. 302). П. ратовал за философию, к-рая "...двигала массы... разбивала дряхлые кумиры и расшатывала устарелые формы гражданской и общественной жизни" (там же, с. 126).

Социологич. взгляды П. были одной из ранних попыток распространить материализм на понимание обществ. явлений. "Внутренней стороной истории" (там же, т. 3, 1956, с. 120) он считал экономич. деятельность, единств. источник богатства человечества видел в труде, а причину всех социальных бедствий - в "элементе присвоения" (см. там же, т. 2, 1955, с. 284). Решающую роль в истории П. отводил людям физич. труда, народным массам. Но в полной мере эту роль народ, задавленный гнётом материальных забот и лишений, мог выполнять лишь в эпохи революций, результаты к-рых до сих пор не соответствовали затраченной энергии. Сравнивая революции с "вынужденным убийством" (см. там же, т. 4, 1956, с. 288), П. признавал их закономерность и необходимость; возвращение старого порядка станет невозможным, если революция "...проложила себе дорогу в мир материальных интересов..." и "...переделала по своему весь строй экономических отношений..." (Избр. произв., 1968, с. 216). Смысл историч. прогресса П. видел в последоват. освобождении трудящихся от различных форм эксплуатации и постепенном пробуждении самостоятельности народа. Он признавал закономерность смены феодализма капитализмом, неизбежность падения "тиранического господства капитала" и наступления социализма-"...новой эры справедливости, физического здоровья и материального благосостояния" (Соч., т. 2, с. 308, 270).

Социалистич. идеалы П., ярко выраженные уже в 1862 ("Пчёлы"), получили своё обоснование и развитие в 1863-67 ("Очерки из истории труда", "Исторические идеи Огюста Конта", "Генрих Гейне" и др.). Утопич. социализм П. не был народническим. П. не возлагал надежд на крест. общину, а полагал, что по примеру зап.-европ. стран Россия пройдёт капиталистич. стадию развития. П. принимал только критич. сторону учений утопич. социалистов и призывал к созданию новой общественной науки, в сближении к-рой с революц. самодеятельностью масс видел "...единственную возможность будущего обновления" (там же, т. 4, с. 212). Утверждая, что революция совершается народом по "внутренней потребности" (см. там же, т. 2, с. 68), П. считал невозможным вызвать её искусственно и не видел предпосылок для её скорого возникновения. Социологич. "теория реализма", разработанная П. в 1863-65 ("Цветы невинного юмора", "Мотивы русской драмы", "Реалисты", "Посмотрим!" и др.), явилась попыткой создать программу достижения социализма "независимо от исторических событий" (см. там же, т. 3, с. 126). П. объяснял поражение "революционеров 1861 года" забитостью народа, непониманием им собственных интересов. "Побудительные причины" для роста нар. самосознания возникнут в ходе экономич. развития, руководство к-рым должны взять в свои руки "мыслящие реалисты" (социалисты). "Главное дело" - вопрос о народном труде - подвинется широким распространением рабочих ассоциаций. В этом П. видел заранее заготовленные материалы для разрешения рабочего вопроса, к-рый неминуемо возникнет в России в будущем. П. выдвинул принцип "экономии умственных сил", к-рый требовал сосредоточить все усилия мыслящих людей, "...весь запас собранных человеческих знаний" на разрешении вопроса о "голодных и раздетых людях" (там же, т. 3, с. 105). В "теории реализма" первостепенное значение отводилось распространению науч. знаний, к-рые способствуют росту пром-сти и улучшению земледелия, увеличивают число "мыслящих реалистов".

В этике П. проповедовал утилитаризм и разумный эгоизм, он близко подошёл к пониманию классовой обусловленности морали ("Мыслящий пролетариат" и др.).

Личная польза "новых людей" ("мыслящих реалистов, с любовью относящихся к труду") совпадает с общей пользой, их эгоизм вмещает в себя самую широкую любовь к человечеству, у них нет различия "... между долгом и свободным влечением..." (там же, т. 4, с. 18), все их усилия направлены к тому, чтобы уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений.

П. уделял много внимания педагогич. вопросам ("Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др.). Критикуя существующую систему образования, он выступал за воспитание в процессе обучения, за всесословную школу и широкое общее образование, осн. на математике и естеств. науках, за обучение ручному труду и физич. упражнениям.

Эстетич. взгляды П., сформулированные в ст. "Разрушение эстетики" (1865) и наиболее последовательно выраженные в ст. "Пушкин и Белинский" (1865), были обусловлены принципом "экономии умственных сил" и носили характер "строжайшего утилитаризма". П. отрицал обществ. значение живописи, скульптуры, музыки, лирики. Он считал, что при наличии голодных классов "...обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства сытых и разжиревших людей" (Соч., т. 3, 1956, с. 451). Стремление обратить внимание молодёжи на литературу, трактующую проблемы современности, руководило П. при его ошибочной попытке "ниспровергнуть" Пушкина. Вместе с тем лит.-критич. практика П. содержала замечательные истолкования соч. Г. Гейне, романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?", произведений И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Слепцова, Н. Г. Помяловского и др.

Соч.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1 - 6, доп. вып., СПБ, 1909 -113; Соч., т. 1-4, М., 1955-56; Избр. произв., Л., 1968.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1957 (см. указ.); Соловьев е. a., Д. И. Писарев, [4 изд.], Берлин - П.- М., 1922; Козьмин Б. П., Писарев и социализм, в его кн.: Литература и история, М., 1969; Кирпотин В. Я., Радикальный разночинец Д. И. Писарев, М., 1934; Пи лоткин Л., Д. И. Писарев и литературно-общественное движение 60-х гг., Л,- М., 1945; Кузнецов ф. ф., Журнал "Русское слово", М., 1965; Маслин А. Н., Д. И. Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс, М., 1968; Цыбенко В. А., Мировоззрение Д. И. Писарева, М., 1969; Демидова Н. В., Писарев, М., 1969; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М.- Л., 1962, с. 539-44. Ю. Н. Коротков.

ПИСАРЕВ Модест Иванович [2(14).2. 1844, Кашира,-30.9(13.10). 1905, Петербург], русский актёр, педагог, критик. Муж рус. актрисы П. А. Стрепетовой', оказал большое влияние на становление и развитие её таланта. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1865). С 1859 выступал на любительской сцене. Проф. сценич. деятельность начал в 1867 в Симбирске. Работал в Оренбурге, городах Поволжья, Урала, затем в Москве (театр А. А. Бренко, театр Корша и др.), с 1885 в Александрийском театре в Петербурге. Замечательный исполнитель драматич. ролей бытового репертуара: Русаков, Несчастливцев ("Не в свои сани не садись", "Лес" Островского), Ананий Яковлев ("Горькая судьбина" Писемского) и др. Один из образованнейших актёров своего времени, П. по эстетич. взглядам был близок В. Г. Белинскому, Н. А. Добролюбову, Н. А. Некрасову. В своих критич. статьях активно поддерживал А. Н. Островского и реалистич. направление им возглавляемое. Подготовил к изданию первое полное собр. соч. Островского (СПБ, 1904-05).

Д. И. Писарев.

Лит.: Морозов. И. Писарев, М.- Л., 1949.

ПИСАРЖЕВСКИЙ Лев Владимирович [1(13).2.1874, Кишинёв,-23.3.1938, Днепропетровск], советский химик, акад. АН СССР (1930; чл.-корр. 1928). Чл. КПСС с 1930. Окончил в 1896 Новороссийский ун-т в Одессе. В 1904-08 проф. Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та; с 1908 проф. Киевского политехнич. ин-та (к-рый в 1911 оставил в знак протеста против реакционной политики мин. нар. просвещения Л. А. Кассо); в 1911-13 преподавал на Бестужевских курсах и в Психоневрологич. ин-те в Петербурге; после 1913 проф. Горного ин-та и ун-та в Екатеринославе (Днепропетровске). С 1927 директор созданного по его инициативе Укр. ин-та физ. химии (ныне Ин-т физ. химии им. Л. В. Писаржевского АН УССР); в 1929-34 работал также в Политехнич. ин-те в Тбилиси. П. получил и изучил ряд новых перекисных соединений (совм. с П. Г. Меликишвили); изучал термодинамику реакций в растворах; предложил теорию равновесных электродных процессов; выполнил ряд работ, положивших начало электронной теории гетерогенного катализа. Автор учебников "Введение в химию" (1926) и "Неорганическая химия" (1930, совм. с М. А. Розенберг). Премия им. В. И. Ленина (1930). Награждён орденом Ленина.

ПИСАРРО (Pizarro) Франсиско (между 1470 и 1475, Трухильо, Испания,-26.6. 1541, Лима, Перу), испанский конкистадор. Участвовал в экспедиции А. Охеды к берегам Юж. Америки (1509), в завоевании Панамы (1510) и Перу (1532-36), на терр. к-рого существовало гос-во инков. Используя междоусобную войну среди инков, разграбил и уничтожил их гос-во Тауантинсуйу. В 1535 основал г. Лима. Жестоко подавил восстание индейцев (1535-37). В борьбе за власть и раздел добычи б