БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381нно произ-во и украшение оружия. Продолжает развиваться резьба по камню и дереву (надгробия, деревянные архит. детали и предметы быта с растит. узорами). Изготовляются медные подносы и блюда с геом орнаментом или изображениями зверей. Иск-во К. характеризуется логичной завершённостью орнамента, чистотой и сочностью линий. Распространены растит, узоры в виде переплетающихся стеблей с цветами, листьями и бутонами - "марха-рай" (заросли), "тутта" (ветка), "тамга" (розетка). В сов. время в К. работает комбинат "Художник" (организован на базе артели, осн. в 1923). Мастера (А. Ахмедов, Г. М. Кишев, Г. Курбанов, Р.А. Алиханов, Г.М. Магомедов) создают серебряные декоративные вазы, подносы, кувшины, сервизы, ювелирные изделия, украшенные гравировкой, чернью, насечкой и пр. Применяют также фактурную обработку фона, на к-ром помещают крупный растит. узор.

Илл. см. на вклейке табл. XXVIII (стр. 544-545),а также т. 7, табл. XLIII (стр.544-545).

Лит.: Шиллинг Е. М., Кубачинцы и В.Н. Кубасов, их культура, М.-Л.,

1949; Кильчевская Э. В., Декоративное искусство аула Кубачи, М., 1962.

КУБАЧИНЦЫ (самоназв. - у р б у г а н), этнографич. группа даргинцев, жители посёлка Кубачи в Дахадаевском р-не Даг. АССР. Говорят на кубачинском (арбукском) диалекте даргинского яз. Верующие К.- мусульмане-сунниты. В лит. памятниках известны с 9 в. как зирехке-раны (перс.- кольчужники), а с 16 в.- как кубачи (тур.- кольчужники). Осн. занятие К. с древнейших времён - художеств. обработка металлов (см. в ст. Кубачи).

Лит.: Шиллинг Е. М., Кубачинцы и их культура, М.- Л., 1949; Народы Кавказа. т. 1, М., 1960.



КУБЕЕВ Спандияр (1878-1956), казахский советский писатель; см. Кобеев С.

КУБЕЛИК (Kubelik) Ян (5.7.1880, Михле, близ Праги,-5.12.1940, Прага), чешский скрипач и композитор. В 1898 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки О. Щевчика. Позднее учился композиции у И. Фёрстера и К. Книтля. В 1898-1938 гастролировал во многих странах (в России впервые в 1901, в СССР в 1927). Получил известность гл. обр. как виртуоз, исполнитель сочинений Н. Паганини. Автор симфонии и скрипичных соч. (в т. ч. 6 концертов) и др. В 1947 и 1949 в Праге проведены Между-нар. конкурсы скрипачей им. К.

Лит.: Современные музыкальные деятели. Ян Кубелик, "Русская музыкальная газета", 1902, № 51-52; Hoffmeister К., J. Kubelik, Praha, 1941.



КУБЕНА, Кубина, река в Вологодской области РСФСР (верховье в Архангельской обл.). Впадает в Кубен-ское оз, (басс. Сев. Двины). Дл. 368 км, пл. басс, 11 тыс. км2. Берёт начало с Ко-ношской возв. При впадении в озеро образует обширную дельту. Ср. расход в ниж. течении 52,2 м3/сек. Наиболее крупный приток - Сямжена (лев.). Судоходна. Сплавная. На К.- г. Харовск.

КУБЕНСКОЕ ОЗЕРО, озеро в Вологодской обл. РСФСР (басс. Сев. Двины). Превращено (в 1917) в водохранилище. Пл. 648 км2 (собственно озера 407 км2). Ср. глубина около 3 м. Расположено в заболоченной низменности на вые. 109 м; вытянуто с С.-З. на Ю.-В. Дл. ок. 60 км, шир. до 15 км. Берега отмелые, дно б. ч. песчаное. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Размах колебаний уровня до 1,5 м. Высокие уровни с мая по июль - август. Для К. о. характерно сильное волнение. Замерзает в октябре - ноябре, вскрывается в конце апреля - мае. К. о. входит в систему Волжско-Северо-Двинского пути (построена в 1828, реконструирована в 1917). Из озера вытекает р. Сухона, в её истоке - плотина для сезонного регулирования и судоходный шлюз. Приток К. о.- р. Порозовица и Северо-Двинский канал соединяют озеро с Шексной (басс. Волги). На К. о. рыболовство (нельма, лещ, щука, судак).

КУБЕРТАВИЧЮС Пятрас (22. 6. 1897, дер. Варту, ныне Лаздийского р-на,- 14.2.1964, Вильнюс), литовский советский актёр и режиссёр, нар. арт. Литов. ССР (1959). В 1916 начал сценич. деятельность, С 1919 работал в Каунасском драм, театре. Роли: Шарунас ("Шарунас" Креве-Минкявичюса), Рустейка ("Сыны зари" Чюрлёнене-Кимантайте), Чебутыкин ("Три сестры" Чехова), Глостер ("Король Лир" Шекспира) и др. Постановщик спектаклей: "Поют петухи" Балтушиса (1948, 1958), "Блудный сын" Блауманиса (1957) и др. Один из основоположников литов. проф. театра. С 1936 вёл педаго-гич. работу. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалью.



КУБЕРТЕН (Coubertin) Пьер де (1.1. 1863, Париж,-2.9.1937, Женева), барон, французский общественный деятель, педагог, историк, литератор; инициатор возрождения античных Олимпийских игр в виде всемирных спортивных соревнований. Образование получил в военной школе в Сен-Сире, юридическом коллеже и школе политических наук в Париже. Отказавшись от фамильной военной карьеры, посвятил свою деятельность разработке реформы национального образования, проблем физич. воспитания, развитию междунар. спортивного движения. В 1894 в Париже состоялся созванный по инициативе К. междунар. спортивный конгресс, принявший решение о возрождении Олимпийских игр. В 1894-96 К.- ген. секретарь Междунар. Олимпийского к-та, в 1896-1925 президент и в 1925- 1937 почётный президент. Им разрабо~ таны осн. правила проведения Олимпийских игр, написан текст клятвы спортсменов-олимпийцев. Автор многочисл. работ по проблемам спорта и физич. воспитания. В 1912 на конкурсе искусств, посвящённом играм V Олимпиады, написанная К. (под псевдонимом) "Ода спорту" была удостоена золотой медали. Похоронен в Лозанне; по желанию К. его сердце захоронено в Олимпии - столице античных Олимпийских игр.

Соч.: Memoires olympiques, Lausanne, 1931; Une campagne de ving et un ans, [P.], 1908; Les jeux olympiques de 1896, P.. 1896; Pedagogic sportive, P., 1922; La psychologie du sport, "Revue des deux mondes", 1900, t. 160; Le sport et la societe moderne, "Revue hebdo-madaire", 1914, t. 6.

K.A. Андрианов, В. И. Саввин.

КУБЕЦКИЙ Леонид Александрович (25.7.1906, Царское Село, ныне г. Пушкин,-22.9.1959, Москва), советский физик, изобретатель. Окончил Ленингр. политехнич. ин-т (1931). С 1929 работал в Ленингр. физ.-технич. ин-те, с 1936 в НИИ судостроения в Москве, с 1939 в Ин-те теоретич. геофизики АН СССР, с 1946 в Ин-те автоматики и телемеханики АН СССР, с 1953 в Ин-те биофизики АН СССР. Осн. работы по электронике (управляемые газоразрядные и телевизионные приборы). Изобрёл (1930) и практически осуществил (1934) фотоэлектронный умножитель (Гос. пр. СССР, 1948).

Лит.: Хлебников Н. С., Леонид Александрович Кубецкий. [Некролог], "Успехи физических наук", 1960, т. 71, в. 2, с. 351.



КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразит. искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четв. 20 в., к-рое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 франц. критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геом. тел или фигур. Термин "К." вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и иск-ва примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину "Авиньонские" девушки" (Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), в к-рой фигуры справа, деформированные, огрублённые, изображены без к.-л. элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены осн. принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д'ор" ("Золотое сечение"), входили эпигоны и популяризаторы К.- А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К.,- Ф. Леже, "орфисты" Р. Делоне и Ф. Куп-ка, будущие "дадаисты" Ф. Пикабия и М. Дюшан.

В целом К., родившийся в условиях общего глубокого кризиса бурж. культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистич. иск-ва, сложившейся в эпоху Возрождения, в т, ч. с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного иск-ва, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих , буржуазно-индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, "сезанновский" период кубизма (1907- 1909); мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отд. грани, и подчёркивает, и дробит объём (П. Пикассо - "Фермерша", 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак - "Эстак", 1908, Художеств.

музей, Берн). В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910-12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, к-рые чётко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо - портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак-"В честь И. С. Баха", 1912, частное собр., Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912- 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо - "Харчевня", 1913-14, Эрмитаж; Ж. Брак - "Женщина с гитарой", 1913, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства "компенсируется" построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется ку-бистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности ("контррельефы" А. П. Ар-хипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, гео-метризов. рельефы и фигуры О. Цадки-на, Ж. Липшица). Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итал. футуристов (см. Футуризм; Дж. Северини, К. Карра), рус. кубофуту-ристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), нем. художников "Баухауза" (Л. Фей-нингер, О. Шлеммер) и др. Во мн. случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству; непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через увлечение К., преодолев его влияние, прошли и нек-рые крупные реалисты 20 в.- Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р.Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать "куби-стич. поэзию", передать динамич. ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов.

Уже в годы возникновения К. появились его теоретич. "обоснования" субъек-тивно-идеалистич. порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений - Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисл. реакц. концепций, оправдывающих упадочные явления бурж. иск-ва. Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-технич. открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна совр. физич. представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в к-рой возникал К., но не объясняют характера его живописных концепций. К. не чужды образно-эмо-цион. задачи (особенно произв. П. Пикассо, поднимающимся до драматич. цельности и широты). К. не "освобождается" от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в иск-ве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам иск-ва, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете - холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные устремления К., искания в области пространства и объёма, родственные ряду течений в совр. архитектуре и дизайне ("Баухауз"; группа "Стиль" в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы "чистой живописи", изобразительного экспериментирования в станковых формах. Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К. оказался в порочном кругу противоречий и вскоре пришёл к кризису. О К. отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. К. быстро обнаружил свою чуждость социапистич. культуре.

Илл. см. на вклейке к стр. 320-321.

Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская живопись, "Современник", 1913, № 6; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., [б. г.], с. 170-80; Яворская Н., Кубизм и футуризм, в кн.: Модернизм..., М., 1969; S ё г u I I a z M., Le cubisme, P., 1963; Fry E., Der Kubismus, Koln, [1966].

A.M. Комаров.



КУБИК ФОТОМЕТРИЧЕСКИЙ, устройство для сравнения интенсивностей двух световых потоков; представляет собой две равнобедренные прямоугольные стеклянные призмы 1 и 2 (см. рис.), сложенные гипотенузными гранями. На большей части своей поверхности эти грани находятся в оптическом контакте друг с другом, и лучи света 4 и 5 проходят через К. ф., не изменяя направления. На участке 3 поверхностный слой одной из призм удаляют; стеклянные грани оказываются здесь разделёнными прослойкой воздуха, вследствие чего лучи 4' и 5', падающие на этот участок, испытывают полное внутреннее отражение (см. Отражение света). Наблюдатель 6 видит два смежных световых поля (одно, создаваемое потоком лучей 5, и второе -. лучами 4') и сравнивает их яркости. К. ф. применяется в различных оптич. приборах, в частности в визуальных фотометрах, колориметрах, нефелометрах (см. Нефелометрия).

М. М. Гуревич.



КУБИЛИНСКАС Костас (1.6.1923, Руда, ныне Вилкавишкского р-на Литов. ССР,- 9.3.1962, Малеевка Рузского р-на Московской обл.), литовский советский поэт. Печатался с 1938. В книгах "Парад букв" (1951), "Стоит сказочный домик" (1957), "Королева-лягушка" (1962) и др. проявил себя как талантливый детский поэт и сказочник. Лирич. стихи собраны в вышедшем посмертно сб. "Равнины поют" (1964). К. перевёл на литов. яз. произв. А. С. Пушкина, П. П. Ершова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. Гос. пр. Литов. ССР (1959).

Соч.: Buvo buvo kaip nebuvo, Vilnius, 1958; Su zilvicio dudele, Vilnius, 1957; в рус. пер,- Янтарики, М., 1962; Дрозд-богатырь. [Предисловие Э. Межелайтиса], М., 1969.



КУБИНКА, посёлок гор. типа в Московской обл. РСФСР, подчинён Одинцовскому горсовету. Ж.-д. станция в 63 км к 3. от Москвы. Предприятия ж.-д. транспорта, обувная ф-ка.

КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, народная, антиимпериалистическая, аграрная революция, победившая 1 янв. 1959 и переросшая затем в революцию социалистическую. Разорвала цепь империали-стич. гнёта в Лат. Америке. Привела к созданию первого социалистич. гос-ва в Зап. полушарии, ознаменовав историч. поворот и открыв новый этап революц. движения в этом р-не мира.

К. р. произошла в благоприятной ме-ждунар. обстановке нового соотношения сил на мировой арене, сложившегося в результате ослабления мировой капита-листич. системы, роста силы и могущества социалистич. лагеря, солидарности и помощи, к-рую оказали Кубе социалистич. страны. "...Кубинская революция стала возможной только потому, что гораздо раньше совершилась русская революция 1917 года" (Кастро Ф., в кн.: "Пива Куба", М., 1963, с. 21). Предпосылками революц. взрыва на Кубе являлись господство латифундизма и засилье капитала США, тормозившие развитие нац. экономики, хроническая безработица, нищета и бесправие трудящихся масс, расовая дискриминация и др. Противоречия кубинского общества особенно обострились в результате установления в 1952 диктатуры Батисты-и-Салъди-вара, развязавшей террор против всех демократич. сил и предававшей нац. интересы страны. Против диктатуры в конечном счёте выступили почти все классы и социальные группы страны - промышленные и с.-х. рабочие, мелкое и ср. крестьянство, интеллигенция, радикальные слои гор. мелкой буржуазии. Вначале борьба в значит. мере была стихийной, что объяснялось разобщённостью оппозиционных диктатуре политич. сил, склонностью лидеров бурж. партий искать соглашения с Батистой, а также их воинствующим антикоммунизмом. Коммунисты же не имели достаточных сил, чтобы самостоятельно возглавить революцию. В этих условиях группа молодёжи во главе с Ф. Кастро Рус 26 июля 1953 совершила нападение на воен. казарму Монкада (г. Сантьяго-де-Куба), чтобы захватить оружие, вооружить народ и поднять его на борьбу против диктатуры, за достижение независимости и суверенитета нации, уничтожение латифундий и передачу земли крестьянам. Выступление окончилось неудачей (Кастро и его соратники были заключены в тюрьму), однако оно оказало большое влияние на политич. обстановку в стране и положило начало вооруж. борьбе против тирании. В условиях подполья и жесточайших преследований коммунисты руководили забастовками, принявшими особенно широкий размах в 1955, и вели большую революц.-пропагандистскую работу, призывая к единству действий все оппозиционные диктатуре силы.

В дек. 1956 на Кубе, с целью продолжения вооруж. борьбы против диктатуры, высадилась группа революционеров, подготовленная Ф. Кастро в Мексике, куда он эмигрировал после освобождения из тюрьмы. Эта группа во главе с Ф. Кастро создала партизанский отряд в горах Сьерра-Маэстра. Пополняясь за счёт местного населения, гл. обр. из числа с.-х. рабочих и крестьян, отряд постепенно превратился в Повстанческую армию, которая стала наносить ощутимые удары правительственным войскам. Это способствовало дальнейшему подъёму революционного движения. В ходе нарастания борьбы против тирании Батисты вокруг Повстанч. армии сложился фактический нац., демократич., антиимпериали-стич. фронт из революц.-демократич. "Движения 26 июля", игравшего в нём ведущую роль, Нар.-социалистич. партии Кубы и "Революционного студенческого директората имени 13 марта". Во 2-й пол. 1958 армия Батисты была деморализована и практически перестала сопротивляться. 1 янв. 1959 пр-во Батисты пало, власть перешла в руки Врем. пр-ва, в к-ром оказались примкнувшие к революции правые бурж. деятели, противившиеся дальнейшему развитию революц. процесса. Фактически же власть на местах оказалась в руках Повстанч. армии и её революц. лидеров во главе с Ф. Кастро. В дальнейшем пр-во было очищено от предателей революции. В февр. 1959 Революц. пр-во возглавил Ф. Кастро, в июле президентом стал О. Дортикос Торрадо.

Революция, победившая в результате вооруж. борьбы Повстанч. армии, поддержанной нар. движением, разрушила воен. машину и гос. аппарат тирании Батисты, весь полуколониальный и латифун-дистский режим. Была создана новая, революционная власть, поставившая своей целью полное освобождение К. от иностр. зависимости, проведение агр. реформы и др. глубоких социальных преобразований. К. р. привела к власти пролетариат и трудящееся крестьянство, выступающие в тесном союзе. Она не только отстранила от власти местную бурж.-помещичью олигархию, но покончила с политич., а в дальнейшем и экономич. засильем в стране империализма США.

Участие в революции широчайших нар. масс, их решимость построить новую жизнь, свободную от нищеты и угнетения, последовательность руководителей К. р. в проведении социально-экономич. преобразований обеспечили неуклонное развитие революции по восходящей линии, её быстрый переход от нац.-освободит. этапа к этапу социалистич. революции. Революц. власть при поддержке нар. масс и всесторонней помощи Сов. Союза и др. социалистич. стран решительно противостояла всем подрывным действиям внутр. контрреволюции, а также политич., экономия, и воен. давлению США, направленным к тому, чтобы заставить народ Кубы свернуть с избранного пути. (Об этом см. подробнее в ст. Плая-Хирон и Карибский кризис 1962.) 16 апр., а затем 1 мая 1961 Ф. Кастро выступил с публичными заявлениями о социалис-тич. характере К. р. К этому времени на Кубе уже были созданы предпосылки для строительства социалистич. общества. В руках гос-ва находились командные высоты в области экономики, в стране развернулась культурная революция. В процессе объединения на марксистско-ленинской основе революц. орг-ций страны стала складываться единая революц. партия кубинского народа [см. Коммунистическая партия Кубы (КПК)]. К 1969 социалистич. сектор почти полностью охватил нар. х-во. Частный сектор сохранился лишь в с. х-ве, где в пользовании крестьян-единоличников осталось 30% обрабатываемых земель (1972). В стране осуществляется индустриализация, проводится большая работа по поднятию культурного уровня народа, по созданию кадров специалистов. Кубинский народ под руководством КПК и Революц. пр-ва противостоит экономич. блокаде и давлению империализма США, самоотверженно трудится над выполнением задач мирного строительства. Важнейшим фактором, способствующим успешному строительству социализма на Кубе и укреплению её междунар. позиций, является всесторонняя помощь и поддержка Сов. Союза и др. социалистич. стран.

Лит.: Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; его ж е, то же, 1961- 1963, пер. с исп., М., 1963; его же, Наше дело побеждает. Речи и выступления 1963 - 1964, пер. с исп., М., 1965; его же, Пусть вечно живет бессмертный Ленин!, пер. с исп., М., 1970; его же, Сила революции - в единстве, пер. с исп., М." 1972; Гаванская декларация, "Правда", 1960, 8 сент.; Вторая Гаванская декларация, "Правда", 1962, 6 февр.; Гевара Э., Партизанская война, пер. с исп., М., 1961; Пять лет кубинской революции, М., 1963; Разумович Н. Н., Го-

сударственные преобразования революционной Кубы, М., 1964; Григулевич И. Р., Культурная революция на Кубе, М.. 1965; Куба. 10 лет революции. М., 1968; Partido Socialista Popular. Cuba. VIII Asamblea Nacio-nal, informes, resoluciones, programa, estatutos, La Habana, 1960; Bias R о с a, 29 articulos sobre laRevolucion Cubana, La Habana, [I960]; Rodriguez Rafael C., La clase obre-ra у la revolucion, La Habana, 1960; Bias R о с а, Р е n a L., Las funciones у el papel de los sindicatos ante laRevolucion, La Habana, 1961; Guevara E. Che, Obras 1957 - 1967, t. 1 - 2, [La Habana], 1970; "Obra re-volucionaria", 1960-66; "Cuba Socialista", 1961-67; "Ediciones COR", 1967-72.

О. Т. Дарусенков.



КУБИНСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОВЕЩАНИЯ (Istituto Cubano de Radio-difusion), правительств, орг-ция, в ведении к-рой находится радиовещание и телевидение Кубы. Осн. в 1962. Контролируется Мин-вом связи. Имеет 41 радиостанцию и 19 телевизионных центров (1973). Передачи на зарубежные страны ведёт на 8 языках.



КУБИНСКОЕ ХАНСТВО (назв. по центру ханства - г. Куба), гос. феод. образование на С.-В. Азербайджана. Возникло в нач. 2-й пол. 18 в. В 1758- 1789 во главе К. х. стоял Фатали-хан (1736-89), объединивший вокруг К. х. все прикаспийские земли Азербайджана до г. Ардебиля на Ю. В 1787 он заключил с груз. царём Ираклием II союз, направленный против иран. агрессии. В 1775, 1783 и 1787 посольства К. х. обращались к рус. правительству с просьбой о покровительстве. После смерти Фатали-хана, в нач. 90-х гг. К. х. распалось и в 1806 было присоединено к России, что было закреплено Гюли-станским мирным договором 1813.

Лит.: Левиатов В. Н., Очерки из истории Азербайджана в XVIII в., Баку, 1948; Абдуллаев Г. Б., Из истории Северо-Восточного Азербайджана в 60-80 гг. XVIII в., Баку, 1958; его ж е, Из историй Азербайджана во второй половине XVIII в., "Тр. Ин-та истории АН Азербайджанской ССР". 1960, т. 14.



КУБИНЦЫ (самоназв.- кубано, мн ч.- кубанос), нация, осн. население Республики Куба. Числ. ок. 8,2 млн. чел. (1970, оценка). Говорят на испанском языке с местными особенностями (слова индейского и афр. происхождения, сокращённые варианты исп. слов и др.) Верующие-преим. католики; имеются протестанты и приверженцы различных афро-христ. синкретических культов. В антропологич. отношении К. неоднородны: среди них есть представители европеоидной и негроидной рас, а также мулаты различных степеней метисации. К. происходят от смешения исп. переселенцев с неграми, ввезёнными (преим. из Зап. Африки) в качестве рабов (16- 19 вв.). В начальной стадии в формировании кубинского народа участвовали также аборигены-индейцы, но они были к сер. 16 в. почти полностью истреблены исп. колонизаторами. Важными этапами нац. консолидации К. были 30-летняя нац.-освободит. война 1868-98, революция 1933 и народная революция 1959, переросшая в социалистическую. К. формируются в социалистич. нацию. Заняты К. преим. в с. х-ве (гл. культура - сах. тростник), а также в пром-сти. Для народной культуры Кубы характерно сочетание исп. и афр. элементов, особенно в музыке и танцах. Об истории, х-ве и культуре К. см. в ст. Куба.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959; Мохначев М. И., Становление социалистической нации на Кубе, в сб.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Chain С., Formacion de la nacion cubana, La Habana, 1968. В. Г. Сергеева.

КУБИЦКИЙ (Kubicki) Якуб (1758, Варшава, - 13.6.1833, Вилькув, близ Варшавы), польский архитектор. Ученик Д. Мерлини, в 1783-86 жил в Италии. Постройки К. (дворцы в Бялачуве, 1797-1800, и Бейсце, 1802,- оба в Ке-лецком воеводстве; Бельведерский дворец в Варшаве, 1818-22) выдержаны в традициях классицизма 18 в. и отличаются стройностью форм, изяществом пропорций,