БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381Развивая учение основоположников марксизма, В. И. Ленин показал, как на стадии империализма т. н. организованный монополистич. капитал, стремясь преодолеть стихийность обществ. произ-ва и "свободную конкуренцию", вводит государственно-монополистич. регулирование, которое иногда охватывает не только крупные отрасли экономики отдельных стран, но и отрасли мирового капиталистич. х-ва. Однако при капитализме в силу стихийности развития и анархии, порождаемых частной собственностью на средства произ-ва, планомерность не может стать законом развития всего обществ. произ-ва, как бы широко ни захватывало обобществление труда отдельные отрасли и сферы экономики.

Лишь завоевание политич. власти пролетариатом и установление социалистич. собственности на средства произ-ва впервые в истории создали в СССР практич. возможность и необходимость планомерной организации всего обществ. произ-ва, обеспечения в экономике необходимых пропорций. В этом состоит важнейшая предпосылка планомерного развития производит. сил. Преимущества социалистич. собственности могут реализоваться только путём планомерной организации произ-ва в масштабе всего общества исходя из его целей и реальных возможностей. Согласно формулировке, принятой в первой Программе РСДРП (1903), социализм означает "...планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 149).

Планомерное развитие общественного произ-ва осуществляется на основе единого хоз. плана. Подчёркивая созидательное значение такого плана, В. И. Ленин отмечал, что "...только то строительство может заслужить название социалистического, которое будет производиться по крупному общему плану, стремясь равномерно использовать экономические и хозяйственные ценности" (там же, т. 37, с. 21-22).

П. н. х. на базе единого плана позволяет гармонично развивать все отрасли произ-ва и сферы обслуживания, науку и культуру, использовать финанс., материальные и трудовые ресурсы в соответствии с важнейшими социально-экономич. задачами того или иного периода, устанавливать необходимые для этого межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, рационально размещать производительные силы, обеспечивать высокую экономическую эффективность общественного производства. Благодаря научно обоснованному планированию создаётся объективная возможность своевременно выявлять объём и структуру общественных потребностей, правильно оценивать имеющиеся и предвидимые ресурсы для всё более полного удовлетворения этих потребностей .

Марксистско-ленинские партии социалистич. стран вели и ведут решительную борьбу против праворевизионистских концепций, отрицающих роль П. н. х. при социализме, ратующих за "рыночную экономику", за стихийное развитие х-ва. Социалистич. планирование несовместимо также с волюнтаризмом и бюрократич. централизмом.

Плановое руководство нар. х-вом предполагает активное использование таких экономич. рычагов для воздействия на рост обществ. произ-ва, как хозрасчёт, цена, прибыль, кредит, формы материального поощрения, к-рые призваны создать экономич. условия для успешной деятельности производств. коллективов, обеспечивать обоснованную оценку результатов их работы, побуждать предприятия принимать напряжённые планы, более рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, повышать производительность труда, улучшать качество продукции.

Организованность и дисциплина различных хоз. звеньев, работников, необходимые для реализации намечаемых планов,- условия неуклонного прогресса социалистич. общества. Эго не только не создаёт "нового отчуждения" личности, как утверждают враги социализма, но и служит необходимой предпосылкой всестороннего развития всех членов общества. Планы развития предприятий разрабатываются производств. коллективами, планы развития отраслей, всего нар. х-ва обсуждаются всенародно, что является важным средством участия трудящихся в управлении экономикой, в повышении производств. и общественно-политич. активности граждан.

Основы П. н. х. начали закладываться с первых дней после победы Великой окт. социалистич. революции. В дек. 1917 был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), к-рый стал первым планирующим и координирующим органом Сов. гос-ва. Одновременно формировались Советь: нар. х-ва на местах. В февр. 1920 создана Гос. комиссия по электрификации России - ГОЭЛРО. В дек. 1920 8-й Всероссийский съезд Советов обсудил и одобрил план ГОЭЛРО- первый в мире науч. перспективный комплексный план создания фундамента социалистич. экономики. Рассчитанный на 10-15 лет, он содержал широкую программу перевода всей экономики на новую хоз. базу, намечал коренное изменение структуры народного хозяйства, ликвидацию диспропорций и установление новых пропорций - отраслевых и региональных, отвечающих требованиям и целям социалистического общественного производства.

В февр. 1921 Сов. пр-во по докладу В. И. Ленина приняло решение о создании Гос. общеплановой комиссии (Госплана), к-рой было поручено рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производств. программ и плановых предложений хоз. орг-ций, установление очерёдности работ. Через месяц после образования Госплана была сформирована сеть плановых органов во всех отраслях экономики (см. Государственный плановый комитет).

14-Й съезд Коммунистич. партии (1925) обосновал курс на высокие темпы социалистич. индустриализации страны. Решение задач, связанных с реконструкцией нар. х-ва на базе совр. техники и с коллективизацией с. х-ва, выдвинуло на первое место форму пятилетнего перспективного плана с разбивкой его на текущие (годовые) планы (см. Пятилетние планы развития народного хозяйства). Довоенные пятилетние планы сыграли важную историческую роль в экономич. развитии сов. общества. Для этого периода характерны высокие темпы роста обществ. произ-ва при глубоких качеств. изменениях в структуре и уровне производит. сил, окончательный переход от многоукладной экономики к социалистич. нар. х-ву.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 потребовалась крутая ломка пропорций нар. х-ва, чтобы обеспечить рост продукции, быстрое осуществление терр. сдвигов в размещении пром-сти. Осн. видом планов в этот период стали наиболее оперативные квартальные, а также месячные и декадные нар.-хоз. планы. Задания по важнейшим видам воен. продукции устанавливал Гос. Комитет Обороны (ГКО) непосредственно заводам.

После войны на основе пятилетнего перспективного планирования решались задачи восстановления нар. х-ва и перехода страны на более высокую ступень экономич. и социального развития. На протяжении четырёх послевоен. пятилеток (1946-65) осуществлялась широкая программа технич. совершенствования произ-ва, ускорения роста производительности труда, повышения нар. благосостояния. Неуклонно возрастал не только объём продукции тяжёлой индустрии, но и пром-сти, производящей предметы потребления. Первоочередное развитие получали отрасли, определяющие совершенствование структуры экономики, технич. прогресс и эффективность произ-ва: электроэнергетика, химия, машиностроение. В период развитого социалистич. общества Коммунистич. партия стала уделять ещё большее внимание коренным вопросам совершенствования экономич. отношений в обществе, улучшения системы управления нар. х-вом, планирования и стимулирования произ-ва. Были определены принципы экономической политики партии в области промышленности и сельского хозяйства, отвечающие требованиям современного этапа развития страны.

В решениях 24-го съезда КПСС (1971) дана целостная концепция качественной перестройки планового руководства хозяйством, отвечающая требованиям современного уровня высокоразвитой сов. экономики, ускорения научно-технич. прогресса. Эта концепция предусматривает: более глубокую разработку социально-экономич. проблем сов. общества; всестороннее изучение обществ. потребностей; обеспечение постоянного роста эффективности обществ. произ-ва на базе всемерного усиления интенсивных факторов развития экономики; расширение горизонтов перспективного планирования и повышение роли науч. прогнозирования; сбалансированное развитие х-ва на основе прогрессивных нормативов использования ресурсов; усиление комплексного, межотраслевого характера планирования; повышение ответственности кадров за выполнение гос. планов и заданий, укрепление плановой дисциплины во всех звеньях народнохозяйственного механизма.

Централизованное планирование призвано обеспечивать ведущую роль нар.- хоз. подхода к решению экономич. вопросов, чёткое определение очерёдности задач хоз. развития, поэтапного развёртывания целевых программ, места каждой отрасли в реализации этих задач. Комплексный характер крупных нар.-хоз. проблем предполагает усиление в планировании программно-целевого подхода к подготовке, обоснованию и принятию нар.-хоз. решений.

Основополагающий принцип построения и функционирования системы планирования в СССР - выдвинутый В. И. Лениным принцип демократического централизма, который предполагает органическое сочетание централизованного планового руководства с максимальным развитием творческой активности трудящихся в управлении произ-вом, с разнообразными проявлениями инициативы местных органов в хоз. и культурном строительстве, с экономич. заинтересованностью самих производителей в реализации плана.

Формы и методы организации гос. планирования меняются по мере развития производит. сил, совершенствования социалистич. производств. отношений, изменения конкретных ист. задач и условий хоз. строительства. Практика социалистич. планирования выработала три формы нар.-хоз. планов (по длительности планового периода): долгосрочный, охватывающий 10-15 лет, среднесрочный, как правило, 5-летний, и текущий - годовой. Долгосрочные планы выражают генеральные направления экономич., технич. и социального развития общества, намечают очерёдность решения важнейших нар.- хоз. проблем. Они обеспечивают преемственность, последовательность и согласованность различных этапов хоз. политики. В среднесрочном пятилетнем плане предусматривается решение крупных комплексных задач экономич. и социального характера, вытекающих из долгосрочной плановой перспективы развития экономики и культуры. В текущем годовом плане уточняются задания пятилетнего плана, учитывается ход его выполнения, новые потребности общества, достижения науки и техники. Сочетание этих форм является важнейшим принципом П. н. х. в СССР. Непосредственно П. н. х. осуществляют: центральные органы (Госплан СССР, министерства и ведомства СССР), Госпланы союзных и автономных республик, местные плановые органы - плановые комиссии исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся - и плановый аппарат на предприятиях.

В П. н. х. органически сочетаются отраслевой и терр. аспекты гос. плана. Это позволяет наиболее эффективно использовать преимущества социалистич. разделения труда, природные и трудовые ресурсы. Каждая республика имеет возможность в плановом порядке специализироваться на развитии тех производств и отраслей, к-рые, используя наиболее благоприятные природные и экономич. условия, обеспечивают рост эффективности производства. Вместе с тем специализация республик всё больше дополняется комплексным развитием их экономики.

План развития нар. х-ва разрабатывается исходя из ленинского принципа, согласно к-рому "все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 154).

Первичное звено всей системы нар.-хоз. планирования - план производств. предприятия (объединения). Его разработка "снизу", т. е. на предприятии, ведётся на базе той информации и указаний, к-рые поступают от вышестоящих органов (главков, мин-в, ведомств) и с учётом предложений самого предприятия (см. Техпромфинплан предприятия). Планы центр. хоз. органов (мин-в, ведомств) исходят из общегосударств. задач и представляют собой комплексные планы развития данной отрасли. В комплексных планах союзных республик предусматривается развитие нар. х-ва всех отраслей республики, в т. ч. пром-сти союзно-респ. и респ. подчинения, включаются также планы производства продукции на предприятиях общесоюзных министерств, составляемые с учётом предложений республик.

В нар.-хоз. плане содержится целостная система показателей, к-рая отражает политич. и экономич. задачи плана, осн. направления развития х-ва и его составных частей, взаимозависимость процессов произ-ва, распределения и потребления продукции. Показатели используются для установления необходимых темпов роста экономики и культуры, повышения эффективности обществ. произ-ва, сбалансированного, пропорционального развития нар. х-ва. Система показателей нар.- хоз. плана - единая и обязательная для всех органов и звеньев х-ва. Эти показатели разрабатываются в отраслевом и терр. разрезах (см. Плановые показатели).

Планы развития нар. х-ва носят адресный, директивный характер. Они утверждаются на сессии Верховного Совета СССР и после этого становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими органами. Утверждённые для предприятия плановые задания могут быть изменены лишь в исключит. случаях Сов. Мин. СССР. В случае пересмотра плановых заданий одновременно должны корректироваться все взаимосвязанные показатели плана, а также расчёты предприятия с бюджетом.

Нар.-хоз. план - мощный рычаг ускорения технич. прогресса произ-ва, органич. соединения достижений научно-технич. революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы развития техники и технологии (см. Планирование научно-технического прогресса).

Одним из важнейших методов обоснования и разработки нар.-хоз. планов является балансовый метод в планировании, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию воспроизводства, используемый в практике составления пятилетних и годовых планов развития экономики страны в целом, союзных республик, экономич. р-нов и отраслей. С помощью системы балансов в нар.-хоз. плане определяется наличие материальных, трудовых и финанс. ресурсов, намечаются темпы их увеличения, устанавливаются необходимые экономич. пропорции: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые. Общеэкономич. пропорции отражают наиболее общие соотношения в произ-ве и использовании обществ. продукта и нац. дохода; межотраслевые - конкретизируют общеэкономические, показывают отраслевую структуру экономики; внутриотраслевые ещё более детально раскрывают содержание экономич. связей и технико-экономич. аспект воспроизводства. В социалистич. обществе соблюдение пропорций выступает как элемент планомерного, сбалансированного развития (см. Баланс народного хозяйства СССР, Баланс межотраслевой, Пропорции общественного производства). При этом важна не только общая количественная увязка осн. факторов произ-ва, но и максимальное соответствие структуры произ-ва обществ. спросу (см. Структура общественного производства).

Науч. обоснование планов развития нар. х-ва должно способствовать нахождению оптимальных вариантов решения экономич. проблем (см. Планирование оптимальное). Это даёт возможность обеспечить повышение эффективности обществ. произ-ва, осн. критерием к-рой является достижение в интересах общества наибольших результатов при данных ресурсах.

Социалистич. планирование, в первую очередь долгосрочное, опирается на науч. прогнозы обществ. потребностей и экономич. ресурсов, а также на прогнозы развития фундаментальных и прикладных наук, технич. воплощения их достижений и вытекающих из этого конкретных экономич. оценок (см. Прогноз экономический). Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, научно-технич. прогресса, демографич. и социальных сдвигов. Они предопределяют осн. элементы собственно экономич. прогноза: воспроизводство рабочей силы и производств. фондов, уровень жизни населения, темпы экономич. роста, структурные изменения и межотраслевые связи в нар. х-ве, размещение производит. сил и т. п.

Наука обогатила теоретич. арсенал планирования, разработаны эффективные методы экономико-матем. моделирования (см. Экономико-математические модели), системного анализа и др. Совр. методика планирования предусматривает повышение роли общеэкономич. расчётов на предварительной стадии разработки перспективного плана. Прежде чем приступить к детальным отраслевым проектировкам, составляется предварительная укрупнённая модель плана, охватывающая осн. факторы и показатели темпов и пропорций расширенного социалистич. воспроизводства. Это помогает определить гл. параметры будущего плана с учётом достигнутого уровня развития производит. сил и сформулировать хоз.-политич. задачи предстоящего периода. Экономико-матем. модель представляет собой схематич. отражение реальных взаимосвязей в экономике, позволяющее учитывать широкий круг показателей и их взаимное влияние. Методы моделирования применяются преим. для разработки пятилетних планов.

В СССР проводится большая работа по развитию совр. технич. базы планирования, в первую очередь путём широкого применения ЭВМ. Использование ЭВМ намного ускоряет получение и обработку больших объёмов информации, подготовку мн. вариантов плана и нахождение оптимальных решений. Крупные вычислит. центры созданы в Госплане СССР и ряде др. центральных экономич. ведомств, в плановых и хоз. органах союзных республик, на мн. предприятиях и в науч. учреждениях. Ведётся работа по созданию общегосударств. автоматизированной системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления нар. х-вом на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны.

Плановая социалистич. система х-ва завоевала огромный авторитет и признание во всём мире. С возникновением мировой социалистич. системы расширилась сфера действия закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва, он приобрёл междунар. характер. Др. социалистич. страны восприняли и используют опыт П. н. х. в СССР. Вместе с тем в практике планирования, осуществляемого плановыми органами отд. социалистич. стран, имеется ряд специфич. черт, связанных с особенностями экономич. и ист. характера развития каждой из них. К использованию опыта планового руководства экономикой на основе ленинского учения о планировании обратились мн. страны, освободившиеся от колониального гнёта и приступившие к созданию независимой национальной экономики. Сов. плановые и научные органы оказывают им помощь в разработке, осуществлении планов и подготовке кадров специалистов.

Опыт планомерного развития экономики СССР показывает возможность взаимовыгодного крупномасштабного экономич. сотрудничества со всеми странами, в т. ч. и с развитыми капиталистическими странами. Деятельность Коммунистической партии и социалистического государства открывает большой простор для новых перспектив на пути целесообразного международного разделения труда.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Материалы по пересмотру партийной программы, там же, т. 32; его же, Набросок плана научно-технических работ, там же, т. 36; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Речь на съезде председателей губернских Советов 30 июля 1918 г., там же, т. 37; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК VII созыва 2 февраля 1920 г., там же, т. 40; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42; его же, VIII Всероссийский съезд Советов 22 - 29 декабря 1920 г., т. 42; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45; его же, О придании законодательных функций Госплану, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Экономическое планирование в СССР, М., 1967; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Берри, 2 изд., М., 1973. А. Н. Ефимов.

ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА в СССР, составная часть планирования народного хозяйства; важный фактор успешного развития науки и техники, повышения технич. уровня произ-ва и эффективности нар. х-ва, позволяющий гос-ву сосредоточивать усилия учёных и др. специалистов на решении наиболее актуальных проблем, концентрировать финанс. и материально-технич. ресурсы на гл. направлениях науки и техники. После 2-й мировой войны 1939-45 для развитых стран характерно внесение элементов планирования в развитие науки и техники. Эта тенденция предопределена возросшим значением науки и техники, научно-технической революцией. В социалистич. странах П. н.-т. п. вытекает из планового ведения хозяйства.

В СССР разработана и применяется система планирования науки и техники. С первых лет Сов. власти в планировании нар. х-ва важное место занимают проблемы научно-технич. прогресса, задачи к-рого В. И. Ленин сформулировал в "Наброске плана научно-технических работ" (1918). В дальнейшем развитие науки и техники предусматривалось в пятилетних планах развития народного хозяйства. ЦК КПСС и Сов. пр-во уделяют большое внимание совершенствованию П. н.-т. п. Система планирования науки и техники в современных условиях определена пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 24 сент. 1968 "О мерах по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники".

Вопросами П. н.-т. п. занимаются Верх. Совет СССР и постоянные комиссии его палат. Сов. Мин. СССР рассматривает и утверждает осн. направления и планы развития научно-технического прогресса, устанавливает порядок разработки планов н.-и. работ и внедрения результатов научных исследований в производство, финансирования затрат на развитие науки и техники, организации научно-технич. информации и подготовки науч. кадров в стране.

К органам межотраслевого функционального П. н.-т. п. относятся Гос. к-т Сов. Мин. СССР по науке и технике, Академия наук СССР. Важные функции межотраслевого П. н.-т. п. выполняют Госплан СССР, Госстрой СССР и Мин-во высшего и среднего специального образования СССР.

Первым этапом планирования науки и техники служат прогнозы развития важнейших научно-технич. направлений. Советскими учёными и специалистами разработаны прогнозы развития мн. отраслей науки и техники на период, как правило, 15-20 лет, в частности по топливно-энергетич. комплексу, высокоэффективным материалам для различных назначений, комплексному развитию транспорта, с. х-ва и по мн. др. направлениям науки, техники и народного хозяйства (см. Прогноз научно-технический).

Исходя из прогнозов по важнейшим проблемам определяются основные направления развития науки и техники, как правило, на пятилетний период, в к-рых рассматриваются вопросы развития фундаментальных, прикладных, а также обществ. наук. В области экономич. наук гл. внимание обращается на решение задач повышения эффективности общественного производства с учётом требований объективных экономических законов развития социалистической экономики. Основные направления развития науки и техники на пятилетку охватывают важнейшие отрасли народного хозяйства.

Пятилетний план развития науки и техники и использования достижений науки в нар. хозяйстве - составная часть Гос. пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР. Главными разделами пятилетнего плана развития науки и техники (или, как его часто называют, плана новой техники) являются: важнейшие научно-технич. проблемы, подлежащие разработке в планируемом периоде; создание первых серий новых машин и материалов; освоение новых технологич. процессов, включая важнейшие мероприятия по механизации и автоматизации произ-ва; подготовка научных кадров; финансирование науки.

К числу научно-технич. проблем, подлежащих разработке в планируемом периоде, относятся важнейшие межотраслевые проблемы, в работе над к-рыми участвуют 2 или более мин-в и ведомств. Число таких проблем в 9-й пятилетке (1971-75) относительно невелико (ок. 250), что даёт возможность надлежащего контроля за их исполнением. Предусматривается, что разработка каждой из них должна завершаться решением определённой технич. задачи: созданием машины нового типа, получением нового материала и т. п. Среди важнейших научно-технич. проблем, включаемых в нар.-хоз. план, отсутствуют относящиеся только к области фундаментальных наук. Это объясняется тем, что практически невозможно заранее предвидеть, в какой области науки и когда именно будет сделано новое важное открытие или осуществлено решающее продвижение вперёд. Однако развивая фундаментальные науки, необходимо концентрировать силы на наиболее актуальных направлениях путём разработки прогнозов и осн. направлений развития науки и техники.

Научно-технич. проблемы, решение к-рых предусматривается пятилетним планом, охватывают все осн. области нар. х-ва. К числу важнейших научно-технич. проблем десятилетия 1971-80 относятся, напр., создание и освоение новых энергетич. блоков (котёл-турбина-генератор-трансформатор ) максимальной мощности; разработка и сооружение дальних линий электропередачи большой мощности (так, намечено ввести линию Казахстан - Центр на постоянном токе напряжением 1500 кв); создание мощных энергетич. блоков с применением ядерных реа