БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ее и трудящихся города. В этом основа народности ср.-век. иск-ва.

Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Искусство получает возможность освободиться от патриархальной примитивности средневековья на основе широкого развития историч. самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи нар. творчество впервые отчётливо расходится с "учёным" иск-вом, ориентирующимся на "образованную" верхушку общества, но концентрирующим в себе осн. потенции эстетич. прогресса. В результате происходит отчуждение масс от профессионального иск-ва, к-рое становится всё менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художеств, завоеваний своего времени (Савонарола, Карлштадт, нидерландские "иконоборцы"). Однако на протяжении всей последующей истории нар. творчество, непосредственно отражающее сознание трудящихся масс, их эстетич. вкусы, составляет важнейший пласт художеств, культуры, к-рый нередко служит источником и проф. иск-ва. Вместе с тем формируются направления в иск-ве, к-рые, не будучи прямым выражением эстетического сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, преломляют в себе настроения масс; в этом проявляется H. и., непосредственно или опосредованно связанного с демократич. освободит, движением. Оно выражает, хотя зачастую и противоречиво, идеалы и связанные с ними действит. интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково иск-во Г. Э. Лессинга и Ф. Гойи, P. Бёрн-са и П. Б. Шелли, Л. Бетховена и Г. Гейне, В. Гюго и О. Домье, H. А. Некрасова, Л. H. Толстого, И. E. Репина и M. П. Мусоргского, Лу Синя и P. Тагора.

H. и. проявляется и в творчестве таких художников, к-рые, не будучи связанными с освободит.-демократич. движением, благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его историч. творчества. В этом раскрывается внутр. единство H. и. и реализма, что отчётливо может быть прослежено у таких великих нац. поэтов, без к-рых немыслимо представить себе обществ, самосознание отд. наций: у итальянцев - Данте, у англичан - У. Шекспир, у немцев - И. В. Гёте, у русских - А. С. Пушкин, у грузин - Ш. Руставели.

Демократич. движения эпохи бурж. революций дали возможность впервые осмыслить нар. характер иск-ва, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, к-рую массы ведут за свободу. Основы теории H. и. возникли в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь "учёного" иск-ва с нар. мышлением, с образным и мета-форич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Дж. Вико, И. Г. Гердер, В. Гумбольдт и др.). Центральное место занимает идея H. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художеств, творчестве. Однако большинство представителей романтич. школы (В. Ваккенродер, А. Арним и К. Брен-тано - в Германии, С. П. Шевырёв - в России) подчёркивали преимущественно патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляли его как нечто бессознательное и естественное профессиональному иск-ву как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание H. и. высказали писатели-реалисты А. С. Пушкин, H. В. Гоголь, Стендаль, к-рые видели основу H. и. в нар. жизни, в "духе" народа, преломляющем историч. опыт данной нации.

Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория H. и. была разработана рус. революц. демократами, особенно В. Г. Белинским и H. А. Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное понимание H.и. славянофилами, они сумели связать идею H. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободит, борьбой трудящихся. Революц. демократы были далеки от сентиментальной идеализации мелкобурж. эстетич. сознания (П. Ж. Прудон). В просвещении и раскрепощении народа они видели условие освоения художеств, достижений широкими массами, преодоление той ограниченности распространения профессионального иск-ва только в среде "образованных классов", к-рая заставила Л. H. Толстого подвергнуть острой критике отрыв иск-ва от народа.

Анализ и критика противоречий капи-талистич. цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания H. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств, явлений (антич. художеств, мифологии, ср.-век. нар. поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленностй нар. масс в сфере искусства в бурж. обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является социалистич. революция. Подвергнув критике вульгарное понимание связи иск-ва с интересами "низших классов" (критика романа Э. Сю "Парижские тайны", поэзии "истинного социализма" и т. д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной H. и. лежит объективное, глубоко правдивое художеств, освоение действительности. Если бурж. социология усматривает народность только в тех художеств, явлениях, к-рые являются эстетич. "эквивалентом" определённого состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчёркивали значение реалистич. иск-ва как орудия пробуждения и революционизирования нар. сознания.

Теория H. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения иск-ва в общенар. достояние как один из центр, моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистич. разрыв между художеств, культурой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художеств, ценностей народу. H. и. для Ленина - решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетич. теории, так и художеств, политики.

Бурж. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетич. сознания, порождённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистич. культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что "искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (Ц е т к и н К., Воспоминания о Ленине, M., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художеств, творчества на основе метода социалистического реализма, характеризующегося последовательным осуществлением принципа H. и.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1 - 2, M., 1967; Ленин В. И.. О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., M., 1969; Добролюбов H. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, M., 1950; Горький A. M., Советская литература. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, Собр. соч., т. 27, M., 1953; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, M., 1959; Искусство и народ. [Сб. ст.J, M., 1966.

Г. А. Недошивин.


НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЁТ, см. Учёт народнохозяйственный.

НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ и читальни, общедоступные бесплатные просветит, учреждения в дореволюц. России, предназначенные для широких трудовых слоев населения (рабочих, крестьян, ремесленников и др.). Учреждались и содержались земствами, гор. думами, культурно-просветит. обществами, кооперативными организациями, крестьянскими общинами и отдельными лицами. Первая H. б. была открыта Петерб. комитетом грамотности в 1861 в с. Вязовка Саратовской губ. В 70-80-х гг. возникло ок. 100 сел. H. б. в Вятской, Пермской, Московской и др. губерниях. Первая городская H. б. была учреждена в Томске в 1884, затем открылись H. б. в Одессе, Тбилиси, Харькове и др. городах. В Москве функционировали нар. читальни им. Тургенева (с 1885) и им. Островского (с 1888), в Петербурге - нар. читальня им. Пушкина (с 1887). Царское пр-во тормозило развитие H. б., устанавливая множество ограничений в их работе. В 1890 были изданы "Правила о бесплатных народных читальнях"; фонды H. б. должны были составляться в соответствии с каталогами, утверждёнными Мин-вом нар. просвещения. По свидетельству современников, в H. б. могла попасть 1/10 часть всей выходящей в России лит-ры, разрешённой для приобретения платными публичными библиотеками. В H. б. не допускались произведения В. Г. Белинского, H. А. Добролюбова, M. E. Салтыкова-Щедрина и MH. др. Политика Мин-ва нар. просвещения в отношении H. б. охарактеризована В. И. Лениным как "...вопиющая политика народного затемнения, вопиющая политика помещиков, желающих одичания страны" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 270). Революц. социал-демократия использовала H. б. для по-литич. просвещения и воспитания нар. масс, организуя подпольные фонды марксистской литературы. Под влиянием Революции 1905-07 пр-во вынуждено было отменить "Правила" 1890. H. б. были уравнены в правах с платными публичными библиотеками. К 1914 насчитывалось 12 600 H. б. и читален (ок. 9 млн. тт.). Обычно это были небольшие библиотеки (от 300 до 1000 книг); деятельность их по-прежнему находилась под надзором царского пр-ва. После Окт. революции 1917 H. б. и читальни были преобразованы в массовые библиотеки. См. ст. Библиотека.

Лит.: Стаханов С., Народная библиотека-читальня и ее посетители, M., 1900; Звягинцев E., Правовое положение народных библиотек за 50 лет, M., 1916.

НАРОДНЫЕ ДОМА, клубные учреждения в дореволюц. России. Обычно в H. д. размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. H. д. создавались на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц. Первые H. д. были открыты во 2-й пол. 80-х гг. 19 в. крупными промышленниками. В конце 19 в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах H. д. с просветительскими целями (в Петербурге - Лигов-ский H. д., в Москве - Введенский H. д., в Харькове и Киеве - H. д. Об-в грамотности и др.). Большое культурное воздействие оказывали театральные коллективы нек-рых H.д. (напр., Нар. театр Лиговского H. д., к-рым руководили П. П. Гайдебуров и H. Ф. С карская). Самодержавие тормозило культурно-просветительную деятельность H. д., ограничивая театральный репертуар "благонамеренными" пьесами, затрудняя комплектование библиотек (см. Народные библиотеки).

Большевики широко использовали H.д. для ведения революц. п-ропаганды, организации массовых митингов. 9(22) мая 1906 на митинге в Лиговском H. д. выступил В. И. Ленин (под псевд.- Карпов). После Окт. революции 1917 на смену H. д. пришли массовые культурно-просветит. клубные учреждения.

НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ, в СССР граждане, избранные в установленном порядке в состав всех судов СССР и принимающие участие в рассмотрении уголовных и гражд. дел по первой инстанции. Правило о рассмотрении дел в судах с участием H. з. было введено декретом о суде Nb 1 от 22 ноября 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Основы законодательства о судоустройстве Союза CCP, союзных и авт. республик 1958 устанавливают, что дела во всех судах по первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе судьи и двух H. з.

Обязат. участие H. з. в осуществлении правосудия - один из конституционных принципов советского судопроизводства, выражающих его подлинно демократич. характер. В то же время это одна из форм привлечения трудящихся к гос. деятельности. H. з. может быть избран любой гражданин СССР, обладающий избират. правом и достигший ко дню выборов 25 лет. H. з. районных (городских) нар. судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих, крестьян по месту их работы или жительства сроком на 2 года. Такой же порядок установлен для избрания H. з. военных трибуналов. Н.з. всех других судов (областных, краевых, судов авт. областей и нац. округов, Верховных судов авт. и союзных республик, а также Верховного суда СССР) избираются сроком на 5 лет соответствующими Советами (областными, краевыми Советами депутатов трудящихся, Верховными Советами автономных, союзных республик, Верховным Советом СССР).

H. з. призываются к исполнению обязанностей в судах в порядке очерёдности не более чем на 2 недели в году, кроме тех случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За H. з. из числа рабочих и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется заработная плата. Во время рассмотрения дел в суде H. з. имеют равные права с нар. судьёй. Все вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства и при вынесении приговора, решаются большинством голосов. Нарушение правил об участии H. з. в рассмотрении уголовных и гражд. дел, а также нарушение их прав является безусловным основанием к отмене приговора или решения.

Институт H. з. имеется также в зарубежных социалистич. гос-вах. Во всех европейских социалистич. гос-вах H. з. имеются в судах всех инстанций, участие их, как правило, обязательно при рассмотрении дел по первой инстанции.

НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ, произведения графики, предназначенные для распространения в народных массах; то же, что лубок.


НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ, культурно-просветительные организации в России, ставившие целью распространение муз. знаний среди широких кругов населения путём систематич. обучения музыке, устройства общедоступных концертов, лекций. Возникновение H. к. связано с обществ, подъёмом, вызванным Революцией 1905-07; в их организации участвовали передовые муз. деятели. Первые H. к. открылись в Москве в 1906 и Петербурге в 1908; основным контингентом слушателей были служащие. В др. городах H. к. устраивали гл. обр. концерты и лекции. В первые годы Сов. власти H. к. открылись во MH. городах (Витебске, Ташкенте, Ярославле и др.). Вскоре в связи с реорганизацией муз.-учебного дела они были преобразованы в гос. муз. уч. заведения (техникумы и др.).


НАРОДНЫЕ МУЗЕИ, в СССР культурно-просветительные учреждения, создаваемые по инициативе и при непосредственном участии населения на обществ, началах. Положение о H. м. утверждено Мин-вом культуры СССР в 1965. Задачами H. м. являются сбор, хранение, изучение и экспонирование памятников материальной и духовной культуры сов. народа, а также памятников естеств. истории. H. м. имеют различные профили: краеведческие, исторические, художественные, технические, литературные и т. д. Создаются при пром. предприятиях, колхозах, совхозах, сельсоветах, школах и др. орг-циях по решению Исполкома местного Совета депутатов трудящихся и регистрируются в краевом (областном) управлении культуры, а в республиках, не имеющих обл. деления,- в мин-вах культуры союзной или авт. республики. Работой H. м. руководит обществ, совет музея. Методич.руководство деятельностью H. м. осуществляет ближайший к нему гос. музей соответствующего профиля. На 1 янв. 1973 в СССР насчитывалось ок. 3 тыс. H. м. (гл. обр. в УССР и РСФСР).

И. А. Анощенко.


НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, музыкальные инструменты, созданные народом и распространённые в нар. муз. практике. См. в ст. Музыкальные инструменты.

"НАРОДНЫЕ СМЕЛЬЧАКИ" ("Arditi del Popolo"), вооружённые отряды антифашистов в Италии в 1921-22. Образовались в период наступления фашизма в 1921 из левого крыла "Нац. ассоциации смельчаков Италии" [осн. в 1919 из быв. бойцов штурмовых (ударных) отрядов итал. армии]. Движение "Н. с." приняло подлинно народный характер; в отрядах "Н. с." сражались коммунисты, анархисты, социалисты, республиканцы, католики и беспартийные. Однако руководство антифаш. партий не поддержало "Н. с.", большинство этих партий проводило политику "умиротворения" фашизма, а руководство компартии во главе с А. Бордигой заняло сектантскую позицию, выступив за создание исключительно коммунистич. боевых отрядов. "Н. с." оказались изолированными и были разбиты фашистами. Крупнейшие выступления "H. с." - участие в нар. манифестациях в Риме 6 июля 1921 и воо-руж. бои в защиту Пармы в авг. 1922.

НАРОДНЫЕ СОЦИАЛИСТЫ, энесы, Народно-социалистич. (трудовая) партия, Трудовая народно-социалистич. партия, мелкобуржуазная партия в России. В 1906 выделилась из правого крыла партии эсеров. Лидеры H. с.- H. Ф. Аннвнский, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов, В. Г. Богораз, С. Я. Елпатьевский, В. И. Семевский и др. Офиц. орган - журн. "Народно-социалистич. обозрение" (1906-07). Программа H. с. представляла собой переделку "...эсеровской программы из революционной в оппортунистическую, мещански-легальную..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 44). Она заявляла, что "вся полнота гос. власти должна принадлежать народу", под к-рым подразумевались все трудящиеся - от пролетариев до бурж. интеллигенции. Программа, требуя в интересах крестьян отчуждения помещичьих земель, допускала их выкуп. Выдвигая требование национализации всех земель, программа не затрагивала надельного землевладения и тех частновладельческих земель, на к-рых велось "трудовое хозяйство". В период спада рус. Революции 1905-07 H. с. разделяли политич. линию кадетов. 16-20 апр. 1907 проходила 1-я конференция H. с. После третъеиюнъского государственного переворота 1907 партия H. с., не имевшая массовой базы, фактически перестала существовать. События Февр. революции 1917 возродили её орг-ции. На 1-м съезде партии 17- 23 июня (30 июня - 6 июля) 1917 H. с. объединились с трудовиками. Был избран ЦК, в к-рый вошли Пешехонов, Мякотин, А. Д. Демьянов, С. П. Мельгунов, M. E. Березин и др.; офиц. орган - газ. "Народное слово". Программа партии, принятая съездом, свидетельствовала о превращении H. с. в ярых защитников кулаков, о полной поддержке её лидерами бурж. Временного правительства, о перерождении MH. её членов в открытых врагов социалистич. революции. После Окт. революции 1917 энесы участвовали в контрреволюц. орг-циях и заговорах. В 1918 партия прекратила своё существование.

Д. А. Колесниченко.


НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, 1) в СССР- общественные учебные организации, способствующие самообразованию, культурному развитию и повышению профессионального уровня трудящихся. После Окт. революции 1917 H. у. возникали как одна из многочисл. форм общеобразоват. и культурно-просветит. работы. На 8-м съезде РКП(б) (1919) в Программу партии был включён пункт о всесторонней гос. помощи H. у. как одной из форм внешкольного образования, "самообразования и саморазвития рабочих и крестьян". На новой основе H. у. стали создаваться в кон. 50-х гг. в условиях развитого социалистич. общества, научно-технич. революции и культурного прогресса, когда встала задача организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности строителя коммунизма. Первыми H. у. нового типа явились ун-ты культуры. В Программе КПСС (1961) была отмечена необходимость дальнейшего развития системы H. у. Цели и задачи H. у. различных профилей определены в пост. ЦК КПСС от 8 окт. 1968 "Об улучшении работы народных университетов". Место H. у. в общей системе нар. образования закреплено в ст. 12 Основ законодательства Союза CCP и союзных республик о народном образовании (1973). В соответствии с потребностями обществ, развития, интересами и запросами трудящихся в системе H. у. происходит процесс дифференциации обучения: только по осн. отраслям знаний (общественно-политические, естественнонаучные, экономические, сельскохозяйственные, научно-технические, педагогические, медицинские, правовые и др.) и культуры (музыка, кино, изобразит, иск-во и др.) насчитывается более 50 профилей. В 1973 работало ок. 29 тыс. H. у., в к-рых обучалось 7 млн. чел. (в т. ч. рабочие составляли 31% слушателей, служащие - 34%, колхозники - 13% ); преподавательскую работу вели на обществ, началах св. 508 тыс. учёных и специалистов. Обучение в H. у. бесплатное, без отрыва от производства. Базой их работы являются школы, высшие и ср. спец. уч. заведения, клубные учреждения, производств, помещения предприятий, колхозов и совхозов. Учредителями H. у. выступают Всесоюзное об-во "Знание", ВЦСПС, комсомол, мин-ва просвещения, культуры, высшего и ср. спец. образования, здравоохранения, творческие союзы. Особая роль принадлежит Гос. комитету Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию, организовавшему "Н. у. миллионов". В союзных республиках, их адм. центрах существуют обществ, советы по руководству H. у. Общее руководство и координацию деятельности орг-ций, ответственных за работу H. у., осуществляет Центр, совет H. у. в Москве (созд. в 1968). В его составе 119 видных учёных, обществ, и гос. деятелей; председатель - акад. И. И. Артоболевский.

Лит.: Сборник документов о развитии народных университетов в СССР, M., 1971; Вторая всесоюзная научно-методическая конференция по проблемам развития народных университетов, [в. 1 - 3], M., 1971 - 1972; Дубровина Л. В., Народные университеты, M., 1963.

2) В Зап. Европе, США (с сер. 19 в.) и дореволюц. России (с кон. 19 в.) под назв. "Н. у." функционировали разнообразные учреждения, имевшие целью распространение элементарных общеоб-разоват. и проф. знаний среди трудящихся в интересах развития капиталистич. производства. Первые H. у. появились в Дании в 40-х гг. (Folke hoj skolen). B Англии в 1867 преподавателем Кембриджского ун-та Д. Стюартом было разработано положение об University Extension (чтение курса популярных лекций по одному предмету, составление слушателями письм. работы, к-рая затем проверялась лектором, беседы после лекции). По этому принципу организовывалась работа H. у. в США, Германии, Бельгии и др. странах. Во Франции Universite Populaire имели характер дискуссионного клуба. В России H. у. организовывались как учебные и культ.-просвет, учреждения для взрослых. Первый H. у.- Пречистенские курсы - был открыт в 1897 в Москве. В период Революции 1905-07 H. у. учреждались повсеместно. В 1908 был проведён 1-й Всеросс. съезд деятелей об-в H. у.; открылся Моск. гор. H. у. им. А. Л. Шанявского (см. Шанявского университет). Большевики широко использовали эту легальную форму культ.-просвет, работы для пропаганды марксизма среди рабочих и крестьян. Однако с усилением реакции царское пр-во закрыло почти все H. у. О развитии H. у. после Окт. революции 1917 см. выше - H. у. в СССР. Л. В. Дубровина, А. Ф. Диденко.


НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА, см. в ст. Начальная школа.


НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Многие H. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные H. х. п., работающие на рынок. В условиях капитализма H. х. п. приобретают характер частных мастерских, вовлечённых в общую систему капиталистич. рынка; часто они не выдерживали конкуренции фабричных товаров, вырождались и гибли. В кон. 19 - нач. 20 вв. во MH. странах началось возрождение H. х. п. Система-тич. характер этот процесс получил в со-циалистич. странах. Ему способствует кооперирование нар. мастеров, помощь спец. н.-и. ин-тов. В странах (гл. обр. Азии и Африки), где капиталистич. товарно-денежные отношения носили неразвитый характер, H. х. п. не прекращали своего существования. Отрасли H. х. п. разнообразны. Это - вышивка, керамика, художеств, лаки, ковро-делие, художеств. обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д. Подробнее о H. х. п. см. в ст. Народное творчество, в разделах, посвящённых изобразит, и декоративно-прикладному иск-ву, статей о республиках СССР, странах, а также в спец. статьях о H. х. п.: Абрамцево-Кудринская резьба, Богородская резьба, Великоустюжское чернение по серебру, Вологодское кружево, Гжельская керамика, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Елецкое кружево, Жостовская роспись, Кировский капо-корешок, Косое, Крестецкая вышивка, Кубани, Мстёрская вышивка, Мстёрская миниатюра, Опошня, Палехская миниатюра, Скопинская керамика, Тобольская резная кость, Торжокское золотое шитьё, Федоскинская миниатюра, Холмогорская резная кость, Холуйская миниатюра, Хотьковская резная кость, Хохломская роспись, Чукотская резная кость, Шемо-годская прорезная берёста.

Лит.: Народное искусство СССР в художественных промыслах, т. 1 - РСФСР, М.- Л., 1940; Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX -XX вв., M., 1965; Д о л i н с ь к a M., Майстри народного мистецтва Украхнсько! PCP. Дов1дник, Кшв, 1966. См. также лит. при ст. Народное творчество.


НАРОДНЫЙ ..., в СССР почётное звание, присваиваемое высшими органами гос. власти Союза CCP и союзных республик. См. Звания почётные.

НАРОДНЫЙ АВАНГАРД Коста-Рики, встречающееся в лит-ре название Партии Народный авангард Коста-P ики.


НАРОДНЫЙ БАНК КИТАЯ, эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр КНР. Учреждён 1 дек. 1948 на основе слияния Нар. банка Сев. Китая, Бэйхайского и Сев.-Зап. крестьянских банков. Аккумулирует средства гос. бюджета, гос. орг-ций и предприятий. В его ведении сеть сберегат. касс. H. б. К. осуществляет кредитование нар. х-ва. Предоставляет краткосрочные кредиты на покрытие сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, на заготовку экспортных с.-х. продуктов и др. цели. Осуществляет кассовое обслуживание предприятий, орг-ций. Выполняет междунар. расчёты и операции по покупке и продаже золота и серебра. Банк устанавливает курс валюты - юаня (жэньминьби) к иностр. валютам. H. б. К.- одно и