БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381Портрет стр. 557.

ОСИПОВ Афанасий Николаевич (р. 28.2. 1928, 2-й Иргидский наслег, ныне часть Горного р-на Якут. АССР), советский живописец; засл. худ. РСФСР (1968), чл.-корр. АХ СССР (1973). Учился в Моск. художеств, ин-те им. В. И. Сурикова (1949-55). Создаёт посвящённые совр. жизни народов Якутии преим. жанровые (но с сильно развитым портретным началом) картины, тяготея к декоративно-плоскостной манере ("Правление колхоза", 1967, триптих "Седой Вилюй", 1969, "Строительство дома в наслеге Мытах", 1972,- все в Дирекции художеств, выставок Художеств, фонда РСФСР; "Заслуженный тренер СССР Д. Коркин с учениками. Чурапчинская школа", 1971, Дирекция художеств, выставок Союза художников СССР). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

А. Н. Осипов. "Строители". Центральная часть триптиха "Седой Вилюй" (1969, Дирекция художественных выставок Художественного фонда РСФСР).

Лит.: Потапов И., Образы родного края, "Художник", 1972, № 8.

ОСИПОВ Василий Николаевич [р. 17(30). 12.1917, Петроград], советский лётчик, майор (1944), дважды Герой Сов. Союза (20.6.1942 и 13.3.1944). Чл. КПСС с 1942. В Сов. Армии с 1937. Окончил Чкаловское воен. авиац. училище (1940). В Великой Отечеств, войне 1941-45 участвовал с июня 1941 лётчиком, командиром звена, зам. командира н командиром авиаэскадрильи 5-го гвард. бомбардировочного полка авиации Дальнего действия на Юж., Юго-Зап. и др. фронтах. Совершил ок. 400 боевых вылетов. После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 окончил Рысшую офицерскую лётно-тактич. школу. С мая 1954 в запасе по состоянию здоровья. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и медалями. Портрет стр. 557.


ОСИПОВ Виктор Петрович [31.10 (12.11). 1871, Петербург,-22.5.1947, Ленинград], советский психиатр, чл.-корр. АН СССР (1939), акад. АМН СССР (1944), засл. деятель науки РСФСР (1933). Генерал-лейтенант мед. службы. Чл. КПСС с 1939. В 1895 окончил петерб. Военно-мед. академию; ученик В. М. Бехтерева. Проф. Казанского ун-та (1906-14) и Военно-мед. академии (с 1915), нач. кафедры психиатрии этой академии. В 1929-47 директор Гос. ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. О.- один из основателей патофизиологич. направления в психиатрии. Придавал решающее значение биол. исследованиям, изучению конституционально-генетич. факторов в происхождении шизофрении; опровергал концепцию о роли психологич. комплексов в её происхождении. Обосновал представление о психич. нарушениях при прогрессивном параличе как о позднем сифилитич. психозе. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Курс учения о душевных болезнях, ч. 1, П., 1917; Руководство по психиатч рил, М.- Л., 1931; Вопросы психиатрического распознавания и определения годности к военной службе, Л., 1944.

Лит.: Тимофеев Н. Н., Памяти В. П. Осипова, "Военно-медицинский журнал", 1948, № 9.

ОСИПОВ Николай Петрович [ 15(28).!. 1901, Петербург,-9.5.1945, Москва], советский исполнитель-виртуоз на балалайке, дирижёр и педагог, засл. арт. РСФСР (1942). Обучался у А. М. Дыхова - артиста Великорус, оркестра. В 1928-39 солист Моск. филармонии, с 1940 до конца жизни художественный руководитель и дирижёр Государственного оркестра народных инструментов (с 1946 Гос. рус. нар. оркестр им. Осипова). О. был блестящим виртуозом, расширившим выразит, и технич. возможности балалайки как сольного инструмента. По инициативе О. и в творческом содружестве с ним сов. композиторы, в т. ч. Н. П. Бу-дашкин, создали ряд произв. для балалайки.

ОСИПОВ Пётр Николаевич [р. 15(27).!. 1900, дер. Кудемеры, ныне Козловского р-на Чуваш. АССР], чувашский советский писатель. Чл. КПСС с 1946. Окончил мед. ф-т Казанского ун-та (1924). Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1940), засл. врач РСФСР (1945). Один из зачинателей чуваш, драматургии. Автор пьес: "Кужар" (пост. 1920), "Айдар" (пост. 1924; рус. пер. 1964), "Симфония будней" (пост. 1935; рус. пер. 1937), "Заветная мечта" (пост. 1960) и др., поев, жизни и борьбе чуваш, народа, его участию в строительстве новой жизни в первые годы Сов. власти. Мн. годы О. работал в Чуваш, театре им. К. В. Иванова (Чебоксары) как актёр, режиссёр и переводчик пьес рус. и зарубежных классиков. К лучшим его произв. принадлежит роман "Эльгеевы" (1973)-об Окт. революции 1917 и событиях первых лет Сов. власти в Чуваш, крае. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Пьесасем, кёнеке 1 - 2. Шупаш" кар, 1957-60.

Лит.: Чувашские писатели. Биобиблиографнческий справочник, Чебоксары, 1964. Н. С. Дедушкин.

ОСИПОВИЧ А. (1853-1882), псевдоним русского писателя А. О. Новодвор-ского.

ОСИПОВИЧИ, город (с 1935), областного подчинения, центр Осиповичского р-на Могилёвской обл. БССР. Ж.-д. узел (линии на Могилёв, Минск, Гомель, Гродно). 23 тыс. жит. (1974). Консервно-пищ. комбинат, мелькомбинат; з-ды: картонно-рубероидный, маслодельный, железобетонных изделий, хлебозавод; предприятия ж.-д. транспорта и деревообр. пром-сти.

ОСИРИС, в др.-егип. мифологии один из наиболее почитаемых богов, культ к-рого из г. Бусириса (где он первоначально почитался) в сер. 3-го тыс. до н. э. распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам, О. считался сыном бога земли Геба и богини неба Нут, его сестрой и cynpyroji была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, О. управлял им мудро и справедливо. Брат его, злей бог пустыни Сет, завидуя ему, убил О., а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида собрала их и с помощью магич. заклинаний оживила О. Миф об О., умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельч. народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. О. считался богом зерна, виноделия, дарующим жизнь и влагу, покровителем и судьёй мёртвых. В греко-римскую эпоху культ О. широко распространился за пределами Египта. Миф о нём оказал существенное влияние на формирование мифа о Христе. Изображался О. обычно в виде мумии.

Бог Осирис. Бронза. 7 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М.- Л., 1956; см. также лит. при ст. Египет Древний, раздел Культура.

ОСИС Янис Аугустович [23.6(5.7). 1895, Рига,- 3.11.1973, там же], латышский советский актёр, нар. арт. СССР (1956). Учился в Петрогр. ун-те. С 1916 участвовал в спектаклях латыш, пет-рогр. Нового театра. После Окт. со-циалистич. революции 1917 участник драматич. коллектива одного из латышских стрелковых полков. В 1919-1971 актёр Рабочего театра Сов. Латвии (ныне Латв. театр драмы им. А. Упита, Рига). О.- выдающийся представитель латыш, реалистич. актёрского иск-ва. Его творчество отмечено углублённым раскрытием психологии персонажей, силой социальной типизации. Среди лучших ролей: Левий, Минтаут ("Иосиф и его братья", "Индулис и Ария" Райниса), Гароза ("Сын рыбака" Лациса), Ванаг ("Земля зелёная" Упита), Цеплис ("Цеплис" Розита), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Городничий ("Ревизор" Гоголя), Лыняев ("Волки и овцы" Островского), Забелин, Гвоздилин ("Кремлёвские куранты", "Третья патетическая" Погодина). Снимался в кино. Гос. пр. СССР (1950, 1951). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Я. А. О с и с в роли Ванага ("Земля зелёная" А. Упита).



Лит.: G г ё v i n s V., Janis Osis, Riga, 1962. "

"ОСИФЛЯНЕ", представители церк.-политич. течения в Русском гоове в кон. 15-16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви; см. Иосифляне.

ОСКАЛ-ООЛ Владимир (наст, имя -С а т) Базыроолович (р. 31.12.1920, село Хондергсй, ныне Дзун-Хемчинского р-на Тув. АССР), советский жонглёр, руководитель и участник группы тув. жонглёров и эквилибристов-танцоров на проволоке, нар. арт. РСФСР (1969) и Тув. АССР (1963). Чл. КПСС с 1944. В 1939 окончил Гос. уч-ще циркового иск-ва (Москва). В 1941 возглавил отделение тув. театрального уч-ща; выпускники этого отделения в 1945 стали осн. ядром руководимого О.-о. ансамбля жонглёров и эквилибристов-танцоров на проволоке. В составе группы О.-о.- его жена и партнёрша Дунзеимао О.-о., их дети Юрий О.-о., Майя О.-о., К. Дончи-оол и др. Группа О.-о. гастролировала в Индии, Бирме, Индонезии, Монголии, Венгрии, Болгарии, ГДР, Франции и др. Деп. Верх. Совета Тув. АССР 1-2-го созывов. Награждён орденом Ленина.

ОСКИ, опики (лат. Osci, греч. Opikoi, Opikes), общее назв. италийских племён, населявших с кон. 2-го тыс. до н. э. юж. и часть ср. Италии и говоривших на различных диалектах оскскоумбрской языковой ветви (см. Оскский язык). Племена, условно называемые О., делились на 3 группы: северную (сабины, пелигны, марруцины и др.), центральную (кампанцы, самниты и др.) и южную (луканы, локры и др.).

ОСКОЛ, река в Курской и Белгородской обл. РСФСР и Харьковской обл. УССР, лев. приток р. Северский Донец (басс. Дона). Дл. 472 км, пл. басе. 14800 км2. Берёт начало на Среднерусской возв., течёт в основном на Ю., в низовьях - Краснооскольское водохранилище. Питание преим. снеговое. Половодье с кон. марта до нач. мая. Ср. расход воды в 9,5 км от устья 44,2 м3/сек. Замерзает в ноябре - нач. декабря, вскрывается в марте - нач. апреля. Используется для водоснабжения. В 12 км от устья - Краснооскольская ГЭС. На О.- гг. Старый Оскол, Новый Оскол, Купянск.

"ОСКОЛКИ", русский юмористич. журнал с карикатурами, издававшийся еженедельно в Петербурге (1881-1916). С 1882 по 1905 редактором-издателем был Н. А. Лейкин. Осн. жанры "О.": юмористич. обозрение, рассказ-сценка, в к-рых высмеивались купеческие, чиновничьи, театральные нравы. На страницах "О." - самого либерального из юмористич. журналов 80-х гг.- печатались стихи и проза Л. Н. Трефолева, Н. С. Лескова, В. А. Гиляровского, Лей-кина и др. В 1882-87 в журнале активно сотрудничал А. П. Чехов.

Лит.: Мышковская Л., Чехов и юмористические журналы 80-х гг.. М., 1929; История русской журналистики XVIII- XIX вв., 3 изд., М., 1973, с. 495 - 98.

ОСКОРБЛЕНИЕ, по советскому уголовному праву умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Может быть нанесено словесно, письменно, жестами, действиями и т. п., публично, в присутствии потерпевшего, либо заочно (в этом случае О. признаётся преступлением только при условии, если виновный желал или сознательно допускал, что его оскорбит, высказывания станут известны потерпевшему). О. наказывается исправит, работами на срок до 6 мес, штрафом до 50 руб., возложением на виновного обязанности загладить причинённый вред, либо обществ, порицанием. При незначительности поступка могут быть применены меры обществ, воздействия, в т. ч. передача дела на рассмотрение товарищеского суда. Более строгая ответственность установлена за О. в печати или совершённое лицом, ранее судимым за О. (если судимость не снята). Дело об О. возбуждается только по жалобе потерпевшего (т. н. частное обвинение) и подлежит прекращению в случае примирения сторон до удаления суда для вынесения приговора.

Сов. уголовное законодательство предусматривает повышенную ответственность за О. представителя власти или представителя общественности, выполняющего обязанности по охране обществ порядка, О. работника милиции или нар. дружинника (см., напр., статьи 192, 192 УК РСФСР).

ОСКСКИЙ ЯЗЫК, язык осков, один из языков италийской подгруппы (оскскоумбрсг.ая языковая ветвь) индоевроа. семьи языков (см. Италийские языки). Тексты, записанные этрусским, греч. и лат. алфавитами, датируются 5-1 вв. до н. э. Сохранилось ок. 300 оскских надписей, к-рые представляют собой монетные легенды, надписи на межевых камнях, надгробные и посвятительные надписи. О. я. имел св. 11 диалектов. Характеризуется сохранением дифтонгов и интервокального -s-, переходом лабиове-лярных в лабиальные и анаптиксисой (возникновением облегчающего произношение гласного звука при скоплении согласных).

Лит. см. при ст. Италийские языки.

ОСКУЛИРУЮЩАЯ ОРБИТА (от лат. osculor - целую), орбита, по к-рой стало бы двигаться небесное тело, если бы в нек-рый момент времени возмущающие силы (см. Возмущения небесных тел) внезапно перестали действовать на тело. О. о. может быть определена для любого момента времени, причём разным моментам времени, вообще говоря, соответствуют различные О. о. Элементы, определяющие О. о., наз. оскулирующими элементами, а момент времени, для к-рого эти элементы вычислены,- моментом, или эпохой, оскуляции. О. о. может быть эллипсом, параболой или гиперболой (см. Двух тел задача). О. о., вычисленная для момента, лежащего в середине промежутка времени, охватываемого наблюдениями небесного тела, в течение длительного времени (для малых планет и комет - в течение неск. недель или даже месяцев) с высокой точностью соответствует его реальному движению.

Реальное движение небесного тела можно рассматривать как движение по О. о., элементы к-рой непрерывно изменяются с течением времени. Т. о., в момент оскуляции О. о. соприкасается с реальной траекторией тела. Поэтому её иногда наз. также мгновенной орбитой. Хотя О. о. можно пользоваться при изучении какого угодно движения, но наиболее эффективным этот метод, наз. методом вариации произвольных постоянных (элементов), оказывается в тех случаях, когда возмущающие силы малы по сравнению с притяжением центр, тела. Основы метода вариации произвольных постоянных были заложены И. Ньютоном, а затем этот метод был детально разработан Ж. Лагранжем.

Лит.: Л а г р а н ж Ж., Аналитическая механика, пер. с франц., т. 1 - 2, М.- Л., 1950. Г. А. Чеботарёв.

ОСЛАБИТЕЛЬ СВЕТА, поглотитель света, оптическое устройство, предназначенное для ослабления светового потока или, в общем случае, потока излучения. О. с. изготовляются в виде сеток, диафрагм, рассеивающих пластин, вращающихся дисков с вырезами, твёрдых, жидких или газообразных поглощающих (абсорбционных) светофильтров, интерференционных светофильтров, клиньев фотометрических. О. с., не изменяющие относит, спектрального распределения проходящего через них света, наз. нейтральными (неселективными), в противном случае - селективными. Последние служат для исправления спектрального состава или цветности излучения, в частности для выделения широких или узких участков спектра либо наоборот - их исключения из пропускаемого (реже - отражаемого) света. О. с. широко применяются при световых измерениях (см. Фотометрия) и в спектрометрии (напр., для уравнивания интенсивностей световых пучков или изменения спектральной чувствительности приёмников), а также в практич. целях в полиграфии, кинофототехнике и пр.

Лит.: Мешков В. В., Основы светотехники, ч. 2, М.- Л., 1961; ГОСТ 14686-- 69. Средства измерений световых величин. Д. Н. Лазарев.

ОСЛАБЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ, процесс уменьшения оптической плотности фотографич. изображения путём удаления из него части металлич. серебра (для чёрно-белых фотографич. материалов); избирательное частичное обесцвечивание синего, жёлтого или пурпурного тонов (для многослойных цветных фотографич. материалов).

О. ф. чёрно-белых фотографич. материалов основано на частичном окислении металлич. серебра, образующего фотографич. изображение, в растворимые соли с последующим их вымыванием из светочувствит. слоя (см. Отбеливание фотографическое). Различают три вида О. ф.: субтрактивное (поверхностное), пропорциональное и сверхпропорциональное. Растворы для субтрактивного О. ф. удаляют одинаковое количество металлич. серебра со всех участков изображения. При этом контраст изображения не изменяется или незначительно уменьшается. Субтрактивное О. ф. применяется для снятия различных видов вуали фотографической, для исправления переэкспонированных негативов, фонограмм переменной ширины и др. При пропорциональном О. ф. большее количество металлич. серебра удаляется с участков изображения с большей оптич. плотностью (с участков изображения с очень малой оптич. плотностью металлич. серебро удаляется незначительно). Этот вид О. ф. применяется для исправления перепроявленных негативов, фонограмм переменной плотности и для равномерного уменьшения контраста изображений. В случае сверхпропорционального О. ф. металлич. серебро удаляется гл. обр. с участков изображения, обладающих большой оптич. плотностью. Сверхпропорциональное О. ф. используется для исправления очень контрастных плотных негативов.

О. ф. позволяет улучшить качество переэкспонированных и перепроявленных негативов, однако полностью компенсировать ошибки экспозиции и проявления фотографического при этом не удаётся. В нек-рых случаях метод О. ф. применяется также для удаления изображения с отд. участков позитивов. О. ф. цветных изображений осуществляют с целью улучшения цветового баланса (см. Цветная фотография).

Лит.: Блюмберг И. Б., Технология обработки фотокиноматерналов, 2 изд., М., 1967; М и к у л и н В. П., Фотографический рецептурный справочник, 4 изд., М., 1972; Ш а ш л о в Б. А., Теория фотографического процесса, М., 1971. Л. Д. Первова.

ОСЛАБЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ оптический тела, безразмерное отношение суммы поглощённого, отражённого и рассеянного телом потоков излучения к упавшему на него потоку излучения; см. Отражение света, Поглощение света, Рассеяние света.

ОСЛАБЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЬ среды, показатель экстинкции, величина, обратная расстоянию, на к-ром поток излучения, образующего параллельный пучок, ослабляется за счёт совместного действия поглощения света и рассеяния света в среде в 10 раз (десятичный О. п.) или е раз (натуральный О. п.). О. п. есть сумма поглощения показателя и рассеяния показателя среды. Эти показатели зависят от набора частот v (длин волн Л), характеризующих исходный поток. Значение О. п. для предельного случая одной единственной v наз. монохроматическим О. п. Как и показатели поглощения и рассеяния, О. п. может быть отнесён к объёму среды либо к массе ослабляющего вещества; соответственно, говорят об объёмном и м а с с о в о м О. п. См. также Оптическая толщина.

ОСЛИННИК, род двудольных растений сем. кипрейных; то же, что энотера.

ОСЛИННИКОВЫЕ, семейство двудольных растений; то же, что кипрейные.

"ОСЛИНЫЙ ХВОСТ", группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от Бубнового валета и организовавшая в 1912 две одноим. выставки - одну в Москве, другую, совм. с чл. Союза молодёжи, в Петербурге. Эпатирующее назв. "О. х.", связанное с одним из эксцессов франц. авангардизма, должно было, по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художеств, творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая заострённость лозунгов и нарочитое "огрубление" образного строя сближали художников "О. х." с практикой лит. футуризма. Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.) в противовес "западничеству" "Бубнового валета" обратились к примитивизму (при этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов), традициям рус. иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на вост. иск-во (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем нек-рые из этих художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к совр. течениям зап.-европ. иск-ва - футуризму и кубизму. На следующих выставках группировки ( Мишень", 1913; "№4", 1914) ряд её участников выступил с произв. в духе т. н. лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).

Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник, М., 1913; Дьякон и цын Л. Ф., Идейн ные противоречия в эстетике русской живописи конца 19 - начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190-198.
ОСЛО (Oslo), в 1624-1924 К р и с т и а н и я (Christiania, Kristiania), столица Норвегии, крупнейший экономии, и культурный центр страны. Расположен на сев. побережье глубоко вдающегося в сушу Осло-фьорда, в холмистой местности с высотами до 300-400 м. Климат умеренный, океанический, с мягкой зимой; ср. темп-pa января до -5 °С, июля 16 °С; осадков 677 мм в год.

Площадь собственно города 453 км2, нас. 473 тыс. чел. в 1973. Вместе с пригородами и городами-спутниками Берум, Ашер, Сандвика и др. образует гор. агломерацию Большого О. с нас. св. 700тыс. чел. (ок. 18% населения страны). О. входит в фюльке Акерсхус.

Городское управление. Функции управления осуществляет муниципальный совет (бистюре), избираемый населением на 4 года. 1/4 депутатов образует руководящий совет (форманнскапет), к-рый избирает из своего состава на 1 год председателя и заместителя. Муниципальный совет назначает муниципальных служащих, управляет муниципальными предприятиями, назначает советников (родманнов), к-рым подчинены различные местные учреждения (налоговое управление, казначейство, управление коммуникаций и т. д.). Пр-во представлено в О. губернатором, назначаемым королём.

Историческая справка. О. осн. ок. 1048 соролём Харальдом III Хардероде. В кон. 3 в.- 1380 - резиденция норв. королей. С 1572 - центр дат. администрации в Норвегии. После пожара 1624 был заново отстроен на новом месте и назван Христиания (по имени дат. короля Кристиана IV), паз. так до 1924. В 1814 объявлен столицей Норвегии. С 19 в. быстро развивался как пром. и торг, центр.

Экономика. О.-гл. пром.-трансп. центр Норвегии. Через порт (грузооборот ок. 5 млн. т в 1971, в т. ч. внешнеторговый - 3,5 млн. т) проходит ок. 30% внешне-торг. оборота страны. Ж.-д. узел. Аэропорт Форнебу имеет междунар. значение. Доля Большого О. в пром. произ-ве Норвегии превышает 20% . На пром. предприятиях собственно города О. (в адм. границах) сосредоточено 17% занятых (64 тыс. чел. в 1970) и производится 17% обгценац. валовой пром. продукции. Преобладают отрасли машиностроения и металлообработки (св. 30% общенорв. произ-ва машин и оборудования). Наиболее развиты произ-во энергосилового и целл.-бум. оборудования, судостроение и судоремонт (концерн «Акерш»), электротехника и радиоэлектроника (з-д магнитофонов, радиоприёмников и телевизоров «Танберг» и др.), передельная металлургия (з-д электростали в Беруме). Имеется швейная, полиграфич. и пищ. пром-сть. М. Н. Соколов.

Архитектура. На вост. берегу зал. Пипервика - остатки Старого города (с крепостью Акерсхус, ок. 1300, перестроена в 15-16 вв.), от к-рого к С. и С.-З. идут регулярные кварталы центра совр. О. с гл. улицей Карл-Юханс-гате (ведущей от вокзала к классицистич. королевскому дворцу, 1824-48, арх. X. Д. Ф. Лин-стов), где расположены классицистич. ун-т (1838-52, арх. К. X. Грош; актовый зал-1910-11, арх. X. Синдинг-Ларсен, росписи Э. Мунка) и эклектич. стортинг (парламент; 1866, арх. Э. В. Ланглет). Деловая часть города находится между Карл-Юханс-гате и портом. Пром. предприятия сосредоточены гл. обр, в вост. части города (Эсткант). В зап. части О. (Весткант) - особняки буржуазии. Среди памятников архитектуры: барочный собор (1690-е гг.), эклектич. нац. театр (1891-99, арх. X. Булль); ратуша с чертами нац. романтики (1933-50, арх. А. Арнеберг, М. Поульсон), богато украшенная скульптурой, а внутри - росписями (П. Крог, Э. Мунк, А. Револль и др.); функционалистский Дом правительства (1958, арх. Э. Викшё). В соответствии с ген. планом развития города (проект Большого О.; 1948-50) застраиваются новые пригородные р-ны (Ламбертсетер, Тонсенхаген, Бёлер и др.).

Осло. Вид на приморскую часть города.

Линии метро (гл. обр. наземные) связывают центр О. с новыми жилыми р-нами и центром лыжного спорта - Хольменколленом. Прилегающая к городу с С. холмистая и лесистая местность Нурмарка - популярная зона отдыха. Многочисленные парки [в т. ч. Фрогнер-парк с гигантским скульптурным ансамблем Г. Вигеланна (1900-43)] и памятники (скульпторы Г. Вигеланн, С. Синдинг И Др.). А. С. Зайцев.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В О. находятся: ун-т О. (см. Осло университет), Консерватория, Гос. академия художеств; Норв. академия наук и лит-ры; крупнейшие библиотеки - б-ка ун-та и городская; крупнейшие музеи - Университетский музей нац. древностей, Норв. нар. музей (осн. 1894), Нац. галерея (осн. 1837), Музей прикладного иск-ва (осн. 1876), на п-ове Бюгдё находятся музеи чфрам» и «Кон-Тики». Работают (1973): драматич. труппы - Нац. театр (с двумя сценич. площадками), Норв. театр, Новый театр О., Норв. опера.

Лит.: Bull E., Oslo historic, Oslo, 1931; Oslo. Planlegging og utvikling, Oslo, 1960; Berg A., Det gamle Christiania, Oslo, 1965.

ОСЛО УНИВЕРСИТЕТ (Universitet i Oslo), первый ун-т Норвегии, осн. в 1811. В составе ун-та (1973): ф-ты - теологии, юриспруденции, мед., истории и философии, математики и естеств. наук, стоматологии, обществ, наук; ин-ты - психологии (осн. в 1908), экономики (1932), педагогики (1936), обществ, наук (1950), социологии (1950), государство-ведческих наук (1957) и др.; при ун-те - географич. об-во (1889), матем. об-во (1918); в б-ке ок. 2 млн. тт. В 1972/73 уч. г. в ун-те обучалось 14 тыс. студентов, работало св. 1,2 тыс. преподавателей, в т.ч. 224 профессора.

ОСЛО-ФЬОРД (Oslofjord), залив у юж. берега Норвегии, сев. часть зал. Бохус. Дл. 102 км, шир. у входа 15-30 км. Макс. глуб. 354 м. В сев. части много о-вов. Приливы полусуточные, их величина ,цо 0,5 м. Крупный порт - Осло.

ОСЛЫ (Asinus), подрод непарнокопытных млекопитаю