БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381вались цели и задачи марксистской историографии.

Революция 1959 открыла широкий простор для планомерного марксистско-ленинского изучения истории К. Большое значение для развития ист. науки имеют работы Ф. Кастро Рус и др. руководителей КПК. Среди марксистских ист. исследований важное место принадлежит работам X. Маринельо и А. Нуньеса Химе-неса. Осн. центрами исследований по истории и сосредоточения ист. документов являются Ин-т истории АН (осн. в 1962) и Нац. гос. архив (осн. в 1840). Плодотворная работа в области истории ведётся Политуправлением Революционных вооружённых сил и Ист. комиссией при ЦК КПК. Созданные после революции "исторические школы" (фактически ист. факультеты кубинских ун-тов) сочетают подготовку историков с научной работой.

Лит.: Григулевич И. Р., Кубинская историография в период "Номинальной" республики (1902 - 1958), в кн.: От Аляски до Огненной земли, М., 1967. М.И.Мохначёв.



Экономическая наука. Зарождение экономич. науки относится к кон. 18 в.- нач. 19 в., когда после оккупации Гаваны англичанами (1762-63), провозгласившими режим свободной торговли, среди креольских землевладельцев, торговцев и сахарозаводчиков возникло стремление к экономич. самостоятельности страны. В формирование экономич. науки значит. вклад внесло т. н. Экономич. об-во друзей страны (1793), призванное содействовать развитию производит сил острова. Основатель этого об-ва, выразитель интересов рабовладельцев - Ф. Аранго-и-Парреньо, выдвинул проект ряда реформ, предусматривавших расширение внешнеэкономических связей К., ослабление экономических ограничений со стороны метрополии.

В 1-й пол. 19 в. с критикой рабства и проповедью капиталистич. пути развития выступил А. Бачильер-и-Моралес. В 60-е гг. 19 в. значит. вклад в развитие экономич. науки внёс Ф. Фриас-и-Ха-кот. Сложившаяся вокруг издававшейся им газеты "El Siglo" группа экономистов и обществ. деятелей, сторонников экономич. самостоятельности К., доказывала необходимость проведения экономич. реформ, отмены рабства, выступала за развитие сах. пром-сти на капиталистич. основе, создание системы крест, х-в, использование достижений экономич. науки и т. п.

В 1-й пол. 20 в. развитие экономич. науки велось учёными, занимавшимися общими вопросами политич. и экономич. истории. Видный экономист либерально-прогрессивного направления Р. Герра-и-Санчес в своих работах впервые широко исследовал кубинскую историю, взяв за основу развитие экономики. Несмотря на бурж. ограниченность, его работы довольно объективно отражали проблемы экономич. развития К.

В 40-е гг. 20 в. на К. появился ряд исследований, знаменовавших новый этап в развитии экономич. науки, в к-рых впервые с марксистско-ленинских позиций была прослежена смена социально-экономич. формаций на К., дана их кон-кретно-историч. характеристика (Блас Рока, Ф. Перес де ла Рива, Р. С. Бонилья и др.). В этих работах рассматривалось развитие кубинской экономики в целом и по отд. отраслям и нередко критиковался её монокультурный и зависимый характер.

Планомерные экономич. исследования начались лишь после победы Кубинской революции 1959, с вступлением К. на со-циалистич. путь развития. Принципиальные вопросы развития экономики анализируются в работах Ф. Кастро, Э. Че Ге-вары, К. Р. Родригеса и др. руководителей революции. Появились работы, с марксистских позиций раскрывающие экономич. развитие страны, господство амер. монополий на дореволюц. К., историю их проникновения в экономику страны, экономич. проблемы и перспективы строительства основ социализма (Г. X. Гальо, С. Агирре, X. Р. Муньис и др.). Значительный вклад в изучение экономики революционной К. внесли А. Нуньес Химе-нес и X. Ле Риверенд.

Вопросы экономики изучаются ин-та-ми экономики при ун-тах. Издаются экономич. журналы: "Economia у Desarrollo" (с 1970), "Nuestra Industrie" (с 1963), "ANAP" (с 1961), "Comercio Exterior" (с 1962). Материалы экономич. характера публикуются также в журналах "Bohemia" (с 1911) и "Cuba socialista" (с 1961). М.И. Мохначёв.

2. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Первые науч. учреждения были созданы на К. ещё в 18 в. Однако исследования велись в основном в области гуманитарных наук. Учёные работали гл. обр. при ун-тах и в немногочисл. науч. об-вах. В 1861 была осн. Гаванская академия медицинских, физич. и естеств. наук. В 1951 осн. Кубинская академия языка.

После революции 1959 К. быстрыми темпами преодолевает отставание в развитии науч. исследований. В 1962 осн. Академия наук К. В её составе 6 отделений, объединяющих ряд н.-и. центров и ин-тов, в т. ч. биологии, сах. тростника, физики атмосферы, ядерной физики, геологии, географии, метеорологии, нейрофизиологии и психологии, этнографии и фольклора, истории и др. Отделы АН К. ведут исследования по астрономии, геофизике, ботанике, экологии леса, электронике, кибернетике, философии, антропологии. АН К. передан Ин-т лит-ры и лингвистики (осн. 1793). В пров. Орьенте и на о. Пи-нос имеются провинц. отделения АН К. Академия руководит работой с.-х. опытных, сейсмологич., метеорологич. и др. станций.

Кроме академических, имеется ряд отраслевых ин-тов: Кубинский ин-т исследований продуктов сах. тростника, Кубинский ин-т горной пром-сти и металлургии, Кубинский ин-т технологич. исследований, Кубинский институт хим. пром-сти, Ин-т зоологии, Нац. ин-т гигиены, Гаванский ин-т онкологии и радиобиологии, Ин-т международной политики и др. Работают Нац. обсерватория (осн. 1902), Ботанич. сад (осн. 1967) и др. учреждения. Имеется ряд науч. об-в: Кубинское об-во истории науки и техники (осн. 1967), Кубинское об-во инженеров (осн. 1908), Кубинское об-во фольклора (осн. 1923). Науч. исследования осуществляют также ф-ты и др. подразделения ун-тов. Их науч. деятельность координируется Нац. советом университетов (осн. 1960). Большую помощь в организации и проведении научных исследований и в подготовке нац. научных кадров К. оказывает Советский Союз и др. социалистические страны.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1973 выходило 50 периодич. изданий общим тиражом ок. 2 млн. экз., в т. ч. 9 ежедневных газет тиражом св. 700 тыс. экз. В Гаване издаются 2 газеты: "Гран-ма" ("Granma"), с 1965, ежедневная, тираж 500 тыс. экз., орган ЦК КПК, и "Хувентуд ребельде" ("Juventud Rebel-de"), с 1965, ежедневная молодёжная газета, тираж 170 тыс. экз., орган Союза молодых коммунистов. Из 7 выходящих в стране провинциальных ежедневных газет, являющихся органами провинциального руководства КПК, наиболее крупные: "Aдeлaнтe"("Adelante"), с 1959, тираж 24 тыс. экз., издаётся в Камагуэе (пров. Камагуэй); "Вангуардия" ("Van-guardia"), с 1962, тираж 18 тыс. экз., изд. в Санта-Кларе (пров. Лас-Вильяс); "Сьерра-Маэстра" ("Sierra Maestra"), с 1959, тираж 40 тыс. экз., изд. в Санть-яго-де-Куба (пров. Орьенте). В числе др. периодических изданий важнейшие: "Верде оливо" ("Verde Olivo"), с 1959, еженедельный журн., тираж 100 тыс. экз., орган Революц. вооруж. сил К.; еженедельный лит, и обществ.-политич. иллюстриров. журн. "Боэмия" ("Bohemia"), с 1908, тираж 200 тыс. экз. (оба изд. в Гаване); "Куба" ("Cuba"), с 1962, ежемесячный иллюстриров. журн., тираж 30 тыс. (изд. в Гаване на исп. яз., в Москве на рус. яз.).

В Гаване находится лат.-амер. инфор-мац. агентство Пренса Латина (осн. в 1959), снабжающее информацией прессу К. и др. стран Лат. Америки. Радиовещание на К. осн. в 1914, телевидение- в 1950. В стране 41 радиостанция, крупнейшие: "Радио либерасьон", "Радио ре-бельде", "Радио прогресс", "Радио ре-лох" и "Радио Гавана-Куба". Передачи на зарубежные страны ведутся на 8 языках (англ., франц., араб, и др.). Нац. телевидение насчитывает 19 телестанций. Радио и телевидение находятся в ведении Кубинского института радиовещания. М. А. Шлёнова.

XIII. Литература

Лит-pa индейцев доколумбовой эпохи не сохранилась. Совр. лит-pa развивается на исп. яз. Первое из сохранившихся произв.- описат. поэма "Зерцало терпения" (1608) - создано выходцем из Испании С. Бальбоа. Начало книгопечатания на К. (1707 или 1720), открытие в 1728 Гаванского ун-та, появление периодич. изданий (с 1764) способствовали развитию лит-ры. В кон. 18 в. под влиянием Великой франц. революции и Войны за независимость в Сев. Америке писатели К., группировавшиеся вокруг созданного в 1793 Патриотич. об-ва Гаваны (прозаик Б. П. Феррер, 1772-1851, поэты М. де Секейра-и-Аранго, 1760- 1846, М. X. де Рувалькава, 1769-1805 и др.), пропагандировали идеи Просвещения. В 17-18 вв. развивалась также народная креольская и негритянская поэзия.

Выдающуюся роль в лит-ре нач. 19 в., складывавшейся под влиянием нац.-освободит. движения против колониализма, сыграл революц. просветитель Ф. Варе-ла-и-Моралес (1788-1853). Революцион-но-патриотич. классицизм в лирике X. М.Эредиа (1803-39) сочетается с чертами романтизма, формированию к-рого способствовала деятельность критика и поэта Д. Дельмонте-и-Апонте (1804-53). В его кружке объединились поэты-романтики Г. де ла К. Вальдес (1809-44, псевд.-Пласидо), X. Ф. Мансано (1797- 1854 или 1857), поэт и драматург X. X. Миланес (1814-63) и др. Патриотич. мотивы звучат в ранних стихах Херт-рудис Гомес де Авельянеды (1814-73). В романтизме, господствовавшем почти до кон. 19 в., существовали разные школы: для писателей-"сибонеистов" идиллия, изображение быта индейцев-сибонеев было формой протеста против порабощения К. исп. колонизаторами (X. Форнарис, 1827-90, автор "Песен си-бонея", 1855, и др.); поэты группы "Лютня изгнанника" (по названию сб. стихов, изд. в 1858) М. Теурбе Толон (1820- 1858), X. К. Сенеа (1832-71) и др. утверждали патриотич. и гражд. мотивы. X. Л. Луасес (1826-67) обратился к изображению социальных конфликтов. К. Наполес Фахардо (1829-62, псевд.- Эль Кукаламбе) в сб. стихов "Шум вод Ормиго" (1856) в поэтич. форме изобразил жизнь народа. Революционно-пат-риотич. стихи поэтов-участников войны 1868-78 против исп. ига были позднее собраны X. Марти (1853-95) в кн. "Поэты войны" (1893). Лирич. поэт Р. М. Мендиве (1821-86) - автор революц. поэм ("Ода Хуаресу" и др.); издававшийся им в 1853-57 журн. "Revista de la Habana" был центром революционно-романтической литературы. Романтическая проза представлена историческим романом "Матансас и Юмури" (1837) Р. де Пальмы (1812-1860), аболиционистским романом "Франсиско" (1839, изд. 1880) А. Суареса-и-Ромеро (1818-78), романом "Саб" (1841) Гомеса де Авельянеды.

В недрах романтизма в связи с интересом писателей к нац. быту рождалась нравоописат. лит-pa костумбризма, положившая начало реализму. С костумбриз-мом связано и творчество романиста С. Вильяверде (1812-94), его роман "Сесилия Вальдес, или Холм Ангела" (1882) направлен против рабства негров. Реа-листич. проза представлена сатирич. романами Р. Месы (1861-1911), бытовыми романами Н. Эредиа (1852-1901) и др. Творчество публициста, критика и поэта X. Марти, революционно-демократическое по содержанию, развивалось от романтизма к реализму: циклы "Свободные стихи" (1882, опубл. 1913), "Простые стихи" (1891) и др, Пессимистич. стихи X. дель Касаля (1863-93), болезненно воспринявшего поражение народа в войне 1868-78, положили начало т. н. модернизму, сочетавшему черты декаданса с тенденцией к созданию национального самобытного искусства. Под влиянием антииспанской войны 1895-98 появилась гражданская лирика (Б. Бирне, 1861-1936; Ф. X. Пи-чардо, 1873-1941; X. М. Поведа, 1888- 1926, и др.).

Разочарование в итогах антиисп. войны (оккупация К. Соединёнными Штатами Америки) способствовало углублению кризисных явлений в творчестве поэтов-модернистов т. н. второго поколения; поэты Р. Э. Боти (1878-1954). А. Акоста (р. 1886) обращались преим к интимной лирике; в творчестве романистов М. де Карриона (1875-1929), К. Ловейры (1882-1928), новеллиста А. Эрнандеса Каты (1885-1940) и др. социально-критич. мотивы несколько ослаблены на-туралистич. элементами.

В 20-е гг. в условиях обострения классовой борьбы поэты Акоста (сб. "Жатва"), Ф. Пичардо Мойя (1892-1957; "Поэма сахарных плантаций", 1926) выступили против империалистич. гнёта США. Ан-тибурж. настроения характерны для поэтов-авангардистов. Для нек-рых из них (М. Брулль, 1891 -1956) бунт сводился к формалистич. новшествам. Литераторы, объединившиеся вокруг возникшей в 1923 "группы меньшинства", руководимой поэтом Р. Мартинесом Вильеной (1899-1934), а позднее вокруг журнала "Revista de avance" (1927-30), искали пути революц. иск-ва. Социальные мотивы характерны для поэзии Р. Педросо (р. 1896), М. Наварро Луны (1894-1966), А. И. Аухиера (р. 1910), романов и рассказов П. де ла Торрьенте Брау (1901-36), романов и новелл Л. Ф. Родригеса (1888-1947), Л. Марре-ро (р. 1911) и др. В 1930-х гг. с лирич. стихами выступили Э. Флорит (р. 1903) и X. Буэса (р. 1910).

В кон. 1920-х гг. X. С. Тальет (р. 1893) и Р. Гирао (1908-49) положили начало т. н. афро-кубинской поэзии, обратившись к негритянскому фольклору и стремясь в поэзии воспроизвести негритянские танцевальные ритмы; эти традиции были поддержаны Э. Бальягасом (1910-54). С афро-кубинской поэзией связано и раннее творчество крупнейшего кубинского поэта Н. Гильена (р. 1902), с сер. 30-х гг. обратившегося к социальной и революц. тематике (сб. "Вест-Индская компания", 1934, "Все песни", 1947, и др.). Усиление реакции, диктатура Батисты (1952-58) привели к эмиграции мн. прогрессивных писателей (Н. Гильен и др.). В поэзии К. получил распространение т. н. трансцендентализм, характеризовавшийся тягой к усложнённой образной системе, отражавшей неприятие социальной действительности (X. Лесама Лима, р. 1912, и др.). После победы революции 1959 мн, трансценденталисты стали активными деятелями кубинской революц. культуры. В истории совр. лат.-амер. лит-ры значит. место занимает творчество А. Карпентьера (р. 1904), написавшего в эмиграции романы "Царство земное" (1949) и "Потерянные следы" (1953); вернувшись на родину, он опубл. ист, роман "Век просвещения" (1962), осн. тема к-рого - судьба интеллигента в обществе.

Победа революции открыла широкие возможности для развития нар. лит-ры. Большинство литераторов объединилось в Союз писателей и художников К. (1961), издающий газ. "Gaceta de Cuba" (с 1962) и журн. "Union" (с 1962). В условиях культурной революции и строительства социализма Союз писателей и художников К. сыграл важную роль в консолидации творч. сил для создания нового, содиалистич. иск-ва. В этом процессе значи-тельно участие поэтов Н. Гильена, Ф. Ха-'миса (р. 1930), Р. Фернандеса Ретамара (р. 1930), А. Альвареса Бараганьо (1932- 1962), Э. Диего (р. 1920) и др. В прозе в борьбе против получивших распространение в нач. 60-х гг. "популизма" (нарочитое упрощение формы, огрубление лексики и т. п.) и "экспериментализма", близкого к совр. зап. модернизму, рождаются произведения, авторы которых осмысливают пережитые К. социальные потрясения и показывают строительство новой жизни - романы X. Пуига Солера (р. 1916), М. Кофиньо, X. Травьесо, рассказы С. Киньонеса, Э. Сирулеса и др.; значит, роль играет художеств.-документальная проза. Среди первых художественных изображений социальных потрясений на К книги X. Пуига Солера и др. С драмами выступают В. Пиньера, X. Триана и др.

Первые значит. лит.-критич. работы принадлежат Дельмонте-и-Апонте. В 1859-61 А. Бачильер-и-Моралес (1812- 1889) попытался дать картину лит. процесса на К. в "Заметках об истории литературы и образования на Кубе" (3 тт.). С революционно-демократич. позиций подходил к лит-ре К. и др. стран X. Мар-ти. Литературоведение 20 в. представлено трудами X. М. Чакона-и-Кальво (р. 1893), X. X. Ремоса-и-Рубио (р. 1896), Ф. Ортиса (1881-1969), Ф. Лисасо (р. 1891) и др. С "группой меньшинства" связана деятельность X. А. Фернандеса де Кастро (1897-1951). Важный вклад в науку о лит-ре К. внесли марксисты X. Маринельо (р. 1898), X. А. Портуондо (р. 1911), С. Витьер (р. 1921), С. Буэно и др.

Лит.: Кубинская поэзия, М., 1959; Кубинская новелла XX века, М. - Л., 1965; Остров зари багряной. Кубинская поэзия XX века,[ М., 1968]; Поэзия кубинского романтизма, М., 1971; Из современной кубинской поэзии, М., 1972; Кутейщикова В. Н., Социальная тема в кубинской поэзии XX в., в сб.: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961; Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, М., 1961; Мамонтов С. П.. Литература Кубы, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, 1917 - 1945; М., 1969; его же, Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века, М., 1972; Художественная литература Латинской Америки в русской печати. Библиография. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1960- 1964. Библиография, М., 1966; R e m о s у R u b i о J., Historia de la literature cubana, v. 1 - 3, [La Habana, 1945]; Vitier C., Lo cubano en la poesia, [La Habana], 1958; L a z о R., La literature cubana. Esquema historico desde sus origenes hasta, 1964, Мех., 1965; Henrfquez Urena M., Panorama historico de la literatura cubana, t. 1 - 2, La Habana, 1967; Ford J. D. M., Raphael M. I., A bibliography of Cuban belles-lettres, Camb., 1933. 3. И. Плавскин.



XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнее иск-во индейцев представлено пещерными росписями, керамич. сосудами и фигурками, идолами ("семи") из камня и дерева. Индейцы строили каркасные хижины ("бойо") и свайные платформы для продуктов ("барбакоа"), какие сооружались в сел. местностях К. до 20 в.

В 16 в. возникли города Гавана, Сантьяго-де-Куба, Тринидад и др., с мощными укреплениями, прямоугольной сетью улиц, с церковью и ратушей на центр. площадях. Под влиянием исп. и мекс. зодчества барокко сложились типы кам. жилого дрма(1-2-этажного, с внутр. двором, белёными и окрашенными стенами, деревянными решетками на окнах и балконах) и церкви (однонефной, с прямоугольной башней, потолком-артесонадо или сводом). В 18 в. здания более импозантны, фасады в стиле барокко или классицизма украшаются колоннами, арками, цветными витражами. В кон. 18 - нач. 19 вв. созданы красивые архитектурные ансамбли главных площадей в Гаване и Тринидаде. Архитектурные традиции колон. периода сохранились до нач. 20 в.

На рубеже 18-19 вв. под исп. влиянием сформировались кубинская гравюра (Ф. X. Базе - религ. эстампы, иллюстрации, этикетки для сигар) и живопись (религ. картины X. Н. де ла Эскалеры, реалистич. портреты В. Эскобара, клас-сицистич. ист. картины X. Б. Вермая - основателя АХ Сан-Алехандро в Гаване, 1818). В 1-й пол. 19 в. выступили костумб-ристы (см. Костумбризм) В. П. де Лан-далусе, Ф. Миале, запечатлевшие характерные эпизоды нар. жизни, пейзажисты И. Гарнерай и Э. Лапланте. Во 2-й пол. 19 в. преобладали академич. и романтич. традиции в пейзаже (Ф. Сиснерос, В. Сане Карта) и ист. живописи (М. Ме-леро).

В нач. 20 в. в Гаване начали строиться многоэтажные дома (без внутр. дворов) в духе эклектики и в стиле "модерн", а в 1920-30-х гг. в стиле совр. европ. и амер. архитектуры (арх. Э. Родригес Кастельс). В 1940-50-х гг. А. Кинтана, А. Родригес Пичардо, А. Капабланка создали в духе функционализма ряд новых для К. зданий из монолитного железобетона, архитектура к-рых характеризуется учётом климатич. условий (жалюзи, солнцезащитные решётки, вен-тиляц. шахты), новизной объёмной и планировочной композиции, искусным использованием цвета. Постройка парадных многоэтажных зданий, крупных гостиниц и курортных комплексов (гл. обр. для амер. туристов) резче подчеркнула контрасты богатых р-нов и разраставшихся трущоб.

С освобождением страны от исп. ига получили развитие ист. и батальная патриотич. картина (А. Менокаль), реалистич. жанровая живопись, сочетающая традиции костумбризма, пристальный интерес к нар. быту с достижениями совр. франц. и исп. живописи (Л. Ро-маньяч, Р. Лой). Жизненность типических народных образов, точное ощущение нац. характера присущи и скульптуре X. X. Сикре, Т. Рамоса Бланко, Э. Бе-танкура. В 1920-х гг. выступили живописцы В. Мануэль, А. Гатторно, Э. Аве-ла, X. Арче, К. Энрикес, Ф. Понсе де Леон, испытавшие влияние фовизма, неоклассицизма или примитивизма, стремившиеся при этом к эмоциональности и острой характерности воплощения нар. жизни. С сер. 1930-х гг. А. Пелаэс, Марьяно (М. Родригес), Р. Портокар-реро, М. Карреньо, К. Бермудес в мозаиках, фресках и станковой живописи, Д. Равенет в скульптуре использовали как национальные традиции, так и опыт мексиканского и европейского монументального иск-ва, стремясь прежде всего к декоративной эффектности и красочности целого. В 1940-50-х гг. получил распространение абстракционизм (живописец В. Лам).

После победы революции 1959 развернулось массовое плановое стр-во в интересах народа. На месте трущоб выросли благоустроенные микрорайоны с железобетонными домами от 1-2 до 11 - 12 этажей, школами, детскими садами, торг, и культурными центрами, спортплощадками, бассейнами и газонами. Сооружены крупный жилой массив Гавана-дель-Эсте в Гаване (илл. см. т. 5, стр. 619), жилые р-ны в Санта-Кларе, Сантьяго-де-Куба, Камагуэе. Разнообразные сочегания типовых секций, галереи, лоджии, открытые лестницы, балконы, козырьки, цветовые акценты индивидуализируют облик зданий. Ведётся интенсивное стр-во комплексов с.-х. кооперативов и нар. имений ("Камило Сьен-фуэгос", "Лос Пинос" и др.) с типовыми долгами на железобетонном каркасе и с комплексным обслуживанием населения. Построены пром. и трансп. сооружения, многочисл. здания уч. заведений, больниц, мед. центров, поликлиник; спортивные комплексы и зоны отдыха особенно выделяются свободой и жизнерадостностью композиции, силуэта и расцветки сооружений. В архитектуре К. на рубеже 1960-70-х гг. (арх. Р. М. Франко, Ф. Салинас, Р. Порро) усиливаются индустриализация и типизация гор. стр-ва, широко применяется сборный железобетон. Типы крупнопанельных домов заводского изготовления созданы с учётом климатических и архитектурных особенностей городов К.

Успешно развивается революц. графика К., тяготеющая к обобщённым, символич. образам, динамике композиции, смелым светотеневым контрастам (плакаты и эстампы К. Гонсалеса, Р. Кин-таны, А. Поссе, Марьяно, Портокарре-ро). Произв. на революц. темы созданы и живописцами С. Кабрерой Морено, О. Янесом, А. Бенитесом. Художники К. входят в Союз писателей и художников К. (осн. в 1961).

Илл. см.на вклейке, табл. XXV, XXVI (стр. 544-545).

Лит.: Графика Кубы. Каталог, М., 1960; Куба. Историко-этнографические очерки, 2 изд., М., 1961; Живопись Кубы. Каталог, М., 1962; Филиповская Н., Архитектура революционной Кубы, М., 1965; Weiss у Sanchez J. Е., Arquitectura cubana colonial, La Habana, 1936; La pintura у la escultura en Cuba, La Habana, 1953; Kubanische revolutionare Graphik, Dresden, 1962.



XV. Музыка

Hap. кубинская музыка сформировалась на основе европейской, в первую очередь испанской, и африканской (музыка индейцев не сохранилась). Длительное взаимодействие этих муз. культур привело к возникновению афро-кубинской музыки, в к-рой исп. метры, мелодии сплавились с древними традициями исполнительской практики негров. Старинные песенно-танц. формы афро-кубинской музыки - сон, гуарача, кон-га, более поздние - дансон, румба. Афро-кубинская музыка доминирует в муз. фольклоре К. и придаёт ему спе-цифич. колорит и характер - господство двухдольных метров, остросинкопированная ритмика, преобладание ударно-шумовых инструментов. Распространена также креольская (среди крестьян; осн. формы - пунто, гуахира, криолья) и негритянская музыка (в религ. афр. культах).

В 16-18 вв. центрами развития проф. муз. культуры были церк. певческие школы. Расцвет церк. музыки относится ко 2-й пол. 18 в. и связан с творчеством Э. Саласа-и-Кастро, последователями к-рого были X. Парис и А. Рафелин. В кон. 18 в. началась концертная и театр. -муз. жизнь; в Гаване было построено здание театра "Колисео" (в 1776; с 1803 наз. "Принсипаль"), где ставились оперы европейских, а позже тонадильи кубинских композиторов. В 1816 осн. муз. академия "Санта-Сесилия", положившая начало подготовке национальных муз. кадров. В нач. 19 в. формируется кубинская опера-буффа, связанная с нар. муз. жанрами и нац. тематикой. Гл. представители - Ф. Коваррубьяс, X. А. Миль-ян, Б. X. Креспо-и-Борбон, А. Медина, П. Карреньо, Р. Кабрера и особенно X. Анкерман. В сер. 19 в. М. Саумель-и-Робредо, а затем И. Сервантес Каванаг заложили основы нац. композиторской школы. Среди композиторов 2-й пол. 19 в.- Н. Руис-и-Эспадеро, X. М. Химе-нес, Г. Вильяте, Л. Фуэнтес. В 1898 поставлена первая опера на нац. сюжет "Юмури" Э. Санчеса де Фуэнтеса. Опера ч Невольница" X. Маури Эстеве (пост. 1921) примечательна обращением к сюжету из жизни кубинских негров, использованием песенно-танц. жанров негритянского фольклора. Конец 19 - нач. 20 вв.- период активизации муз. жизни, связанный с деятельностью ряда муз. об-в, Гаванской консерватории (осн. в 1885), симф. оркестра (осн. в 1908) под рук. Г. Томаса. В 1920-30-х гг. формируется афро-кубинское направление в проф. композиторском творчестве, во главе которого стали А. Рольдан и А. Катурла. К 30-м гг. относится начало активной деятельности композитора, педагога, муз.-обществ. деятеля X. Ардеволя. Созданный им уч. семинар "Группа музыкального обновления" (в 1943) сыграл важную роль в развитии музыки К.

Новый этап в истории кубинской муз. культуры связан с победой революции 1959. Были реорганизованы старые и созданы новые творч. коллективы, в т. ч. Нац. симф. оркестр (при нё