БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

есимметричным образом в зависимости от знака внешнего напряжения. Таким образом, К. р. п. обусловливает нелинейность вольтамперных характеристик контактов металл - полупроводник, которые благодаря этому обладают выпрямительными свойствами (см. Шотки диод).

В случае контакта двух полупроводников из одного вещества, но с различными типами проводимости К. р. п. приводит к образованию переходного слоя объёмного заряда с нелинейной зависимостью сопротивления от внешнего напряжения (см. Электронно-дырочный переход).

Лит.: ?икус Г. Е., Основы теории полупроводниковых приборов, М., 1965; Царев Б. М., Контактная разность потенциалов и ее влияние на работу электро-вакуумных приборов, 2 изд., М., 1955.

В. Б. Сандомирский.



КОНТАКТНАЯ СЕТЬ, система устройств, предназначенных для передачи электрической энергии от электрических станций через тяговые подстанции электровозам, моторным вагонам, трамваям или троллейбусам. Передача электрич. энергии осуществляется через скользящий контакт между контактным проводом или контактным рельсом и токосъёмником (токоприёмником) подвижного состава. Контактный провод располагается, как правило, над рельсовым путём или вдоль трассы безрельсового транспорта, а рельс - на уровне ходовых частей подвижного состава. Контактный провод прикрепляют к поддерживающим конструкциям -обычно к опорам контактной сети, реже к стенам домов и др. строениям (трамвайные и троллейбусные сети) при помощи гибких элементов (тросов и проволок), располагаемых вдоль контактного провода (цепные контактные подвески) или поперёк него (простые контактные подвески). Опоры К. с. могут быть железобетонными, стальными и деревянными. Крепление контактных подвесок к опорам осуществляют с помощью арматуры и изоляторов.

Для надёжной работы и удобства обслуживания К. с. делят на секции. В отдельные секции выделяют перегоны и промежуточные станции, а на крупных станциях - группы электрифицированных путей. При ремонте, требующем снятия напряжения, отключают только одну секцию, не нарушая питания электроэнергией др. участков. Ж.-д. опоры К. с. используют также для подвески проводов, по к-рым подаётся электроэнергия к линейным ж.-д. потребителям, а также для размещения др. проводов, напр, телеуправления тяговыми подстанциями, всевозможными переключающими устройствами в схеме секционирования и др.

Лит.: Власов И. И., Марквардт К. Г., Контактная сеть, 2 изд., М., 1961; Фрайфельд А. В., Марков А. С., Тюрнин Г. А., Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети, 2 изд., М., 1967; Беляев И. А., Взаимодействие токоприёмника и контактной сети при высоких скоростях движения. М., 1968. К. Г. Марквардт.



КОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРОСВАРКА, способ сварки металлов, при к-ром детали нагреваются проходящим в месте контакта электрич. током и сдавливаются (осаживаются). В зависимости от метода нагрева различают К. э. сопротивлением и оплавлением. При К. э. сопротивлением соединение образуется в результате плавления, плотного сжатия деталей и кристаллизации металла в виде литого ядра. При К. э. оплавлением детали лишь соприкасаются, но благодаря большой плотности тока в местах контакта деталей металл быстро нагревается, превращается в жидкие перемычки, которые растекаются, образуя на поверхности тонкий слой жидкого металла. При осаживании находящийся в пластическом состоянии металл удаляется, сварное соединение образуется по всей плоскости касания.

К. э. осуществляют на контактных сварочных машинах. Сварочный трансформатор машины понижает напряжение сети до 1-15 в. Для сжатия деталей и подвода тока силой 1-200 ка служат электроды из сплавов меди. Мощность машин 0,5-500 ква. Усилие сжатия 0,01-100 кн (1-10 000 кгс) создаётся пневмогидроприводом или рычажно-пружинным механизмом. Ток длительностью от 0,01 до 10 сек включается контакторами с электронным управлением. Выпускают стационарные, передвижные и подвесные контактные машины, универсальные и специализированные.

По виду сварного соединения различают К. э.: точечную, рельефную (разновидность точечной), шовную (роликовую) и стыковую. Наиболее распространена точечная сварка (рис., о), позволяющая осуществлять до 600 соединений в 1 мин; применяется как для соединения тончайших деталей (до 0,02 мкм) электронных приборов, так и для сварки стальных конструкций из листов толщиной до 20 мм в автомобиле-, самолёте- и судостроении, в с.-х. машиностроении и др. отраслях. Рельефной сваркой соединяют детали по предварительно образованным на них выступам. Одновременно можно производить сварку в точках либо получать непрерывный шов по кольцевому рельефу. При шовнойсварке (рис., в) образуется непрерывный плотный шов, в к-ром сварные точки частично перекрывают одна другую. Электродами служат ролики, вращаемые электроприводом, осуществляющие не только сжатие деталей, но и подвод тока и перемещение изделия. Шовную сварку применяют при изготовлении баков для бензина, труб, сосудов, работающих под давлением, и др. изделий. Стыковую сварку (рис., а) применяют для соединения проволок, стержней, полос, а также деталей из разнородных металлов; для соединения рельсов и газопроводных труб, колёс автомобилей и различных деталей сложного профиля из высокопрочных сталей и алюминиевых сплавов. Применение стыковой К. э. обеспечивает непрерывность мн. процессов, напр, проката металла. Свариваемые сечения 10- 100 000 мм2.

К. э.- высокопроизводительный, легко автоматизируемый процесс соединения металлов, эффективный в массовом и крупносерийном произ-ве.

Лит.: Хренов К. К., Сварка, резка и пайка металлов, 4 изд., М., 1973

К. К. Хренов.

КОНТАКТНОЕ КОПИРОВАНИЕ, контактная печать, способ изготовления копий документов, иллюстраций и т. п., при к-ром изображение переносится на копию при непосредственном контакте с оригиналом. См. Фотокопирование, Светокопирование, Термокопирование.


КОНТАКТНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, преобразование кривых на плоскости (или поверхностей в пространстве), при к-ром касающиеся кривые (или поверхности) преобразуются в касающиеся же кривые (или поверхности). Подробнее см. Прикосновения преобразование.

КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ, линзы, заменяющие очки и накладываемые непосредственно на глазное яблоко. Изготовляют из пластмассы. Применяют К, л. с косметич. целью, по профессиональным (артисты, спортсмены, шахтёры и др.) и оптич. (высокая близорукость, односторонняя афакия и пр.) показаниям, Осн. недостаток К. л. - раздражение глаз при длительном их ношении.

КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ, напряжения, к-рые возникают при механич. взаимодействии твёрдых деформируемых тел на площадках их соприкасания и вблизи этих площадок (напр., при сжатии соприкасающихся тел). Знание К. н. важно для расчёта на прочность подшипников, зубчатых и червячных передач, шариковых и цилиндрич. катков, кулачковых механизмов и т. п.

К. н. быстро убывают при достаточном удалении от места контакта (соприкасания тел). Распределение К. н. по площадке контакта (рис.) и в её окрестности неравномерно и характеризуется большими градиентами, причём макс, касательные напряжения tmax, к-рые в значит, мере предопределяют прочность сжимаемых тел (напр., при сжатии шаров или пересекающихся цилиндров), имеют место на нек-рой глубине (точка А) под площадкой контакта. Вблизи самой этой площадки напряжённое состояние близко к гидростатическому сжатию, при котором, как известно, касательные напряжения отсутствуют.

КОНТАКТНЫЙ МЕТАМОРФИЗМ, изменение горных пород под воздействием внедрившихся в них интрузивных магматич. тел. Наиболее интенсивное изменение наблюдается вблизи интрузивного тела, при удалении от него степень изменения уменьшается. К. м. могут подвергаться как осадочные, так и магматич. породы, при этом меняются их первоначальный минералогия, состав и структура. В результате К. м. образуются различные контактные роговики и др. породы роговиковой фации. См. также Метаморфизм горных пород.


КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД, троллейный провод, гибкий провод контактной сети, предназначенный для осуществления скользящего контакта с движущимся токосъёмником. К. п. имеет сплошное сечение с двумя боковыми продольными пазами в верхней части поперечного сечения, служащими для захвата провода подвесной арматурой. К. п. выполняют обычно круглого, реже овального сечения с уменьшением по высоте. Материалом для К. п. служит медь, иногда с присадками, увеличивающими прочность. Для снижения износа контактной поверхности применяют также биметаллич. К. п. - медные или алюминиевые со стальной вставкой.


КОНТАКТНЫЙ РЕЛЬС, жёсткий контактный провод, предназначенный для осуществления скользящего контакта с токоприёмником подвижного состава (электровоза, моторного вагона); выполняется из мягкой стали и имеет форму и поперечные размеры, сходные с формой и размерами обычных рельсов. К. р. прикрепляется изоляторами к кронштейнам, к-рые находятся на шпалах ходовых рельсов. К. р. обеспечивает надёжное то-коснимание при контакте с токоприёмниками моторных вагонов или электровозов, прикреплёнными к ходовым частям их тележек. При этом исключаются колебание токоприёмников и отрыв их от К. р., а следовательно, разрыв цепи тока, искрение и дугообразование, разрушающие контактные поверхности. К. р. применяется гл. обр. на подземных ж. д., метрополитенах, реже на открытых линиях при относительно невысоком напряжении (не более 1500 в).

КОНТАКТОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ , контактные месторождения, залежи полезных ископаемых, образовавшиеся в земной коре у границы соприкосновения (на контакте) горячих магматич. пород с вмещающими их породами. См. Скарны.


КОНТАКТОМЕР, прибор для измерения контактной линии широких цилиндрич. косозубых зубчатых колёс, имеющих эвольвентный профиль (см. Зубчатая передача). Контактная линия находится на пересечении боковой поверхности зуба плоскостью, касательной к основной окружности. Контактная линия характеризуется формой (прямолинейностью) и расположением относительно оси зубчатого колеса (углом наклона). Различают К. универсальные - для проверки направления и прямолинейности контактной линии; К., предназначенные только для проверки прямолинейности; К., к-рыми определяют только направление. Осн. узлы К.: узел базирования колеса или К., узел настройки на положение контактной линии, измерительный механизм (с ощупывающим наконечником) и записывающее или отсчётное устройство. Наконечник К., проходя по всем точкам контактной линии, определяет её отклонения, которые регистрируются записывающим или показывающим устройством.

КОНТАКТОР электромагнитный, электрический аппарат, предназначенный для частых включений и выключений (до 1500 переключений в час) электрич. силовых цепей постоянного и переменного тока. Широко применяется для дистанционного управления электрическими машинами и аппаратами в установках постоянного и переменного тока при напряжениях до 500-650 в и силе тока до 600 б.

По числу пар контактов, включаемых в силовую цепь, различают одно- и многополюсные К. Однополюсный К. (рис.) содержит пару контактов - неподвижный 1 и подвижный 2. Подвижный контакт укреплён на якоре 3 электромагнита (втягивающая катушка 5 - на сердечнике 4). При подаче управляющего тока в катушку 5 якорь 3 притягивается к сердечнику 4 и контакты 1 и 2 замыкаются. К., как правило, снабжаются дугогаси-тельной системой 6 для гашения электрич. дуги, возникающей при размыкании контактов (разрыве электрич. цепи с током 1). Включение К. производится нажатием кнопки управления, установленной в цепи питания втягивающей катушки (на рис. не показана). Различают К. с замыкающими (нормально разомкнутыми) и размыкающими (нормально замкнутыми) контактами.

Втягивающая катушка потребляет ток весьма незначительный по сравнению с током в коммутируемой цепи. К. бывают с втягивающей катушкой постоянного тока и контактной системой для включения и выключения постоянного тока и с втягивающей катушкой переменного тока и контактной системой для переменного тока. Изготовляются также К. с контактной системой для переменного тока и втягивающей катушкой постоянного тока. В ряде конструкций К. контакты во включённом положении удерживаются защёлкой. Блок-контакты, конструктивно связанные с защёлкой, автоматически отключают питание втягивающей катушки при замыкании осн. контактов. В этом случае включённое положение К. не зависит от того, включено или нет питание втягивающей катушки. Для размыкания контактов в подобном К. используется отд. отключающая катушка. К. допускают неск. миллионов включений-выключений. Их выпускают в качестве автономных, самостоятельно устанавливаемых устройств, а также встроенными в магнитные пускатели и в рабочие машины и установки.

Лит.: Бабиков, Электрические аппараты, ч. 2, М.-Л., 1956; Чунихин А. А., Электрические аппараты, М., 1967. В. К. Иванов.

КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. contaminatio - загрязнение в результате соприкосновения, смешение), процесс переработки магмой горных пород осадочного, ме-таморфич. и магматич. происхождения. В результате взаимодействия магмы с вмещающими породами происходит частичное растворение последних и образование гибридных пород, имеющих иной петрографический состав по сравнению с исходной магмой. Первоначально термин "К." был введён англ, учёным Г. Ридом (1923), к-рый рассматривал К. как процесс загрязнения магмы осадочными и метаморфическими породами. К. наиболее ярко проявляется при взаимодействии магмы с породами контрастного по отношению к ней состава (напр., гранитной магмы с известняками или ультраосновными породами). К. происходит на различных глубинах земной коры. В отличие от процесса ассимиляции, включения постороннего материала при К. сохраняют реликты структуры первичных пород; иногда сохраняются также границы включений, позволяющие судить о их первичной форме.

Лит.: Афанасьев Г. Д., Геология магматических комплексов Северного Кавказа и основные черты связанной с ними минерализации, М., 1958. М.Г.Руб.

КОНТАМИНАЦИЯ, 1) в текстологии - соединение текстов разных редакций одного произведения; текстологич. приём, применяющийся в тех случаях, когда источники не дают удовлетворительной редакции, отвечающей замыслу автора (напр., нек-рые произв. древне-рус, лит-ры). Контаминированным является текст поэмы "Демон" (в Собр. соч. М. Ю. Лермонтова в 6 тт., изд. АН СССР, 1954-57). 2) В языкознании - образование нового слова или нового устойчивого словосочетания в результате скрещения двух различных слов или выражений, близких по звучанию, построению, значению. Напр., современное рус. слово "свидетель" в значении "очевидец" появилось в результате взаимодействия древнерус. "съввдЬтель" со значением "тот, кто ведает" и глагола "видЪти". Результатом К. являются мн. неправильные словоупотребления, напр, "играть значение" из "играть роль"+ "иметь значение". Такие К. нередко становятся распространёнными и даже проникают в лит. язык.

КОНТАРИНИ (Contarini) Амброджо (г. рожд. неизв. - ум. 1499, Венеция), венецианский дипломат и путешественник. В февр. 1474 был направлен к правителю Зап. Ирана Узун-Хасану с предложением начать войну против Турции в союзе с Венецией. На обратном пути К. посетил Москву (сент. 1475 - янв. 1476), где был принят царём Иваном III Васильевичем. В 1477 К. возвратился в Венецию. В 1487 было опубликовано описание путешествия К., содержащее ценные сведения об Иране, России, Украине, Польше, Грузии, Азербайджане, Крыме и Астраханском ханстве.

Соч.: Путешествие А. Контарини, посла светлейшей Венецианской республики к знаменитому персидскому государю Узун-Гассану, пер. с итал., в кн.: Библиотека иностранных писателей о России, отд. 1. СПБ. 1836.

КОНТАРНОЕ, посёлок гор. типа в Донецкой обл. УССР, в 9 км от ж.-д. ст. Рассыпная (на линии Дебальцево - Иловайское). Добыча угля.

КОНТЕЙНЕР (англ, container, от contain - вмещать), стандартная ёмкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. К. является как бы съёмным органом (кузовом) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолётов и др.), который приспособлен для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и ёмкость К. соответствуют грузоподъёмности и габаритам транспортных средств.

Впервые в мире К. были применены в России в 1889. К. получили широкое распространение в СССР и за рубежом, т. к. позволили создать систему перевозки грузов различными видами транспорта (см. Контейнерные перевозки).

По назначению К. делятся на универсальные, специализированные и специальные. Универсальные К. могут быть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке; специализированные - для штучных, сыпучих или жидких грузов (напр., строит, материалов, хим. веществ, пищевых продуктов и др.); специальные - только для определённого груза, транспортируемого в особых условиях (напр., в космосе, под водой и т. п.). К. имеют ёмкость (грузоподъёмность) 1,25; 2,5; 5; 10; 20 и 30 т. Широко распространены 5-тонные К., наиболее соответствующие грузоподъёмности основных грузоподъёмных машин и транспортных средств, удобныев эксплуатации и экономичные. Перспективно создание К. со спец. захватами - спредер а-м и. Осн. требования, предъявляемые ко всем К., - обеспечение сохранности перевозимых грузов, полное использование грузоподъёмности транспортных средств.

Лит.: Контрейлеры и крупнотоннажные контейнеры, М., 1962; Дерибас А. Т., Коган Л. А., Контейнерные перевозки, в кн.: Взаимодействие разных видов транспорт та и контейнерные перевозки, М., 1971.

КОНТЕЙНЕРНОЕ СУДНО, контейнеровоз, судно для перевозки грузов в контейнерах. Интенсивное строительство К. с. началось после 1960 в связи с развитием контейнерных перевозок различными видами транспорта и между-нар. стандартизацией размеров контейнеров. Применение контейнеров существенно сокращает транспортные расходы, время стоянки судов под грузовыми операциями, обеспечивает сохранность грузов и ускорение их доставки. Грузоподъёмность совр. морских К. с. 0,6- 40 тыс. т, скорость хода 22-65 км/ч (12-35 узлов). Наиболее распространены К. с. с вертикальным (через грузовые люки) способом погрузки. Контейнеры размещают в трюмах и на верх, палубе (в 1-4 яруса). К. с. обычно работают'на постоянных линиях и обслуживаются у специализированных контейнерных причалов береговыми подъёмными кранами.

Лит.: Данилов Д. И., Белецкий В. В., Трейлерные и контейнерные суда, Л., 1963.


КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ,современный наиболее экономичный вид транспортировки грузов, используемый как во внутр., так и в междунар. сообщениях. К. п. выполняются различными видами сухопутного, водного и возд. транспорта при помощи съёмных транспортных приспособлений - контейнеров. В контейнерах можно транспортировать любые грузы, допущенные соответствующими правилами к перевозке. К. п. позволяют значительно сокращать трансп. издержки.

Впервые в мире К. п. были применены в России в 1889, в нач. 30-х гг. 20 в. появились универсальные контейнеры для бестарной перевозки штучных грузов на ж. д. В СССР создана мощная контейнерная трансп. система. В нач. 70-х гг. для перевозки грузов в контейнерах было приспособлено более 1200 ж.-д. станций и подавляющее большинство морских и речных портов. Для транспортировки контейнеров ежесуточно используется св. 8 тыс. ж.-д. вагонов, более 10 тыс. автомобилей и сотни морских и речных судов. На перегрузке контейнеров занято более 3 тыс. подъёмно-трансп. машин. Значит, часть К.п. в СССР выполняется контейнерными поездами-экспрессами, среднесуточный пробег к-рых превышает 1000 км. Транзитная перевозка контейнеров из Японии через СССР в страны Зап. Европы и обратно занимает не более 13 суток.

Развитие К. п. определяет уровень технич. прогресса в организации транспортировки грузов. В СССР планируется дальнейшее развитие и увеличение объёма перевозок грузов в среднетоннаж-ных и особенно в крупнотоннажных контейнерах. Для управления К. п. в составе Мин-ва путей сообщения СССР создано (1972) Всесоюзное объединение по контейнерам и пакетным перевозкам ("Союз-трансконтейнер") с широкой сетью периферийных предприятий. И. П. Сиваев.

КОНТЕЙНЕРОВОЗ автомобильный, специализированный полуприцеп для перевозки контейнеров по автомоб. дорогам. Грузоподъёмность от 5 до 30 т. В СССР наиболее распространены К. грузоподъёмностью 5 те; их широко применяют при перевозках универсальных контейнеров брутто 2,5 и 5 т, а также автомобильных контейнеров брутто 0,625 и 1,25 т. За рубежом (США, Япония и др.) широко внедряются К. грузоподъёмностью 20 т для перевозок крупнотоннажных контейнеров брутто 20 т. Аналогичные К. созданы в СССР; они представляют собой полуприцеп рамной конструкции с двухосной тележкой, без настила, оснащённый устройствами для крепления контейнеров. Такой К. приспособлен для буксировки автотягачами типа МАЗ-504В.

Для перевозки контейнеров брутто 30 т за рубежом нередко изготовляют К. с трёхосной тележкой, в к-рой две оси являются самоуправляемыми.

Лит.: Дегтерев Г. Н., Островский Н. Б., Контейнерные и пакетные перевозки грузов автомобильным транспортом, М., 1961; Контрейлеры и крупнотоннажные контейнеры, М., 1962. И. И. Батищев.

КОНТЕКСТ (от лат. contextus - сцепление, соединение, связь), относительно законченный по смыслу отрывок текста или речи, в пределах к-рого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова (фразы) или взятого из него в качестве цитаты выражения. Вне К. ("вырванная из К. "), с к-рым цитата сопряжена стилистически и по смыслу, она может приобретать иное, даже противоположное, значение. В художеств, лит-ре К. определяет конкретное содержание, выразительность и стилистич. окраску не только отдельных слов, фраз, высказываний , но и различных художеств. средств (в т. ч. поэтич. фигур, стихотворных ритмов и др.). К. определяет отбор слов данного стилистич. ряда (см., напр., запись А. Блока во время работы над образом Гаэтана в пьесе -"Роза и Крест": "не глаза, а очи, не волосы, а кудри, не рот, а уста"). Нарушение К. разрушает художеств, единство текста и самый художеств, образ (вне К., напр., нельзя уловить иронию), а иногда используется для стилистич. эффекта, напр, в пародиях.


КОНТЕНО (Contenau) Жорж (9.4.1877, Лан, - 22.3.1964, Париж), французский археолог, специалист по археологии и истории древнего иск-ва Передней Азии. Проф. Брюссельского ун-та (1932-47), главный хранитель восточных древностей Лувра (1937-46). Руководитель ряда археол. экспедиций на терр. Ирана и Ливана. В 1946-57 генеральный директор франц. археол. миссии в Иране.

Соч.: La civilisation assvro-babylonienne, P., 1922; La civilisation phen'icienne, P., 1926; Manuel d'archeologie orientale, v. 1- 4, P., 1927-47.



КОНТИ (Conti) Никколо (г. рожд. неизв., Кьоджа, - ум. 1469, Венеция), венецианский купец. С 1419 до 1444 странствовал по Зап., Юж. и Юго-Вост. Азии и Сев.-Вост. Африке, надолго останавливаясь в Сирии, на о. Шри-Ланка (Цейлон), в Индии и Индокитае, на о-вах Ява (или Суматра), Сокотра и в Египте. В этот период К. плавал по pp. Евфрат, Ганг, Иравади, вдоль берегов Аравийского м., Бенгальского зал., Андаманского м. и проник в Яванское м. Рассказ К., содержащий характеристики посещённых стран, записал П. Браччолини в 1444 во Флоренции.

Лит.: Хенниг Р., Неведомые земли, пер. с нем., т. 4, М., 1963; Вrассiоlini P., Historiae de varietate fortunae..., P., 1723.


КОНТИИ (Contia), род змей сем. ужей. Дл. тела 30-60 см. 11 видов; 9 - на Ю.-З. Азии и Ю.-В. Европы, 1 - в Сев.-Вост. Африке и 1 - в Сев. Америке. В СССР 5 видов, в Закавказье и на Ю. Туркмении. Смирная К. (Contia modesta)- самая крупная из К.; распространена в Закавказье, обитает в горах (встречаясь на высоте до 2 тыс. м)', питается преим. насекомыми, но поедает и др. беспозвоночных, в т. ч. моллюсков. Нек-рые выделяют из рода Contia самостоятельный род Eirenis с 10 видами, а в роде Contia оставляют? только один сев.-амер. вид.

"КОН-ТИКИ" (по имени божества инков), назв. плота из бальзовых деревьев с тростниковым парусом, построенного по образцу древнеперуанских плотов. На "К.-Т."(пл. ок. 100 м2) в 1947 норв. этнограф Т. Хейердал вместе с пятью спутниками прошёл, используя попутные течения и пассаты, за 101 день ок. 8 тыс. км от Кальяо (Перу) до о-вов Туамоту в Тихом ок., чтобы доказать возможность заселения Полинезии с В. Плот хранится в музее "Кон-Тики" в Осло (Норвегия).

КОНТИНГЕНТ (от лат. contingens, род. падеж contingentis - достающийся на долю), 1) совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу, категорию. Напр., коллектив рабочих завода, служащих учреждения, учащихся уч. заведения, состав воинской части и т. п. 2) Установленная для определённой цели норма, предельное количество. Напр., К. приёма в высшие уч. заведения.


КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БЛОКАДА, система экономич. и политич. мероприятий, проводившаяся в 1806-14 наполеоновской Францией по отношению к своему противнику - Великобритании. Была объявлена 21 ноября 1806 Берлинским декретом Наполеона I. Декрет о К. б. запрещал вести торговые, почтовые и др. сношения с Британскими о-вами; К. б. распространялась на все подвластные Франции, зависимые от неё или союзные ей страны.

К. б. способствовала интенсификации отд. отраслей франц. пром-сти (гл. обр. металлургич. и обрабатывающ