БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381tiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В.- Neukoln, 1960, Cap. 14; Jamblichi, De vita pythagorica liber rec. A. Nauck, Petropoli, 1884; Diogenes Laertius, Lives of eminent philosophers, v. 2, L. - Camb. (Mass.), 1958, кн. 8, § 1-50.

Лит.: Kerenyi К., Pythagoras und Orpheus, 3 Aufl., Z., 1950. С. С. Аверинцев.

ПИФАГОРА ТЕОРЕМА, теорема геометрии, устанавливающая связь между сторонами прямоугольного треугольника. П. т. была, по-видимому, известна до Пифагора (6 в. до н. э.), но ему приписывается её доказательство в общем виде. Первоначально теорема устанавливала соотношения между площадями квадратов, построенных на гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника: квадрат, построенный на гипотенузе, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах. Обычно П. т. принято кратко формулировать так: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Верна и теорема, обратная П. т.: если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то этот треугольник прямоугольный.

ПИФАГОРЕИЗМ, религ.-филос. учение в Др. Греции 6-4 вв. до н. э., исходившее из представления о числе как осн. принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в пределах организованного Пифагором сообщества, к-рое было одновременно филос.-науч. школой, религ.-магич. союзом «посвящённых» (исторически находящимися между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья) и, наконец, политич. организацией. Первое письм. изложение П. дал Филолай, от к-рого, как и от Иона Хиосского, остались немногочисл. фрагменты. С конца 5 в. П. стал постепенно сближаться с сократо-платоновской философией. Окончат. оформление П. относится ко времени позднего Платона и древней Академии платоновской. Архит Тарентский (1-я пол. 4 в.) был последним крупным представителем П. В 1 в. до н. э. идеи П. стали отправным пунктом развития неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 в. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский,_ Нумений и др.).

В отличие от ионийской школы, стремившейся свести всё существующее к той или иной материальной стихии, П. обращал осн. внимание не на самые стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрич. структуру, к-рую он соединял с акустикой и астрономией. В основе П. лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах, к-рое развёртывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе (концепция числового «канона» в скульптуре, математизация музыки). В П. возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластич. и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица - как уход в неопределённую даль, троица - как первое оформление этой бесконечности, четверица - как первое телесное воплощение этой триадич. формы и т. д. Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлич. пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), к-рые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрич. телами. Тоны, полутоны и ещё меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевроп. акустики. Эта физически-арифметически-акустич. концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из к-рых издавала свой характерный звук, состояла из определённой комбинации правильных геом. тел и выявляла определённую материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью её консистенции.

Учение П. о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское (см. Орфики) учение о переселении и вечном круговороте душ.

Филос. систематизацию древнейшего мифологич. представления о т. н. бинарных оппозициях представляет собой пифагорейское учение о противоположностях. Среди них выделяются 10 основных: предел (конечное) и беспредельное (бесконечное), нечётное и чётное, одно и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадратное и продолговато-четырёхугольное. Муз.-этич. «согласие» противоположностей Филолай наз. гармонией.

Наконец, П. проповедовал аскетизм в антич. смысле слова; здоровая душа требовала здорового тела, а то и другое - постоянного музыкального воздействия, сосредоточивания в себе и восхождения к высшим областям бытия, так что музыка, филос.-мистич. медитация и практич. медицина почти отождествлялись в П.

Идеи П. получили распространение не только в античности, но также в средние века и в новое время.

Фрагменты в кн.: Diеls n., Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1-2, В., 1960, Cap. 14-20, 32-58; в рус. пер. - Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919. Лит.: Дынник, Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, гл. 2; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 263-315; Meаutis G., Recherches sur le Pythagorisme, Nchat., 1922; Zeller E., Die Philosophic der Griechen..., 7 Aufl., Til, Halite 1, Lpz., 1963, S. 445 - 617; Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, Halle (Saale), 1923; Haase R., Geschichte des harmonikalen Pythagoreismus, W., 1969; Vogel C. J. de, Pythagoras and early Pythagoreanism, Assen, 1966. А. Ф. Лосев.

ПИФАГОРОВ СТРОЙ (муз.), приписываемая пифагорейцам звуковая система; см. Строй музыкальный.

ПИФАГОРОВЫ ЧИСЛА, тройки натуральных чисел таких, что треугольник, длины сторон к-рого пропорциональны (или равны) этим числам, является прямоугольным. По теореме, обратной теореме Пифагора (см. Пифагора теорема), для этого достаточно, чтобы они удовлетворяли диофантову уравнению x2 + y2 = z2; таковы, напр., числа х = 3, у = 4, z=5. Все тройки взаимно простых П. ч. можно получить по формулам

х = т2 - п2, у = 2тп, z = m2 + n2,

где m и n - целые числа, т>п>0.

ПИФЕЙ (Pytheas), древнегреческий учёный и мореплаватель, жил в 4 в. до н. э.; см. Питеас.

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ (Pythia), общегреческие празднества и состязания при храме Аполлона Пифийского в Делъфах (Др. Греция); вторые по значению после Олимпийских игр. По преданию, учреждены Аполлоном после победы над змеем Пифоном. Первоначально происходили один раз в 8 лет и состояли из муз. состязаний (в сопровождении кифары исполнялись гимны в честь Аполлона). Ок. 582 до н. э. в П. и. были включены также соревнования атлетов и состязания на колесницах; тогда же перерыв между играми был сокращён до 4 лет. Наградой победителям в П. и. служил лавровый венок (лавр считался священным деревом Аполлона). П. и. прекратились, по-видимому, в кон. 4 в. н. э.

ПИФИЯ, в Др. Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула при храме Аполлона в Делъфах.

ПИФОН, в древнегреческой мифологии чудовищный змей, порождение богини Геи; был убит Аполлоном (отсюда прозвище Аполлон Пифийский), основавшим на месте победы Дельфийский оракул.

ПИФОС (греч. pithos), большой глиняный сосуд, применявшийся в крито-микенскую и античную эпоху для хранения зерна и др. хозяйственных припасов. П. имели яйцевидную форму и в высоту достигали 1,5-2 м. Эгейские П. украшались рельефным фризообразным орнаментом, греч. П. были лишены декора. Обычно их врывали в землю и сверху накрывали кам. или глиняной крышкой. Илл. см. т. 4, табл. XIX (стр. 224-225) и на стр. 232.

ПИХНО Дмитрий Иванович [1(13).1. 1853, ныне Чигиринский р-н Черкасской обл.,-29.7(11.8).1913, Киев], русский экономист. Доктор экономич. наук (1888). В 1870-74 учился в Киевском ун-те на юрид. ф-те. С 1877 приват-доцент того же ун-та; читал курс политич. экономии и статистики. В 1888-11902 проф. кафедры экономич. наук Киевского ун-та. В 1885 чиновник особых поручений Мин-ва финансов в Петербурге, занимался подготовкой материалов о выкупе частных железных дорог в казну. В 1907-13 чл. Гос. совета.

Автор уч. пособия «Основания политической экономии» (1890) - расширенного издания читаемого им курса лекций. В политич. экономии отвергал марксистскую теорию трудовой стоимости и теорию распределения, защищал теорию опроса и предложения. Занимался вопросами бум.-ден. обращения и обоснованием финанс. политики царизма, направленной на улучшение экономич. положения дворянства. Дал характеристику первым монополиям в пром-сти, призывал к объединению «хозяйственных усилий» предпринимательского дворянства с целью более успешной конкурентной борьбы на рынке. Изучал экономику ж.-д. транспорта - тарифы, виды и стоимость услуг, коммерч. интересы железных дорог. Редактор газ. «Киевлянин» (1879-1907), на её страницах последовательно защищал незыблемость дворянского землевладения и абсолютизм. После 1905 возглавил киевское отделение черносотенного «Союза русского народа".

Соч.: Коммерческие операции государственного банка, в. 1, К., 1876; Закон спроса и предложения. (К теории ценности), К., 1886; Политическая экономия..., Житомир, 1887; Железнодорожные тарифы. (Опыт исследования цены железнодорожной перевозки), К., 1888; Значение для России хлебных цен (По поводу кн.: «Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства»), К., 1897; Финансовые заметки, К., 1909.

Лит.: История русской экономической мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959, гл. 2.

В. В. Орешкин.

ПИХТА (Abies), род вечнозелёных хвойных деревьев сем. сосновых. Ствол прямой, Выс.до 80 м, с густой, обычно конусовидной кроной. Кора гладкая с желваками - вместилищами смолы. Листья (хвоя) линейные, плоские, на верхушке б. ч. притупленные, снизу с двумя светлыми полосками, по к-рым располагаются устьица. Микростробилы (мужские колоски) одиночные, из многочисл. микроспорофиллов, расположены в пазухах листьев. Семенные шишки прямостоячие, овальные или цилиндрические, семенные и кроющие чешуи расположены спирально. Семена крылатые, по созревании

семян вместе с ними отпадают чешуйки. Ок. 50 видов; растут в горах, реже на равнинах Сев. полушария. В СССР - 9 видов и примерно 16 видов интродуцированных. П.- декоративная и лесная порода, даёт строевую и поделочную древесину; используется в озеленении, но не выносит задымления и загрязнения воздуха. Из коры мн. П. получают ценные смолы. В СССР наиболее распространена П. сибирская (A. sibirica) - на С.-В. Европ. части и в Сибири, на равнинах и в горах (до верхней границы леса). Стройное дерево Выс.до 30 м. Листья дл. до 5 см, тёмно-зелёные, сверху блестящие, на верхушке выемчатые. Шишки дл. 5-8 см, смолистые. Древесина П. сибирской используется в целлюлозно-бумажном произ-ве. Из коры получают пихтовый бальзам, близкий к канадскому; из хвои и веток - пихтовое масло. Декоративна, разводится за пределами естеств. ареала. На Кавказе произрастает реликтовый вид П. кавказская, или П. Нордманна (A. nordmanniana),- высокое (до 50 м), диам.до 1,5-2 м дерево с низкоопущенной кроной. Шишки дл. 12-20 см. Живёт до 500 лет. Разводят как лесную и декоративную породу (в СССР - не севернее Украины). В Европе растёт П.белая (A. alba), дающая ценную древесину.


Рис. 1. Пихта сибирская: а - ветка с микростробилами; б - семенная шишка; в - ветка со стержнем семенной шишки; г - семенная чешуя и д - кроющая чешуя; е - семя; ж - семенная чешуя с семенами.


Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 1, М.- Л., 1949. В. Н. Гладкова.

ПИХТОВОЕ МАСЛО, эфирное масло, получаемое из молодых веток и хвои пихты (сибирской). Прозрачная бесцветная или зеленовато-жёлтая жидкость; содержит терпеноиды-борнилацетат (30-43%), камфен (18-20%), борнеол, пинен, а также ряд др. веществ; растворима в органич. растворителях. П. м. применяют в парфюмерии, медицине и для получения камфоры.

ПИХТОВЫЙ БАЛЬЗАМ, вязкая прозрачная желтоватая жидкость, содержащаяся в желваках коры пихты (сибирской). Для получения П. б. желваки прокалывают и жидкость из них выдавливают. Используют П. б. гл. обр. для склеивания оптич. стёкол и изготовления микропрепаратов.


ПИЦУНДА, приморский климатический курорт в Абхазской АССР на одноимённом мысе Черноморского побережья Кавказа, в 20 км к Ю. от Гагры. Лето очень тёплое (ср. темп-pa авг. 23 оС), зима очень мягкая (ср. темп-pa янв. 6 оС); осадков 1410 мм в год. Леч. средства: аэрогелиотерапия, морские купания (с мая до конца октября). Показания: заболевания органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональные расстройства нервной системы, анемии. Широкий мелкопесчаный пляж. В 1960-е гг. был возведён пансионат на 3 тыс. мест, в ансамбле к-рого доминируют 7 высотных корпусов, расположенных вдоль берега Чёрного м. (1959-67, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский, Ю. В. Попов, инж. С. Я. Школьников, В. С. Николаев; илл. см. т. 1, табл. II, стр. 64-65). Заповедник реликтовой пицундской сосны (пл. ок. 200 га). Туристская база.

На мысе П. находился основанный греками антич. и ср.-век. город и порт Питиунт (греч. Pityus). В кон. 2 - нач. 1 вв. до н. э. он входил в Понтийское царство; с кон. 1 в. до н. э.- рим. крепость; с 4 в. н. э.- один из центров христианства на Кавказе; в 4-8 вв.- важный опорный пункт Византии. В 80-х гг. 8 в. Питиунт вошёл в Абхазское царство, а с кон. 10 в.-в состав Грузии. В 14-15 вв. здесь находилась генуэзская фактория (Pezonda). В 17-18 вв. П.- под властью Турции, а с нач. 19 в.- в составе России. Раскопками 1950-х гг. открыты остатки храмов (в т. ч. базилики 4-5 вв. с мозаиками пола), крепостных и жилых сооружений, бань. К С.-В. от древнего городища -3-нефный крестово-купольный храм 10 в. (ныне музей; в нартексе - фрески 16 в.).

Лит.: Пачулиа В. П., Пицунда, Тб., 1962; Инадзе М. П., Причерноморские города древней Колхиды, Тб., 1968; Чиквиладзе П., Курорт Пицунда, Тб., 1971.

ПИЦЦЕТТИ (Pizzetti) Ильдебрандо (20.9.1880, Парма, - 17.1.1968, Рим), итальянский композитор и музыкальный писатель. Чл. Итал. академии (1939). Преподавал в консерваториях Пармы (1908), Флоренции (с 1909, с 1917 директор), Милана (1924 - 35 директор). С 1936 возглавлял кафедру композиторского мастерства в Нац. академии «Санта-Чечилия» в Риме (1948-51 президент). Осн. область творчества П.- опера и др. театр. жанры. Часто обращался к ср.-век. сюжетам, стилизуя муз. формы эпохи Возрождения. Среди соч. П.- св. 10 опер (обычно на собств. либретто), в т. ч. (пост. в театре«Ла Скала», Милан) «Федра» (по Г. Д'Аннунцио, 1915), «Убийство в соборе» (по драме Т. С. Элиота, 1958), «Клитемнестра» (1964); музыка к пост. пьес Эсхила, Софокла, У. Шекспира и др. Автор книг «Греческая музыка» (1914), «Современная музыка» (1914), «Паганини» (1940) и др.

Лит.: Gatti G. М., J. Pizzetti, [Mil., 1954].

ПИЦЦИКАТО (итал. pizzicato, от pizziсаrе - щипать), 1) приём извлечения звука щипком на струнном смычковом музыкальном инструменте. 2) Инструментальная пьеса, исполнение к-рой основано на вышеуказанном приёме.

ПИЦЦИНАТО (Pizzinato) Армандо (р. 7. 10.1910, Маниаго, Фриули-Венеция-Джулия), итальянский живописец, представитель социально-реалистич. направления. Учился в АХ в Венеции (с 1930). С нач. 50-х гг. П. обращается к теме созидат. труда, используя чёткий, резкий рисунок, ясные пространств. планы, острые ракурсы, ритмичное сопоставление широких цветовых плоскостей («Грузчик», 1953; «Строители», 1961-62). Работает как монументалист (фрески в здании администрации пров. Парма, 1953-56).

А. Пиццинато. «Грузчики соли». 1952. Посольство Польской Народной Республики в Риме.


Лит.: Pittura di A. Pizzinato. Catalogo..., Venezia, 1962; Армандо Пиццинато. [Альбом, предисл. В. Горяинова, М., 1971].

ПИЧЕТА Владимир Иванович [9(21).10. 1878, Полтава,-23.6.1947, Москва], советский историк, акад. АН СССР (1946) и АН БССР (1928). Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1901). Вёл науч. и педагогич. работу на Украине, с 1905 - в Москве. Ректор Белорусского ун-та (1921-29). С кон. 30-х гг. работал в Ин-те истории АН СССР и в МГУ. С 1946 зам. директора Ин-та славяноведения АН СССР. Осн. труды по социально-экономич. и культурной истории России, Белоруссии, Литвы, Украины и Польши. Портрет стр. 584.

Соч.: История народного хозяйства в России XIX -XX вв., М., 1922; История крестьянских волнений в России, Минск, 1922; История сельского хозяйства и землевладения в Белоруссии, ч. 1, Минск, 1927; Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве, [2 изд.], М., 1958; Белоруссия и Литва в XV -XVI вв., М., 1961.

Лит.: Уч. зап. Ин-та славяноведения, т. 1, М., 1949 (ст. Бахрушина С. В., Ткаченко Н. М., Никитина С. А., Королюка В. Д. и список трудов В. И. Пичеты); Королюк В. Д., В. И. Пичета (опыт творческого портрета), «Вопросы истории», 1970, № 8.

ПИЧЧИННИ (Piccinni) Никола Винченцо (16.1.1728, Бари, - 7.5.1800, Пасси, Париж), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Создал множество опер (иногда по 2-3 на один и тот же сюжет). Известность принесла ему опера-буффа «Чеккина, или Добрая дочка» (либретто К. Гольдони по роману «Памела, или Награждённая добродетель» Ричардсона, 1760, Рим), наметившая новое, лирико-сентиментальное направление в рамках оперы-буффа. В 1776 П. был приглашён противниками творчества К. В. Глюка, сторонниками старых оперных традиций, в Париж, втянут в муз.-обществ. борьбу (т. н. «война глюкистов и пиччинистов»), эстетич. победу в к-рой одержал Глюк. Впоследствии П. испытал в своём творчестве его влияние. В 1784-89 был проф. Королев. школы пения и декламации в Париже. В 1789-97 работал в Неаполе. С 1798 инспектор Парижской консерватории. Кроме опер, ему принадлежат 2 симфонии, инструм. произв., церк. музыка и др.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Delia Corte a., Piccinni, Bari, 1928.

ПИШЕГРЮ (Pichegru) Шарль (16.2.1761, Ле-Планш, близ г. Арбуа, Франш-Конте,- 6.4.1804, Париж), французский воен. и политич. деятель, дивизионный генерал (1793). Род. в крестьянской семье. Окончил колледж (1780) и преподавал в воен. школе в Бриенне. В 1783 участвовал в войне за независимость Сев. Америки. В 1791 президент Якобинского клуба в Безансоне, затем командовал батальоном Национальной гвардии. Выдвинулся во время революц. войн. В 1793 командовал Рейнской армией, в 1794-95 - Северной армией при завоевании Голландии. В апр. 1795 подавил восстание якобинцев в Париже, затем командовал Рейнско-Мозельской армией. В 1795 вступил в связь с эмигрантами-роялистами и с 1796 был освобождён от командования. В 1797 избран пред. Совета пятисот и, опираясь на роялистское большинство, выступал против Директории. В результате переворота 18 фруктидора (4 сент. 1797) был арестован и сослан, но в 1798 бежал в Англию, а затем в Пруссию. В 1803-04 вместе с Ж. Кадудалем готовил покушение на Наполеона, но был арестован и покончил самоубийством в тюрьме.

ПИШПЕК, прежнее (до 1926) название г. Фрунзе - столицы Кирг. ССР.

ПИШУЩАЯ МАШИНА, печатающая машина, устройство для печатания различных текстов последовательным нанесением стандартных изображений знаков (букв, цифр и т. п.). В большинстве П. м. печатание производится ударом через красящую ленту по бумаге литерного рычага, сферич. или цилиндрич. головки, имеющих выпуклые шрифтовые (литерные) знаки (см. Печатающее устройство). Макс. скорость машинописи ограничивается физич. возможностями человека и составляет 7 -10 знаков в сек. П. м. входят в состав средств оргтехники; по назначению их делят на дорожные, портативные, канцелярские, наборно-пишущие и специальные. Дорожные имеют малые габариты и массу, используются преим. журналистами. Портативные крупнее дорожных, предназначены для общего пользования. Канцелярские применяют для высокопроизводительной профессиональной печати текстового и табличного материала. Наборно-пишущие отличаются от канцелярских шрифтом типографского начертания, имеют дифференциальный шаг и механизм, обеспечивающий растяжку и сжатие межбуквенных интервалов; применяются для подготовки текстов для последующего размножения средствами оперативной полиграфии. К специальным относятся: многошрифтовые П. м.- одноклавиатурные со сменными шрифтами (напр., русским, латинским или греч. алфавитом) и двухклавиатурные, с основным и дополнительным (сменным) шрифтами; плоскопечатающие - для впечатывания знаков в чертежи или для впечатывания текстов в сброшюрованные документы; П. м. для печатания спец. знаков, напр. стилизованных шрифтов для ЭВМ, нотных символов, рельефных знаков азбуки Бройля для слепых и т. п.; стенографические машины и др.

Осн. элемент П. м.- печатающий механизм с клавиатурой, по роду привода к-рого П. м. делят на механич. и электрич. Печатающий механизм (рис. 1) управляется с клавиатуры, на к-рую вынесены клавиши букв, цифр, знаков препинания, математич. символов (+, %, =), вспомогат. знаков (скобки, дробь, перенос и др.), а также клавиши управления регистром, табулятором, шаговым (влево - вправо) перемещением каретки и т. п. Наиболее употребительные клавиши обычно располагают в центре клавиатуры. Число клавиш и характер знаков зависят от назначения П. м.: от 6-10 знаков азбуки слепых и 42-46 знаков для П. м. с русским и латинским алфавитами до нескольких тысяч иероглифов японского и китайского языков. В состав П. м. входят также каретка с бумагоопорным валиком для установки и закрепления бумаги, шаговый механизм перемещения каретки или печатающей головки на ширину знака, механизм переключения регистра для перехода от печатания строчных букв к прописным и обратно, механизм перемещения красящей ленты, табулятор для автоматич. установки каретки относительно печатающего механизма в определённых точках (напр., при печатании таблиц). :


Рис. 1. Схема рычажного печатающего механизма: 1 - клавишный рычаг; 2 - рычажная передача; 3 - литерный рычаг; 4 - бумагоопорный валик; 5- бумага; 6 - красящая лента.

Рис. 2. Пишущие машины: а - канцелярская электрическая; б - наборнопишущая электрическая («Веритайпер», модель 1010, США); в - конструкторская (МПК-1, СССР).

Попытки механизировать процесс письма предпринимались ещё в 16 в. Первый патент на П. м. выдан англ. изобретателю Г. Миллу в 1714, но лишь в 1867 К. Л. Шолсом, С. Суле и К. Глидденом (США) была создана «writing machine» («пишущая машина»), на базе к-рой в 1873 фирма «Ремингтон» (США) начала серийное производство П. м. В 1903 фирма «Ундервуд» (США) разработала наиболее удобную для производства и эксплуатации П. м.- прототип совр. П. м. Первые советские П. м. «Яналиф» стали выпускаться серийно с 1928. В 60-70-х гг. в мире выпускалось несколько сотен моделей механич. и электрич. П. м. различных марок, в частности: «Москва», «Украина», «Башкирия», «Горизонт», МПК-1 и др. (СССР); «Оптима», «Оптяма-электрик», «Эрика» (ГДР); «Консул» (ЧССР); «Марица» (НРБ);«Ремингтон», «Ундервуд »,«ИБМ», «Смит-Корона» (США); «Оливетти» (Италия); «Фацит» (Швеция); «Олимпия», «Адлер», «Триумф» (ФРГ) и мн. др. (рис. 2). В 50-х гг. появились пишущие автоматы.

Совершенствование П. м., обусловленное гл. обр. стремлением повысить производительность труда машинисток и улучшить качество печати, с развитием вычислит. техники получило новое направление: мн. ЭВМ оснащаются устройствами для ввода и вывода информации, созданными на базе П. м. Выпуск П. м. в мире непрерывно растёт с тенденцией к увеличению парка электрич. машин. Лит.: Алферов А., Шакиров Т., Технические средства записи информации, Фрунзе, 1971; Бурцев В. В., Каплан Э. Б., Средства оргтехники (справочник-каталог), М., 1971; Алферов А. В., Резник И. С., Шорин В. Г., Оргатехника, М., 1973. А. В. Алфёров, В. Г. Шорин.

ПИШУЩИЙ АВТОМАТ, устройство, предназначенное для автоматизации процессов печатания и логич. обработки машинописных документов (редактирования, корректуры, изменения формата строк и страниц текста, формирования таблиц, подбора информации по заданным признакам и т. п.). П. а. (рис.) - одно из средств оргтехники в редакциях, канцеляриях, технологич. и конструкторских бюро НИИ, плановых отделах, бухгалтериях, отделах снабжения и сбыта пром. предприятий и т. д. П. а. используются как автономно, так и в комплексе с др. технич. средствами, напр. в автоматизиров. машинописных бюро и бюро оперативной обработки информации. Первые П. а. появились в 20-х гг. 20 в. и использовались гл. обр. для многократного воспроизведения чёткого экземпляра одного и того же текста.

В состав П. а. входят печатающее устройство на базе электрич. пишущей машины, устройство записи информации на носитель (перфоленту, магнитную ленту, перфокарту или магнитную карту), считывающее устройство и блок управления работой П. а. Одновременно с изготовлением машинописного документа на бумаге П. а. производит кодированную запись того же документа на машинный носитель информации. При этом фиксируются не только текст и знаки препинания, но также начало и конец строки, длина строки (по числу знаков), переносы, абзацы, отступы, шрифтовые выделения, интервалы между словами и строками и т. п.

Пишущий автомат «Форстер-электроник» (ФРГ).

После редактирования и корректуры машинописного текста оператор переставляет носитель с кодограммой документа в считывающее устройство и набирает на пульте управления П. а. первую команду из программы действий, которые необходимо выполнить П. а. с тем, ч